Этикет для чайников: культура правильной езды

— Это места для детей и инвалидов! 

— А она что, дети или инвалиды? 

— Она готовится стать матерью! 

— А я готовлюсь стать отцом!

Знаменитый диалог из советской комедии «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» как нельзя лучше отражает современную культуру поведения в общественном транспорте. Стоит кому-нибудь с утра пораньше нагрубить в автобусе или вести себя неподобающим образом в поезде и все, настроение испорчено. С малых лет родители и учителя прививают нам культуру поведения в транспорте, но, к сожалению, вырастая, кто-то об этих правилах забывает, а кто-то их никогда и не соблюдал. «Касдом» предлагает небольшой экскурс в культуру правильной езды.


99389365_3821971_babka

«ОБЫЧНЫЙ АВТОБУС, И ВСЕ КАК ОБЫЧНО…»

1. Кто бы что не говорил, и как бы сейчас не спорили любители равноправия полов и прочие «ребята крайностей», но в книгах по этикету черным по белому написано, что мальчик/юноша/мужчина обязан уступить место беременной женщине, матери с маленьким или грудным ребенком, пожилому человеку, инвалиду вне зависимости от пола. При этом, конечно, девочка/девушка/женщина также обязана уступить место инвалиду, женщине с ребенком или пожилой женщине (но не мужчине!). Дело в том, что мужчине может просто-напросто стать неловко, ведь женщина таким образом подчеркивает его  возраст. Стереотипы упорно говорят нам о том, что проблемой возраста озабочены только женщины, а по этикету выходит совсем не так. На то они и стереотипы.

2. Всем знакома ситуация, когда в автобусе сидячих мест нет, но все же находится более менее комфортный кусочек пространства. Ты его занимаешь, но постепенно людей становится все больше, и больше, и появляется необходимость потесниться. Как известно, люди (особенно в России) тяжело расстаются со своим комфортом. Поэтому как бы вам не было тяжело, не нужно рьяно отвоевывать занятую позицию, «не специально» наступая другому пассажиру на ногу или толкая его локтем.

3. Многие любят наблюдать за людьми в автобусе, прислушиваться к их разговорам… Это, конечно, может дать новую информацию или помочь лучше узнать людей, да вот только выглядит не совсем прилично. Да и другому человеку неприятно, когда его пристально разглядывают.  Не зря же с детских лет приучают «не показывать на этого дядю пальцем».

4. Наконец, согласно правилам этикета, неприлично знакомиться в автобусе. Авторы книг по культуре поведения советуют дождаться, когда приглянувшийся человек выйдет на остановке и уже вне транспорта продолжать разговор. В том же автобусе пространства немного, а значит все пассажиры становятся невольными свидетелями вашего знакомства. А это, поверьте, совсем не так здорово выглядит со стороны, как вам хотелось бы думать.


3542

«ЗЕЛЕНОГЛАЗОЕ ТАКСИ, ПРИТОРМОЗИ, ПРИТОРМОЗИ…»

1. Очень важный пункт для всех любителей пообщаться. Пассажир не обязан поддерживать разговор с водителем. Это правило работает и в обратном направлении. Так что если к вам с разговорами пристает таксист, можете смело отвечать, что вы слишком благовоспитаны, чтобы поддерживать его беседу. Конечно, только в том случае, если у вас действительно нет желания разговаривать.

2. А вот это правило на радость водителям. Не нужно указывать таксисту, как водить машину, кого объезжать, а кого обгонять или пропускать. Можно лишь указать путь, объяснить, по какой дороге будет проще добраться до места назначения. В остальном — властвует водитель.

3. Естественно, никаких алкогольных напитков, поедания еды в салоне автомобиля и курения без разрешения водителя.

4. Первой в такси садится женщина, а мужчина помогает ей, открывая дверь. Из автомобиля мужчина выходит первым, чтобы помочь выйти женщине. Правило старо как мир.

5. Нет однозначного ответа на вопрос, сесть назад или вперед. Во многих странах и компаниях встречаются правила, предписывающие пассажирам садиться назад. У нас, как правило, можно решить самому. Сами водители нередко предпочитают видеть пассажира спереди (если он не мешает обзору) — так они чувствуют себя безопаснее. Но учтите, что для пассажира заднее сиденье считается более безопасным как в случае аварии (если вы не забываете пристегиваться), так и в случае встречи с недобросовестным водителем (на заднем сиденье могут скрываться сообщники, которых вы вовремя обнаружите, да и водителю будет труднее помешать вам выйти).


17828

«ПОСТОЙ, ПАРОВОЗ, НЕ СПЕШИТЕ, КОЛЕСА…»

1. Прежде всего, багаж следует помещать над или под занимаем вами сиденьем. Если по какой-то причине весь багаж не умещается, можно поговорить с соседом и, если он будет не против, то разместить вещи под его сиденьем. Был случай, когда зайдя в поезд, мы обнаружили, что место, предназначенное для наших вещей уже занято соседскими. А хозяин еще и упорно не хотел его освобождать. Так делать не стоит.

2. Мужчина всегда должен помогать женщине с багажом. Даже если женщина путешествует в одиночестве, мужчина-попутчик обязан ей помочь разместить поклажу. При этом и женщина не должна стесняться просить об этом, если мужчина сам не догадался. В отношении пожилых людей действует такое же правило.

3. В поездах дальнего следования обычно переодеваются в более комфортную одежду. Некоторые путают комфортную одежду в публичном месте с домашним халатом и тапочками. По правилам хорошего тона лучше одеть спортивный костюм. При этом нужно предоставить соседям возможность переодеться, освободив купе.

4. Общаться с попутчиками тоже нужно уметь. Не надо расспрашивать соседа о его личной жизни. Достаточно просто поздороваться. Можно также узнать, кто куда едет.

5. В поезде лучше не использовать духи и дезодоранты с резким запахом. В наших поездах, особенно плацкартных вагонах, и без этого хватает «приятных ароматов».

6. Пассажиры с детьми обязаны объяснить детям правила поведения в поезде. Дети есть дети, их сложно угомонить, но сказать о том, что нельзя мешать другим пассажирам можно. А чужих детей поучать или кормить не нужно, — для этого есть родители.

7. Уже не только в правилах этикета, но и в законе РФ прописано, что употреблять алкоголь и курить в поезде ни в коем случае нельзя.

8. Также не нужно сверлить взглядом кушающего напротив человека.

9. Скорее мера предосторожности, чем правило, но все же — не следует надолго покидать свое место, оставляя вещи без присмотра. Насколько бы вы не доверяли своим соседям, никто ваши вещи караулить не будет.

10. Покидая поезд, мужчина выходит первым, чтобы помочь спуститься женщине и детям.


6669

«ПЕРВЫМ ДЕЛОМ, ПЕРВЫМ ДЕЛОМ САМОЛЕТЫ…»

1. Первая рекомендация — брать поменьше ручной клади. Вторая — при досмотре багажа исполнять все указания таможенников и не вводить их в заблуждение каким-либо словами, взглядом и прочее. Ведь нужно улететь вам, а не им, а закон в большинстве случаев оказывается на их стороне.

2. При посадке на борт необходимо сразу занять свое место. Не толпиться в проходе, не занимать его сумками, а спокойно проходить на свое место.

3. Как правило, кресло в самолете можно немного отклонить назад. При этом, не забывайте посмотреть, будет ли это удобно сидящему позади вас пассажиру. К примеру, может оказаться, что вы уже прием пищи закончили и решили немного прилечь, а ваш сосед сзади все еще трапезничает за столиком, прикрепленном к вашему креслу.

4. По этикету, если ваш сосед не хочет разговаривать с вами, то не нужно навязывать ему свое общество. А если вы сами не хотите поддерживать с ним беседу, то знатоки правильного поведения советуют уткнуться в книгу или кроссворд. В общем, показать, что вы чем-то невероятно заняты.

5. Не уместен в самолете черный юмор, шутки на тему воздушных катастроф. Вы то, может быть, так напряжение снимите, а кому-то устроите кошмар на весь перелет.

6. Если вы летите ночью или вечером, то как бы вам того не хотелось, но если в салоне приглушили свет, значит все разговоры и шумы нужно сократить до минимума, чтобы не мешать спать другим.

7. После приземления самолета нужно дождаться приглашения стюардессы к выходу, а не ломиться вперед всех. Не волнуйтесь, вас выпустят и не оставят ночевать в самолете. А вот в случае резкого торможения на рулежной дорожке можно неожиданно для себя травмироваться. Да, и не забудьте забрать багаж с верхней полки.


Материал подготовлен на основе книги «Энциклопедия этикета» В. И. Южина

Источник фото: caricatura.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *