Устоявший перед безбожниками

5LRUqXwoeeE1-1024x576

2 апреля в эфире «Радио России. Красноярск» (94.5 FM)  вышел пятый выпуск передачи «Летопись Красноярского края» в рамках совместного с «Касьяновским домом» проекта «Уроки столетия: Церковь, общество, человек». О судьбе Никольской кладбищенской часовни (впоследствии — храма), одной из немногих в городе Красноярске чудом пережившей ужасы эпохи богоборчества в эфире «Радио России» рассказали ведущий программы Дмитрий Васянович и главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин.

ДВ: У микрофона Дмитрий Васянович. Наша телерадиокомпания располагается в районе Красноярска под названием Николаевка. На самом деле почти в каждом городе есть такой район, а сколько есть деревень и сёл, называющихся «Никольское», «Николаевское»! И все эти названия появились по имени храма, который тут располагался или, дай Бог, сохранился по сей день.

В красноярской Николаевке раньше была церковь и одна кладбищенская часовня: она-то и уцелела в годы лихолетья, и ныне это любимый красноярцами Никольский храм, в котором когда-то служил и святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Об этом сегодня мы расскажем вам вместе с Музейно-просветительским центром духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» в рамках цикла «Уроки столетия: Церковь, общество, человек».

Храм в Николаевке расположен на кладбище.  Это место в начале прошлого века было отведено для захоронения рабочих железной дороги. Один из железнодорожников и срубил часовню в память о своей дочери — первой похороненной на кладбище. Часовня была освящена во имя Николая Чудотворца. Однако, как рассказывает главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин, сегодня известно, что в Николаевке существовала каменная церковь, которая тоже называлась Никольской.

ГМ: То, что судьба Никольской кладбищенской часовни оказалась связанной с рабочими железнодорожных мастерских, это очень любопытно. Вы тоже помните еще из детства, из юности рассказы наших идеологов о выдающемся вкладе, который внесли рабочие-железнодорожники в революцию.

Действительно это был самый передовой, пользуясь советской терминологией тех лет, отряд рабочего класса в Красноярске. Но судьба Никольской кладбищенской часовни заставляет нас узнать и другую сторону жизни красноярских железнодорожных рабочих. Оказывается, не все они были смутьянами, профессиональными революционерами, многие из них были людьми верующими, людьми, соблюдавшими христианские заповеди.

И вот, стык XIX–XX столетий: время непростое, очень значительное для всей России и для нашей Енисейской губернии. Не хватало в Николаевке места, где можно молиться, потому что население этой части города, которая потихоньку стала слободой железнодорожных рабочих, всё ходило во Всехсвятский храм — тот самый, который стоял на месте нынешнего торгового комплекса «Квант».

Нужен был своя, «железнодорожная» церковь. Сначала было задумано строительство Спасского храма, но окончательно возведен и освящен он был только в 1913 году. И одновременно  с ним встал вопрос и о строительстве храма в Николаевке.

Николаевская-слобода-1910-г

Красноярск. Слобода Николаевка. 1910 год. Фотография с сайта krasplace.ru.

До последнего времени в краеведческих и исторических изданиях два эти храма порой путали и показывали фотографии Спасской железнодорожной церкви, которая стояла перед вокзалом, на современной Привокзальной площади, называя ее храмом в Николаевке. Но это не так: однопрестольная деревянная Никольская церковь, очень красивая, стояла на пересечении нынешних улиц Марата и Спартаковцев.

И вот этому Никольскому храму, который был освящен в 1914 году, и передали в ведение из Спасского прихода Никольское кладбище.

ДВ: Совсем немного оставалось до революции и начала Гражданской войны. В 20-х годах храмы уже начали закрываться. А ведение документации о вступлении в брак, рождении детей, фиксация ухода в мир иной были переданы светским ЗАГСам. В каменной Николаевской церкви в 1930-х годах разместили физкультурный техникум. Спасскую церковь на вокзальной площади долгое время можно было видеть заброшенной, окончательно ее снесли в конце 20-х годов. Никольскую часовню на кладбище тоже закрыли. Но, как рассказывает историк и журналист Геннадий Малашин, именно тот факт, что она стояла на кладбище, спас ее от разрушения.

ГМ: В силу того, что кладбищенские храмы выполняли не те функции, которые возлагались на них до революции, с одной стороны, на них меньше обращалось внимания, с другой стороны, о их существовании стали забывать. Да и служить в предвоенные годы было уже некому: священство на территории Красноярского края, казалось, было уничтожено под корень: кто-то посажен в лагеря, кто-то — расстрелян.

Но, тем не менее, прихожане, те самые «белые платочки», о которых приснопоминаемый Святейший Патриарх Алексий I говорил, что именно они спасли Церковь, не оставляли своей заботой те храмы, которые уже и остались даже без священников.

Помогло Никольской часовне сохраниться, как ни странно, и то, что купол был поврежден; это, по-видимому, примиряло безбожные власти с фактом ее существования. Потом началась война, начались уже другие истории…

В русском народе выявилась огромная потребность в первые же недели, в первые же дни войны в патриотизме, в том, чтобы ощущать себя частью исторической России, и потребность в вере тоже стала явственной. И в 1943 году Сталин, как мы помним, встретился с несколькими оставшимися на свободе иерархами Русской Православной Церкви, и было принято решение о коренной смене места Церкви в Советском Союзе.

С сентября 1941 Красноярск стал тем местом, где жил ссыльный архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), врач-хирург, консультант красноярских эвакогоспиталей. Конечно, присутствие Владыки в нашем городе делало дальнейшие перемены в церковной жизни неотвратимыми.

IMG_4439

По сведениям историков, которые занимались биографией святителя Луки, еще в 1942 году состоялась его встреча с первым руководителем крайкома компартии Голубовым, где было сказано о том, что грядут изменения в церковной политике государства. И из переписки Владыки Луки с представителями Московской Патриархии, которая началась в 1942 году, мы можем узнать, что протоиерей Николай Колчицкий, временно управляющий делами Московской Патриархии, заранее предупреждал архиерея о том, что в скором времени того ждет назначение на епископскую кафедру.

Постепенно началась подготовка к открытию красноярских храмов. И государство, и Церковь, и простые люди понимали, что всё начнется с Никольской часовни на Николаевском кладбище, потому что все остальные храмы были либо разрушены, либо отданы под нужды фронта, под нужды народного хозяйства, а часовня на кладбище стояла закрытой, готовой в любой момент свои двери распахнуть.

И в 1942 году опять же женщины, опять же «белые платочки», начали готовиться к будущему открытию храма…

ДВ: 27 февраля 1943 года в Родительскую субботу перед Великим постом состоялась первая Литургия в новооткрытом Никольском кладбищенском храме. До сих пор можно слышать версию, что эту службу возглавлял архиепископ Лука. На самом деле это не так: у Владыки не было необходимого облачения, так как красноярский театр Пушкина, которому в свое время передали изъятые у Церкви священнические одеяния, отказался выдать их Архипастырю. К тому же в церкви еще не было алтаря и служба совершалась особым чином — на переносном антиминсе.

IMG_3315

Однако, судя по дневникам потомственного священника Климовского известно, что уже на Пасху к радости прихожан, архиепископ Лука возглавил праздничное богослужение. Как раз к этому дню пришел служить в храм еще один священник — Николай Васильевич Попов. Он стал соратником и другом Владыки Луки. И после перевода архиепископа в Тамбов (по причине передислокации туда эвакогоспиталей) отец Николай Попов долгое время был настоятелем Никольской церкви и благочинным всех краснорских церквей, которые его же заботой были открыты в нашем городе. Личность это очень интересная, с непростой судьбой и заслуживает отдельной программы.

Вскоре батюшка организовал сбор денег на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского и за эти заслуги власти разрешили ему приобрести для Покровской и Николаевской церквей «колокола и наружный колокольный звон». В 1948-ом году в Николаевском храме были построены алтарь и притвор, и больше она уже не закрывалась. В конце 90-х церковь заметно преобразилась, расширилась, была построена колокольня, и храм стал таким, каким мы можем видеть его сегодня.

А, главное, сюда постоянно идут люди, в церкви не прекращаются службы и из уст в уста передаются среди прихожан удивительные свидетельства служения архиепископа и врача Луки (Войно-Ясенецкого), который говорил некогда проповеди в этих стенах.

Максим Рычков

Максим Рычков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *