Мы, дети Советской и постсоветской России, научены, что главный праздник страны — Новый год. Елка, мандарины, поздравление главы государства — основы момента, в который принято подводить некие итоги и строить планы на будущее, загадывать желания или верить в чудо Деда Мороза. Семидесятилетие забвения русских традиций перевернули российский календарь сверх на голову.
Сто лет назад в русском табель-календаре выходной неделей всегда были Светлая седмица и Страстная, начиная с четверга. В этом был определенный духовный смысл: Пасха — самый главный церковный праздник, и на Руси она всегда отмечалась с особым размахом и любовью. Новый год же отмечался одним выходным днем, а предшествующее ему Рождество (по старому же стилю, конечно) — тремя выходными днями.
Сегодняшние новогодние каникулы, к великому сожалению, какого-либо государственного, общественного или церковного значения не представляют, являясь ничем иным как недельной передышкой.
Итак, 1 января — новогодний выходной, 7 января — само Рождество Христово, 10 января — Собор Пресвятой Богородицы, 11 января — день памяти святого первомученика Стефана… Для верующих с этими выходными днями все понятно. Но где искать глубинный смысл пяти выходных дней со 2 по 6 января, обозначенных в государственном календаре Российской Федерации как новогодние каникулы, увы, непонятно. Разве что смысл этот — в возможности вдоволь пообщаться с родственниками, попутешествовать, в худшем случае — поучаствовать в увеличении объемов потребления высокоградусных напитков.
Стоявшие теплые праздничные дни пришлись на радость красноярцам. Особенно Рождество Христово. Праздник, безусловно, и был церковно-государственный. Однако в 2015 году получил общегородское значение и статус, благодаря стараниям Красноярской епархии, инициативе местных предпринимателей, имена которых остались за кадром (как это часто бывало те же сто лет тому назад), и администрации города.
Храмы, полные горожан, без устали молящихся за себя, за родных, за мир во всем мире. Детские утренники в церковно-приходских школах и Архиерейская Рождественская елка для 500 счастливых юных красноярцев. И — ставший кульминацией праздничный фейерверк у главной городской елки. Десятиминутное красочное действо, по качеству не уступившее какому-либо иному общегородскому фейерверку, вытащило уставших от отдыха красноярцев в город и позволило разделить радость праздника.
«Рождество — это призыв к стремлению к сердцам друг друга, к пониманию, к дружбе, к выручке, к взаимопомощи и к принятию людей разных культур, наций и религий, поскольку единственная семья, которую Бог любит это род человеческий. Ради этого Он пришел в мир», — отметил Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон, предвосхищая фейерверк и праздничный концерт на Театральной площади.
Да, это действительно единение Церкви и общества под сенью по сути гражданского праздника в новой современной форме, даже где-то и символичной. Как Вифлеемская звезда осветила дом с родившимся Богомладенцем, так праздничный фейерверк своим заревом привнес в Красноярск радость церковного праздника Рождества Христова, напоминая о наших исконно русских православных традициях.
Андрей Скворцов