«Эта выставка — совершенно верная в канун 75-летия Победы»

В эфире «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) вышел новый совместный с «Касьяновским домом» выпуск передачи «Диалоги». Ведущий программы Дмитрий Васянович и главный хранитель «Касьяновского дома», руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Красноярской епархии Геннадий Малашин рассказали о новом творческом событии, которое готовит «Касьяновский дом» этой осенью.

Д.В.: У микрофона Дмитрий Васянович. Уважаемые радиослушатели! Музейно-просветительский центр культуры Красноярского края «Касьяновский дом» готовит новую выставку — творчества красноярского художника Ивана Ста́рушкина. И сегодня о ней нам расскажет наш гость, постоянный эксперт программы «Летопись Красноярского края», историк Церкви и главный хранитель музея Геннадий Викторович Малашин.

Геннадий Викторович, добрый вечер! Как вообще возникла идея обратиться к имени именно этого художника?

Г.М.: Этой выставке предшествует определенная история, длиною в 30 лет. Два года назад мы готовили выставку работ другого художника — Юрия Мальцева из Канска. И когда я ехал в троллейбусе, Юрий позвонил мне, чтобы уточнить некоторые технические вопросы, касающиеся размещения его работ на выставке.

Никогда не был любителем обсуждать серьезные вопросы по телефону в общественном транспорте, однако тогда у меня не было другого выхода. Мы поговорили минут 10, и когда я закончил этот разговор, ко мне подошел человек, примерно моего возраста, и сказал: «Здравствуйте, моя фамилия Старушкин. Я невольно подслушал ваш разговор, и хотел спросить: что это за выставка и что за «Касьяновский дом»? А еще мне кажется, что это вы 30 лет назад делали передачу о работах моего отца».

И.С. Старушкин

Его фамилия сразу вызвала у меня очень эмоциональное воспоминание: я вспомнил, что еще до программы «Русские вечера» у нас была программа «Пенаты», в 1991 году. И однажды ко мне подошли коллеги, молодые девушки-режиссеры, и предложили мне сделать передачу об очень интересном художнике, недавно ушедшем из жизни. Они сказали, что его работы просто изумительны. И посмотрев их, я понял, что это действительно отличная тема для передачи.

И вот, в ходе этого разговора в троллейбусе я, конечно, вспомнил эту историю, и спросил, где сейчас находятся работы художника. Андрей Иванович Старушкин, сын художника, сказал, что все находится у него дома. Когда отец умер, ему предлагали их продать оптом в один из музеев, но он этого не сделал. Решил, что когда-то придет час, и эти работы могут понадобиться. И мы оба поняли, что этот час пришел.

Все в этом мире совершается по промыслу Божиему, и ничего случайного не бывает. И то, что именно в этом году, накануне 75-летнего юбилея победы в Великой Отечественной войне мы делаем эту выставку — это абсолютно правильно.

Д.В.: Так Иван Старушкин был фронтовиком?

Г.М.: Нет, фронтовиком он не был. Военные годы пришлись на его детство, заложили основы личности будущего художника.

Иван Старушкин родился в феврале 1935 года в Семипалатинске — на территории Казахстана. Он был ребенком, которому предстояло провести свое детство в тылу, в годы войны. Конечно, когда он родился, никто не подозревал, какие испытания ждут нашу страну.

Когда началась война, ему было 6 лет, и четыре года войны стали годами его взросления, годами труда и неимоверных испытаний. Естественно, все то, что Иван Старушкин пережил, будучи ребенком, осталось в нем, это будоражило его память. Этот мальчишка уже знал, что значит тащить на себе плуг, что значит надеяться на весточку с фронта от отца. Узнал и что такое получить похоронку: в 43-м году его отец, Семен Старушкин, погиб под Сталинградом. Все это, позднее, проявится в его работах.

И.С. Старушкин. И голод, и болезни, и сиротство

Одно из самых ярких и радостных воспоминаний военного тылового детства для Ивана — это цветные карандаши. Потому что уже тогда он чувствовал свое призвание — быть художником. Карандаши были огромной роскошью, как и простая чистая бумага. И те, кто ими владел, ценили их на вес золота. Впоследствии, художник вспоминал, что другие ребята просили у него их — порисовать. Он давал свои карандаши, но один всегда кончался быстрее прочих — красный карандаш, потому что всем хотелось как можно ярче нарисовать звездочку на танке или Знамя Победы, которое однажды взовьется над Рейхстагом.

Иван Старушкин рос для того, чтобы выжить, для того, чтобы помогать своей матери, заменяя погибшего отца, и для того, чтобы стать художником. И после школы он решил поступить в художественную академию имени Репина. Он приехал в Москву, с ними поговорили, посмотрели его работы — но не взяли учиться, потому что совершенно невозможно было ребенку из глубинки в те годы, у которого не было никого и ничего, поступить в такое место.

Но мечта стать художником не покидала Ивана. Он отслужил в армии и устроился оформителем в художественный фонд, окончил художественное училище. Работа так и осталась главным занятием в его жизни, помогая прокормить семью.

В 71-м году семья Старушкиных переехала в Красноярск. Здесь Иван Семенович продолжил свою работу, участвовал как оформитель в целом ряде проектов, когда началось движение «Превратим Сибирь в край высокой культуры», внес свой вклад в украшения нашего города. Он жил, работал, воспитывал двоих детей — но ждал времени, когда он все-таки начнет воплощать свои работы, о которых мечтал с детства. И это время пришло.

В 1984 году Иван Старушкин переехал в Абакан, и этот переезд стал для него великим благом, потому что в Абакане он, наконец, на закате своей жизни, начал творить по-настоящему, начал создавать те циклы картин — не оконченные, к сожалению, — по которым мы, или некоторые из нас, знают, кто такой Иван Старушкин.

Д.В.: И эти незаконченные серии и войдут в ту экспозицию, которую вы сейчас готовите?

Г.М.: Да, именно так. Среди сохраненных его сыном работ — их около полутора сотен — мы можем выделить четыре цикла. «Тыловое детство», «Вопросы без ответа», «Такая история» и «Великие музыканты.

Особым потрясением, я думаю, для тех зрителей, которые придут к нам на выставку 5 ноября, когда она откроется, будет встреча с циклом «Тыловое детство». В ней собраны самые пронзительные работы, вся та правда о войне, о которой большинство из нас никогда особенно не задумывались.

Разговоры о войне всегда тяжелые, а в наше время, как мне кажется, о ней говорить как-то и не принято. То ли все сказано, то ли пришло время, когда идет переоценка всего. А может, мы просто бережем друг друга от этих страшных воспоминаний.  Так или иначе, война не может не пройти через сердце каждого нормального человека и не быть сопряжена с определенными эмоциями.

Как правило, если мы все же говорим о войне — о чем мы говорим? О жертвах, о подвиге предков. Но в меньшей мере мы говорим не о фронте, а о тыле, а ведь здесь, порой, бывало не менее страшно, чем на передовой. И тема детей войны, тех, кто пришел в этот мир в предвоенные годы и познавал мир в столь страшные времена — она совершенно особая. И именно она является главной в цикле работ Ивана Старушкина «Тыловое детство».

Даже названия работ говорят сами за себя. Например, картина «Прости, касатушка»: почтальон, где-то в деревне украдкой кладет на столбик у дома похоронку. Он понимает, что сейчас она увидит письмо, выйдет, откроет, и… Дальше будет то, что написано на другой картине Старушкина: «Мама, очнись!». И потому почтальон кладет письмо украдкой, чтобы уйти незамеченным и избежать шока от созерцания глаз человека, читающего похоронку.

И.С. Старушкин. Мамка, очнись!

Весь этот ужас, всю эту боль Старушкин смог выразить. Но главные герои картин этого цикла — ребятишки, каким в войну был он сам. Это образ мальчишки, который взрослеет с каждой битвой, происходящей на фронтах, с каждой победой советского оружия, с каждой радостной и трагической вестью с фронта.

Для меня самой потрясающей картиной показалась «Тили-тили тесто». Сидят двое: мальчик и девочка, оба страшно худые, такая худоба может быть только в действительно голодное время. И мальчик протягивает девочке самодельную куклу, сделанную из ваты, тряпочек и веревочек. И это показывает, что в жизни этих ребятишек было все: не только трагедии, утраты и голод, но и радость, дружба, поддержка, любовь. Радостью был лишний кусок хлеба, цветной карандаш, нормальные, человеческие чувства.

Хочу прочесть вам строчки из книги отзывов с одной из немногочисленных прижизненных выставок Ивана Старушкина в Абакане: «Дорогой художник! Низкий вам поклон за талант быть человеком, понимать человека, воспитывать человека. Все это прекрасно, загадочно и жутко. В ваших работах есть тайна и жизнь, ваши картины о войне — как удары сердца. Господи! Неужели это все написано одним сердцем и двумя руками?». Вот один из самых точных, пожалуй, отзывов зрителя 80-х годов о работах Ивана Старушкина.

Цикл «Такая история» — это одни из самых поздних работ художника, и на выставке мы представим не только законченные картины, но и наброски. Через этот цикл Старушкин постигал какие-то законы истории, истории жизни, потому что, наверное, когда переживаешь все то, что пережило его поколение, возникает вопрос: «Почему?».

Этот цикл посвящен 30-м годам XX века, времени «большого террора», предшествовавшего войне. Это были те страшные годы, когда, уничтожались наша интеллигенция, наше духовенство, наш народ. Неким фоном для картин здесь служат газеты тех годов, с заголовками, призывающими бороться с «врагами народа». И на фоне этих газет проступают лица людей, которым довелось все это испытать, может — пережить, а может — и нет.

Героями картин были разные люди. Был, например, соратник Ленина и Сталина Николай Бухарин — фигура противоречивая, но в 80-е годы, когда Старушкин писал свою картину, память об этом человеке стала одним из символов противостояния «большому террору».

А на другом эскизе мы видим бородатое лицо человека, и — по заголовкам газеты, призывающим бороться с духовенством — мы понимаем, что это — священник, подвергнутый репрессиям. На этом лице лежит печать страданий и мучений, но так же в нем видна и вера, глубокая убежденность этого человека в том, что с верой во Христа он переживет все. У меня, как у зрителя, возник целый пласт ассоциативных рядов при виде этой картины.

Самые жуткие картины этого цикла — это те, где художник представлял картины лагерной жизни. Одна из них называется «Зря убил. За убитых премию не дают». Стоит охранник, опустив винтовку, и лежит тело заключенного, который, видимо, пытался бежать. Очень простая работа, но сколько в ней возможности чтобы подумать и задать себе вопросы?

Третий цикл — «Вопросы без ответов». Действительно, в нашей жизни есть масса вопросов, на которые ответ найти сразу невозможно. Например: правильно ли мы живем, и что вообще значит «правильно» и «неправильно»? Природа, хоть и сотворена Господом, равнодушна и жестока к человеку, у нее нет этических представлений.

В этом цикле художник задает вопросы своим современникам. Картина: у деревенской изгороди стоит старуха. У нее в руках крынка молока. Уехал автомобиль, она провожает. Очевидно: уехали дети или внуки, приехавшие ее навестить. И она снова остается одна.

Вот один из вопросов без ответа: что нам делать со стариками, которые остаются одни, когда мы вырастаем и начинаем жить своей жизнью? Что означает: вернуть им сторицей то, что они когда-то дали нам? Как это сделать? Массу таких вопросов Иван Старушкин поднимает в этом цикле.

И последний цикл — яркие и цветные картины — посвящены великим музыкантам. Кроме цветных карандашей и добрых вестей с фронта, у Ивана Старушкина в его детстве была еще одна радость. Дело в том, что у его отца были золотые руки, и, уходя на фронт, он собрал из запчастей старенький патефон, и у семьи было несколько пластинок, которые любил слушать маленький Ваня Старушкин.

Впечатления от знакомства с картинами И.С. Старушкина корреспондента газеты «Красноярский рабочий». Февраль 1989-го

Музыка прошла с ним через всю жизнь. Когда уже в Абакане он создавал свои искренние произведения, в его мастерской всегда звучала музыка. Он любил Баха, Бетховена, Моцарта, Чайковского, из современных авторов — Окуджаву. И в нескольких полотнах Старушкин запечатлел великих мастеров. Каждый из них изображен по-своему, с помощью своих художественных техник. В этих работах Старушкин, как художник, был свободен от каких-то канонов, и в них мы можем увидеть даже нотку некоего сюрреализма.

Мы хотим, чтобы у нас на выставке были в витринах определенные вещи, создающие ту самую эпоху, и звучала музыка с пластинок. Еще мы будем показывать в конце каждой экскурсии документальный фильм, над которым сейчас работаем, посвященный Старушкину и его эпохе. И я хочу, чтобы в этом фильме были маленькие фрагменты художественных фильмов о войне — тех, где она показана через судьбы ровесников Ивана Старушкина, каким он был в годы Великой Отечественной.

Очень хотелось бы, чтобы к нам приходили люди разных возрастов. Потому что видеть это, чувствовать, сопереживать — это всё означает стать богаче, лучше, чище, светлее. А те молодые зрители, которые никогда с этим не соприкасались — для них, может быть, эта выставка станет открытием.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *