«Такие книги подобны лучу света»

Cоздание этой книги можно сравнить с долгим путем по обуреваемой метелями и снегопадами зимней тайге; словно дорога эта пролегла там, где почти сто лет назад взошел на свою личную Голгофу ее главный герой — священномученик Димитрий Неровецкий (Апанский; +1919).

i38

И этот путь автора книги — церковного историка и публициста, руководителя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Красноярской епархии, ответственного секретаря Епархиальной комиссии по канонизации святых и церковно-историческому наследию, главного хранителя музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» Геннадия Малашина — вместе с его сподвижниками и помощниками растянулся более чем на десять лет. «Багаж» в точке отправления был откровенно скудным: сохранились лишь примерный словесный портрет священномученика, немногие сведения о его пастырском служении да ужасающее в своей детальности описание его трагической кончины.

Но небольшая исследовательская группа упрямо шла вперед год за годом, малыми, порой совсем незаметными шагами. 8 декабря уходящего 2017 года — года столетия начала революционной смуты в России — книга памяти святого Димитрия увидела свет.

Неравнодушные помощники и непоколебимые мифы

О вехах на долгом пути организаторы вечера напоминают переполненному конференц-залу Архиерейского дома города Красноярска в специальном видеоролике: две исследовательские экспедиции в восточные районы края, дискуссионная презентация на Красноярской ярмарке книжной культуры, уникальная выставка «Он не жил, а горел ради Церкви Христовой» в филиале «Касьяновского дома»…

Геннадию Малашину, его команде и возникшим словно из ниоткуда неравнодушным людям, от Абанского района до Западной Украины (там, как оказалось, живут и по сей день потомки новомученика, и семья жительницы города Тернополя Жанны Владишевской внесла неоценимый личный вклад в создание монографии) удалось многое. Были открыты неизвестные ранее обстоятельства из жизни святого, обретены артефакты, принадлежавшие иерею Димитрию Неровецкому при жизни (богослужебное Святое Евангелие, ставленнические грамоты, книги из семейной библиотеки и т.д.) и установлены события, предшествовавшие принятию пастырем мученического подвига…

i46

Но помогут ли эти успехи хоть на шаг нашему обществу — даже в пределах Красноярского края — приблизиться к полному пониманию той трагедии, что разыгралась век назад на нашей земле; трагедии, в которой скромный священник из села Апано-Ключи стал лишь одной из тысяч невинных жертв?

Пожалуй, главным удручающим открытием, сделанным в ходе воплощения в жизнь проекта-победителя Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива» «Он не жил, а горел ради Церкви Христовой»: памяти новомученика Димитрия Неровецкого (Апанского; +1919 г.)», стало то, что очень многие люди продолжают мыслить выспренными мифами, порожденными уже безвозвратно ушедшей в прошлое идеологической махиной. «Убили, значит, было за что», «Красные это сделать не могли, это белогвардейцы сами священника убили», «Вы отнимаете у нас наших героев» — эти и многие другие подобные заявления, к сожалению, нам неоднократно приходилось слышать во время работы по созданию книги.

Невыносимая горечь моральной победы

«Русская революция, так как она произошла, могла произойти только в России», — приводит цитату из наследия русского философа Семена Франка ведущий — член Совета Гражданской ассамблеи Красноярского края, директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии, исполнительный директор Красноярской региональной общественной организации духовно-нравственного возрождения Сибири (КРОО ДНВС) «Ладанка» Андрей Бардаков. В свое время Андрей Васильевич стал одним из первых сподвижников Геннадия Малашина в трудах по увековечиванию памяти о святом Димитрии.

i8

Но действительно: разве были трагические события столетней давности в России чем-то уникальным в мировом масштабе? Ушедшее столетие породило самых разных строителей «нового мира» во множестве стран на нашей планете — от «красных кхмеров» и китайских хунвейбинов до немецких национал-социалистов. При всей их непохожести они сходились в одном: в ненависти к евангельской проповеди Христа, в презрении к идеям милосердия и сострадания.

И одной из особенностей этой цепи роковых событий России, быть может, стало то, что духовенство в массе своей не стало ни брать в руки оружие (а в иных странах бывало и такое), ни даже благословлять тех, кто вступил на путь борьбы за старые, унаследованные от поколений предков ценности. Оно одержало, прежде всего, моральную победу, решительно и последовательно осуждая любое насилие и всякое пролитие крови, — «красной» или «белой».

Священника Димитрия Неровецкого убили за то, что находясь посреди братоубийственной смуты, неся пастырское служение рядом с безумной вольницей «Тасеевской республики» он не испугался и не озлобился. Он не только учил людей добру, он стремился сам нести его своим прихожанам.

И очень символично, что тем «крылом бабочки», которое дало ход дальнейшей трагической последовательности событий, стала забота пастыря о сельских ребятишках: он учил их грамоте, а той роковой весной в приходе стали заканчиваться канцелярские принадлежности. Отец Димитрий попросил местного торговца приобрести необходимое в Канске, что недоброжелатели батюшки клеветнически и бездоказательно представили как «свидетельство» его связи с карательными отрядами белых войск.

Моление о чаше — спустя почти два тысячелетия

Первый экземпляр издания «„Третий путь“ о. Димитрия Неровецкого» из рук Геннадия Малашина получил Глава Красноярской митрополии Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон — начинание по увековечиванию памяти святого создатели книги успешно воплотили в жизнь по благословению и при непосредственном участии Его Высокопреосвященства.

i31

В архипастырском слове Владыка Пантелеимон так сказал о значении выхода в свет первой книги из серии «Сибирский крест»:

— Такие труды — непреходящи и неповторимы; они подобны лучу света посреди непроглядной тьмы. Такие труды — подлинное несение добра, истинное благовестие во всех смыслах этого слова.

Мученический подвиг священномученика Димитрия сродни тем страданиям, что понес Спаситель Иисус Христос, — подчеркнул митрополит:

— «Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф. 26:42). Так, как мы знаем из Священного Евангелия, молился Спаситель перед арестом и распятием. Таким же стойким и непоколебимым в своем служении был и святой Димитрий: не бросил он свой приход, не бежал восвояси, не нарушил пастырскую присягу, хотя, конечно, не мог не знать, чем это ему грозило.

i27

В знак признательности за понесенные труды Глава Красноярской митрополии отметил церковными наградами благотворителей и непосредственных участников создания книги «„Третий путь“ о. Димитрия Неровецкого». С полным списком награжденных можно ознакомиться на официальном сайте Красноярской епархии.

В свою очередь, сам автор книги признается: за годы работы над книгой святой Димитрий стал для него словно родным человеком.

— Работа над этой монографией стала для меня и для всех моих коллег чем-то совершенно особым и незабываемым. Иначе и быть не могло, ведь и сам отец Димитрий Неровецкий — личность уникальная, это образец пастыря и идеал верующего человека вообще. Слово «Бог» он сызмальства горящими буквами вывел в своей душе, и свет их наполнял каждое его деяние, — в этом, я уверен, убедится каждый, кто прочтет нашу книгу.

Большая книга — в долгий путь

Книга увидела свет и зажила своей, полноценной, уже независимой от авторов жизнью. Какой она будет? Первые, кто уже успел ознакомиться с ее содержанием, не сомневаются: «„Третий путь“ о. Димитрия Неровецкого» найдет своего читателя и особенно полезным будет для подрастающего поколения.

— Презентуемая сегодня книга подобна широкому, детально прорисованному полотну, на общем фоне которого искусно выведена фигура главного героя. <…> Вместе с тем, «„Третий  путь“ о. Димитрия Неровецкого» — это и, в высшем смысле этого слова, дидактическое произведение. Будучи написанным понятным и доступным широкому кругу читателей языком, оно обогатит подрастающее поколение подлинными нравственными ценностями, — слова кандидата исторических наук, доцента Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева Людмилы Мезит.

i47

— Про эту книгу я не могу говорить без волнения. Проделан огромный, непостижимый стороннему человеку объем работы, за что мы должны быть благодарны не только самому Геннадию Викторовичу, но и всему коллективу его помощников. Но, конечно, непередаваемый авторский стиль, романтизм и эпическое начало монографии — это непосредственная личная заслуга ее главного создателя, — солидарна с коллегой и профессор кафедры филологических и гуманитарных дисциплин Красноярского филиала Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов Наталья Редько.

…Презентация книги окончена, но многочисленные гости не спешат расходиться: едва ли не все хотят получить экземпляр книги с автографом ее главного создателя и задать ему свои вопросы. Геннадий Викторович охотно отвечает и делится дальнейшими творческими планами: новый исследовательский труд будет посвящен ранее неизвестным страницам из жизни святителя Луки (Войно-Ясенецкого) во время сибирских ссылок.

— Искреннее счастье на лицах людей стало лучшей наградой для меня и всех причастных к созданию этой монографии. Читательские интерес и доверие — это лучший показатель результата наших трудов. Теперь книга вышла в свет; можно сказать, что она зажила своей отдельной от автора жизнью, и какой она будет — решать уже именно читательской аудитории, — подвел итог вечера Геннадий Малашин.


Мнения

Штатный священник Казанского собора города Ачинска иерей Артемий Катюшкин:

Ощущение, что соприкоснулся с вечным! Видно, что создатели книги проделали невероятный труд. Искренняя им благодарность и низкий поклон!

Руководитель Паломнического центра при Иоанно-Предтеченском приходе г. Красноярска Светлана Тюрина:

— Церемония очень тронула душу. В ней было очень мало протокольного, и много живого, человеческого. Наверное, по-другому и нельзя провести вечер памяти святого.

Директор Канского краеведческого музея Лариса Малюченко:

— Нам было очень важно посетить это мероприятие лично: ведь мы не только участники проекта, но и давние друзья Геннадия Викторовича. Сегодня мы прониклись каждым словом, каждой деталью вечера. Приятно было получить Архиерейскую грамоту из рук Владыки Пантелеимона, но высшей наградой для меня стало чувство сопричастности к такому грандиозному и успешно воплощенному в жизнь начинанию!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *