Концептуальные игры с пространством от полуночников с «Площади Мира»

IMG_9688+

За последний месяц Красноярск буквально наводнили «культурные ночи». Сначала нас всех на ночевку зазывали в театр, теперь в библиотеку. А на прошлых выходных мы побывали на 28-й Музейной ночи «Мир и площадь». Немного с опозданием, но подробно — о ее концепции, итогах и премьерных проектах.

Уже подходя к Музейному центру, мы поняли, что нас всех ждет настоящий аншлаг — длиннющая очередь тянулась почти до самого конца главной лестницы, прокладывающей дорогу ко входу. Почти такая же толпа собралась возле охранников, непреклонно заставлявших проходить через «пикающую арку». Изрядная часть ценителей современного искусства скопилась на улице. То ли в ожидании опаздывающих друзей, то ли заслушавшись живой музыкой в исполнении Odd heavens, то ли в предвкушении сета на гигантских стульях, красноярцы оставались на улице, несмотря на холодный ветер.

IMG_9632+


 «Кругом 16»

Главной «фишкой» первой в этом году Музейной ночи стало сопоставление и выражение образов-понятий «мир» и «площадь». Это нерушимое и неустойчивое, вечное и временное, универсум и город в концептуальном смысле слова. Организаторы, неустанно играя с пространством, предложили всем и каждому пересмотреть эти понятия для себя.

Концептуальные игры этим не ограничились. Другой особенностью стало символичное сочетание чисел даты проведения: 16 – апрель – 16 или 4х4 – 4 – 4х4 — указано в описании мероприятия. Простая арифметика, которая только добавила антуража.

Сделав акцент на цифре 16, организаторы даже придумали специальную акцию, тем самым дав возможность тому, кто принесет с собой 16-килограммовую гирю,  пройти бесплатно. Ее не нужно было отдавать насовсем, хотя она и могла стать частью композиции бренда Музейного центра «Кругом 16», оформленной при содействии Ассоциации гиревого спорта.

Интерактивную выставку составили из ненастоящих гирь. Не знаем, какой материал был использован при их изготовлении, но на ощупь они были мягкими, а при поднятии казались воздушными. Конечно, к ним никто не смог остаться равнодушным, поэтому социальные сети запестрели фотографиями «силачей».

1461064165_DSC_8099


Слева — «Код города», справа — Ньютон

Недалеко от платформы красовался «Код города» — кросс-медиа проект, в рамках которого жители города исследуют территорию, на которой живут, создавая человеческий код родного города. Помните, еще на КРЯККе была такая большущая доска, где все дружно на стикерах вписывали значимые для города имена, события, объекты? Так вот, на Музейной ночи мы получили возможность не только увидеть, что было написано во время ярмарки, но и добавить туда кое-что новенькое.

Кстати, проект был дополнен работами из собственной коллекции музея, которые когда-то делали студенты архитектурной академии под управлением профессора Олега Ампилогова. Авторские диорамы и одновременно окна на открывающийся взору пейзаж стали эдаким 3D отражением городских улиц.

Правый карман сформировал интерактивную выставку от «Ньютон парка». Здесь бессмысленно описывать экспонаты, творящие электрические по физическим законам чудеса, просто советуем хоть раз к ним сходить. На Музейной ночи они устроили настоящее электрошоу! Наглядный пример неправильного использования микроволновки — пожалуйста, разнообразные способы включения обычной лампочки — всенепременно, вызвать девочку из зала и зарядить ее настолько, чтобы волосы встали дыбом, а зрители бились током  — обязательный номер программы! Все это в сопровождении рассказанных толковым языком научных объяснений и проверки знаний физики и химии у собравшихся. Было здорово, одним словом.

IMG_9657+


Словацкие «Архитектоны»

Попав в Темную галерею, мы получили возможность собственными глазами увидеть совместный проект Музейного центра и Словацкого института при посольстве Словацкой Республики в Российской Федерации «Архитектоны», открытие которого состоялось всего двумя днями ранее. Международный проект художника из Словакии Петера Цвика представляет современную городскую живопись в новом измерении.

«Художник живет и работает в Братиславе. Он много работает с архитектурой именно как с пространством. Для него современный город — это пространство для интерпретации. Он берет узнаваемый пейзаж Братиславы и интерпретирует его как некую структуру городского пространства», — еще на открытии рассказала нам куратор выставки Алла Нуждина.

Монументальные по размеру работы выполнены из акрила. По словам Аллы, художник работает достаточно быстро, поэтому много времени они не отнимают.

«В основе работ лежит классический рисунок, который он уже сверху интерпретирует. Город для него — это пространство коммуникации, некие силовые линии», — добавила кураторПосле Красноярска выставка отправится на московскую биеннале.

1460722579_DSC_3633


Флюорография мебели, Ленин и российские художники

Совсем рядом, за стенкой, в самой узкой галерее Центра, расположились работы из Неофициального альбома самого модного художника-сюрреалиста России Рината Волигамси. Наверное, никогда еще с такой улыбкой не приходилось смотреть на Владимира Ильича Ленина, как здесь. Кстати, этот альбом можно с легкостью отыскать в Интернете.

Выбравшись и узенького прохода, мы попали на инсталляцию «Оллэбаут май лов» Анны Жёлудь. Электрические чайники, утюги, мебель, туфли преобразились в скульптуры из железных прутьев. По некоторым сведениям, сама автор сравнивает их с рентгеновскими снимками.

А на втором уровне Светлых залов развернулась уникальная выставка работ из фондов музея «Тернии и звезды». Как говорится, все новое — это хорошо забытое старое. Здесь мы смогли увидеть творения таких признанных российских художников, как Иван Плющ, Вячеслав Мизин, Николай Булыгин, Юрий Аввакумов, Алексей Булдаков, Сергей Луценко, Дамир Муратов и Константин Батынков.

IMG_9673+


Лонг-риды на сибирский манер

Если вы всегда мечтали попутешествовать по обширным сибирским просторам, но вам по каким-то причинам этого сделать не удавалось, то новый исследовательский проект портала «Сибирь и точка» для вас. Авторы — Анна Груздева и Антон Петров составили из фото популярные сейчас лонг-риды, которые можно читать с юга на север и наоборот, от Алтая до Диксона. «Вот видите насколько опасны путешествия по Сибири. Накопаешь такое, что и показать хочется!», — с улыбкой сообщают создатели проекта.

Диксону здесь уделено особое внимание. «Мы были в Диксоне всего 6 дней (ездили в декабре 2014). Это крайне мало, но что-то из этого все равно прижилось. Это первая часть проекта. Вторая часть посвящена интервью полярников, которые уехали на Диксон. Там мы собрали фотографии из семейных архивов. Например, снимки младенцев, которые пьют из миски вместе с белыми медведями», — рассказала нам Анна. К радости тех, кто заинтересовался сим детищем, в полноразмерном варианте все можно посмотреть по адресу dikson.siburbia.ru.

1461056018_8JgAirxfTbk


Заводская атмосфера Саши Кузнецова и пара слов о других новинках

Следующим открытием ночи стала галерея Александра Кузнецова. Протиснувшись сквозь толпу посетителей Кабинета труда, мы попали в бывший технический коридор, где развернулось пространство, посвященное обычному труженику сибирских заводов. Огромные фотографии заводчан, обуглившиеся кабинки не пришедших шахтеров в сочетании с более, чем 400 объектами из коллекции Краеведческого музея — от первых молотков до спутников и табличек погрузили полуночников в атмосферу промышленного труда и быта. Здесь можно найти даже табличку штаба перекрытия Енисея красноярской ГЭС, и большое количество хроники местных заводов 40-60х годов.

Из новенького на Музейной ночи каждому следовало отыскать премьерную серию Сергея Серова «30on30», посвященную Чернобылю, вязаный этаж, где уютно расположились вещи и предметы быта от начала XIX века, где дизайнер Вадим Марьясов с помощью ниточных переплетений поднял кровать в воздух, а Наташа Юдина связала портреты Гагарина и Путина невообразимо длинными деревянными спицами. Неподалеку спряталась сплетенная инсталляция Андрея Бартенева «Люби меня», а также альтер эго Леонида Тишкова, чью фундаментальную выставку «Взгляни на дом свой» жители города полюбили всей душой.

IMG_9700+


От событийности до попытки избавиться от КИЦа

Ну а событийная программа порадовала не только живой музыкой и электрошоу. Были и фильмы, и видео-инсталляции, кто-то создавал перфоманс из наблюдений за посетителями ночи, кто-то читал стихи и играл в скетчинг-квест, кто-то создавал космогравюры и нещадно резал дерево, а кто-то просто играл в японскую игру Кой-кой и несмело пытался освоить композитинг. Но судя по Интернет-отзывам красноярцев, все это померкло на фоне спектакля от «Театра на крыше». Бурю эмоций и размышлений вызвал у зрителей «Монолог артистов» по произведению Эдварда Радзинского в исполнении артистов Красноярского драматического театра имени А.С. Пушкина. И, конечно, любителям активного и аудиального искусства пришлась по душе музыкальная программа «Sekta». Организаторы даже специально убрали из кинолекционного зала все стулья и оставили место для танцев.

Экспозиционные бутафории, интерактивные площадки и концепт «площади» и «мира» в конце концов слились в единый организм. Кстати, как нам по секрету еще на пресс-показе рассказал арт-директор музея Сергей Ковалевский, «Площадь мира» — это попытка уничтожить слово КИЦ, значение которого известно далеко не всем, как оказалось. Команда «Касдома» не прогадала, отказавшись от сна в эту ночь в пользу культурно-инновационного центра. Уставшие, но заряженные эмоциями и током, удивленные современным искусством и успевшие кое-чему научиться на площадках центра, мы с нетерпением ждем 29-ю Музейную ночь.

IMG_9818+


Авторы фото № 3, 5 и 7 — Владимир Дмитриенко и Ильдар Нургалиев. 

А пока представляем главные итоги Ночи в нашем культурном видеообзоре:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *