Театр/Кино: талантливы во всем

00preview

Так ли хороши Мейерхольд и Серебренников в кино, как и в театре? Есть ли место в кинематографе «театральным» диалогам Вырыпаева? С какой постановкой тот самый Тарковский попал в Королевский театр Ковент-Гарден? И зачем режиссеры кино и театра менялись местами?


 

Всеволод Мейерхольд

фото: ria.ru

фото: ria.ru

Культовый режиссер русского театра не чурался самых разных экспериментов на сцене. Не удивительно, что Мейерхольд не обошел стороной кино, которое было совсем еще диковинкой для тех лет. В 1915 году Всеволод Эмильевич приступает к съемкам фильма «Портрет Дориана Грея». К работе он подходит не только как исследователь режиссуры кино, но и изучает отличительные особенности актерской игры. Сам режиссер исполняет роль лорда Генри, а во втором своем фильме «Сильный человек» играет Гурского (оба фильма считаются утерянными).

Поработав над двумя собственными кинокартинами, Мейерхольд оказал сильнейшее влияние на развитие авангардного кино 1910-х годов и получил исключительный опыт, который в последующем получил свое развитие в кинофикации театра. Часть открытий Мейерхольда теоретически осмыслил его выдающийся ученик Сергей Эйзенштейн. Да и в целом среди учеников Мейерхольда немало имен, которые составили костяк первого поколения советской кинорежиссуры и актеров кино: Сергей Юткевич, Иван Пырьев, Эраст Гарин, Евгений Самойлов, Михаил Жаров.

Анонс фильма «Белый орел» режиссера Якоав Протазанова, в котором Всеволод Мейерхольд исполняет роль сановника


 

Андрей Тарковский

Кадр из фильма Михаила Лещиловского «Режиссер: Андрей Тарковский»

Кадр из фильма Михаила Лещиловского «Режиссер: Андрей Тарковский»

Судя по дневникам легендарного кинорежиссера, его театральные планы были если не основательными, то как минимум интригующими. Андрея Арсеньевича посещала по собственному признанию «безумная идея» создать театр. Этого, увы, не случилось, но театральный опыт все же не прошел мимо…

Шекспировский «Гамлет» в режиссерском прочтении Андрея Тарковского был воплощен в жизнь на сцене Московского театра Ленинского Комсомола, руководил которым в те годы Марк Захаров. В процессе режиссер столкнулся с неизбежными конфликтами, которые начались еще до выбора площадки. Собственные сомнения Тарковский описывает в дневнике: от мысли, что перевод Бориса Пастернака весьма средний, до предположения что Марк Захаров желает провала спектакля. Несмотря на все трудности постановка состоялась и блистала звездным актерским составом: Анатолий Солоницын, Инна Чурикова, Маргарита Терехова, Александр Абдулов и другие.

Позже Тарковский дебютировал и на оперной сцене постановкой «Бориса Годунова» в Королевском театре Ковент-Гарден. Работа получила множество хвалебных отзывов и попыток реконструкции на сценических площадках по всему миру (далеко не все эти попытки были удачными). Странным образом от оригинальной постановки не сохранилось ни одной фотографии и ни одной киносъемки. Впоследствии Андрею Арсеньевичу поступали предложения создать фильм-оперу, о чем Тарковский писал «Они, конечно, ошибаются, театр — не кино. И в кино я не знаю как ставить оперу».

Фрагмент программы «Два Тарковских»


 

Марк Захаров

фото: ugranow.ru

фото: ugranow.ru

Режиссер с большим опытом как в театре, так и в кино. В театре Марк Анатольевич уже более 50-ти лет, и кажется, что сбавлять обороты вовсе не планирует. Уже будучи главным режиссером знаменитого театра имени Ленинского Комсомола он пробовал себя в режиссуре кино. Одна из самых первых работ — это телеспектакль «Швейк во Второй мировой войне» по пьесе Бертольда Брехта, который как известно, оказал влияние на раннее театральное творчество Марка Захарова.

1983 год стал значимым не только для творчества Марка Анатольевича, но и для синтеза камеры и театра, ведь в этом году была записана версия для телевидения рок-оперы «Юнона и Авось». К тому времени опера уже 2 года шла на сцене Ленкома, а в арсенале режиссера красовались небезызвестные картины «Тот самый Мюнхгаузен», «12 стульев» и «Обыкновенное чудо».

 О ближайших планах Марка Анатольевича в кино, увы, ничего неизвестно, но в родном театре режиссер ставит спектакли. Так, в прошлом году успешно прошла премьера «Вальпургиевой ночи» по мотивам произведений Венедикта Ерофеева.

https://www.youtube.com/watch?v=Sqc_m6T-PB8

Сцена из рок-оперы «Юнона и Авось»


 

Георгий Товстоногов

фото: ria.ru

фото: ria.ru

Георгий Александрович — режиссер театра с завидной продуктивностью. При этом театральная практика не мешала работать в жанре телеспектаклей: за годы работы Товстоногов выпускает 15 телевизионных версий своих театральный наработок. Многие из этих записей легко найти в интернете — например «Энергичные люди», «Смерть Тарелкина», «История лошади» и другие. Эти спектакли, несмотря на некое подчинение телевизионному жанру, все же выстраиваются по художественным приемам театра, съемка в этих случаях носит документальный характер.

Но некоторые спектакли Георгия Александровича на телевидении заметно отличаются. Работы на манер спектаклей «Дядя Ваня» или «Ханума» строятся уже по абсолютно иному принципу. Их сложно назвать документальной записью, театр в этих работах уступает законам камеры, телевидения и кино. Безусловно, режиссурой таких телевизионных версий Георгий Александрович редко занимался один, запись имела еще одного постановщика. В телевизионной работе «Дядя Ваня» в качестве такого режиссера выступал Евгений Макаров.

https://www.youtube.com/watch?v=JbV9jovUdmk

Тизер телеверсии спектакля «Дядя Ваня»


 

Александр Сокуров

фото: kinohod.ru

фото: kinohod.ru

Андрей Тарковский не единственный кинорежиссер, которого занимала постановка оперы «Борис Годунов». Александр Сокуров — исключительный режиссер, вспомнить хотя бы его любопытную киноработу «Русский ковчег», который снят одним непрерывным дублем.

 В 2007-ом году режиссер представил свое виденье оперы «Борис Годунов» на сцене Большого театра. По собственному признанию, кинематографический опыт в постановке помог. В те годы он часто говорил о «Борисе Годунове» как об истории про счастливых людей. Однако под «счастливыми людьми» режиссер в постановке видит не людей, достигших счастья, а тех, кто достиг его лишь по общим представлениям, того, что должно приносить счастье и удовлетворение, но почему-то этого не происходит.

 Важную роль в постановке у Сокурова играет использование приемов кино: затемнение и то, что можно было бы назвать монтажем. Сцены же менялись динамично, без занавеса, за счет полного погружения сцены в темноту.

https://www.youtube.com/watch?v=LpqFizaeP2I

Фрагмент оперы «Борис Годунов» в постановке Александра Сокурова, дирижер Александр Ведерников


 

Кирилл Серебренников

06S

фото: britishcouncil.ru

Театральный режиссер, известный своими провокационными театральными постановками, в кино уже не новичок.

Его фильмы «Изображая жертву» и «Юрьев день» давно нашли отклик в сердцах российских зрителей, однако фильмы Серебренникова все же принято считать фестивальными. Как, например, недавний фильм «Ученик» по пьесе Мариуса фон Майенбурга вышел из стен «Гоголь-центра» прямиком на Каннский фестиваль, и стал не только единственной полнометражной картиной, которую выбрали от России в этом году, но и был награжден независимой премией Франсуа Шале.

 У Кирилла Семеновича в целом кино и театральное творчество связаны довольно тесно и нередко перекликаются. Это не только привычная для зрителя трансформация спектакля в фильм, но и наоборот. Например, небезызвестный фильм «Идиоты» Ларса Фон Триера был превращен российским режиссером в спектакль, что для репертуара «Гоголь-центра» не редкость. Экспериментирует с метаморфозой сценарий-пьеса не один главный режиссер — кажется, что этой форме подчинена значительная часть репертуарной политики.

 

Промо спектакля «(М)ученик»


 

Иван Вырыпаев

фото: ogirk.ru

фото: ogirk.ru

Театральная публика знает Ивана не только как режиссера и бывшего художественного руководителя театра «Практика», но и как блестящего драматурга. Его пьесы ставятся в городах России и в Европе. Неудивительно, что в качестве театрального режиссера Иван делает упор не на визуализацию, а на слово. В кино он не уступает этим традициям.

Признание в кино к Вырыпаеву пришло быстро — его дебютный фильм «Эйфория» получил малого золотого льва на Венецианском фестивале. Продолжил Иван хулиганским с точки зрения режиссуры «Кислородом», а надежно закрепился в кинематографе участием в киноальманахе «Короткое замыкание».

В последней киноработе «Спасение» Вырыпаев не изменяет себе. Несмотря на название и образ главной героини, этот фильм вовсе не о религиозном поиске, а о важности общения и контактами между людьми. Значительную часть повествования занимает жемчужина вырыпаевской режиссуры — диалоги, которые прочно закрепились в российском кинематографе и стали визитной карточкой режиссера.

https://www.youtube.com/watch?v=RQNT2xIiteI

Трейлер фильма «Спасение»


Когда, казалось бы, придумать что-то новое уже невозможно, художники начинают искать новые формы. И пусть этот поиск, порой, уводит совсем в другой жанр. Кого-то он возвращает обратно без новый открытий, или заставляет дрейфовать в сторону откровенного гротеска. Иной раз причиной служит даже не поиск авторской интонации, а художественная неизбежность. Сказать хочется, но выбранный язык не очень-то и подходит. Как, например, это было у Андрея Тарковского, который «в кино не знает как ставить оперу». В общем, чехарда жанров и видов искусств — для режиссера не баловство, а необходимость, которой, кажется, его наделила сама история.

Инна Шестакова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *