Не святые, а живые: одна из популярнейших книг на русском языке открывает дорогу к Церкви для каждого читателя

C2032G4QVC0

«Молодежь мало читает книги», «Чтение выходит из моды», «Есть ли будущее у бумажной книги?», — кто из нас не слышал подобные пессимистические высказывания? Но, как выясняется, молодежь может сама взять в руки книги, чтение  — стать популярным, а бумажная книга — издаваться новыми и новыми тиражами.

Про книгу «Несвятые святые», думаю, слышало большинство читающей публики в современной России.   Это не единое повествование, а, скорее, логически и хронологически выстроенный сборник отдельных, вполне самостоятельных рассказов от первого лица. Повествование ведет сам автор: нынешний Епископ Егорьевский Тихон, на момент написания книги еще архимандрит, а в течение значительной части повествования — скромный послушник Псково-Печерской обители и вчерашний студент Георгий Шевкунов.

Героями выступают самые разные люди: величавые архиереи и прозорливые старцы, политики и чиновники, сотрудники силовых ведомств и известные деятели культуры, набожные старушки и ищущие вечные истины студенты…

Вряд ли можно было представить, что в наше время произведение, написанное монахом о монашеской жизни, вызовет большой интерес у читателей, в том числе и за рубежом. А «Несвятые святые» неоднократно переиздавались многотысячными тиражами, собрали множество премий (в том числе, в сети Интернет) и были переведены на более чем 10 иностранных языков.

На первый поверхностный взгляд, чего интересного может быть в монастыре? Как только такое в голову может вбрести — взять и отгородиться от мира, от общества? Согласитесь, даже верующему, воцерковленному человеку порой приходят в голову такие вопросы при виде монашествующих.

Не зря в разговорной речи  бытует идиома «подвести под монастырь» — подвести человека, поставить его в крайне затруднительное положение. И ведь не на пустом месте она появилась: из истории России и других христианских стран мы знаем, что в монастырях простолюдины нередко спасались от голода и нищеты, а представители знати — от политических преследований.

Но что вынуждает людей уходить в монастыри сейчас? И что их подталкивало на это в атеистические годы прошлого? Читая книгу, поражаешься: сам автор был «без пяти минут» кинорежиссером, среди других монахов есть и офицер-фронтовик, и сын высокопоставленных родителей, готовивших своему чаду дипломатическую карьеру….

Впрочем, у самого архимандрита Тихона совсем другой подход: в монастырь не уходят, в монастырь приходят. Приходят, чтобы обрести свой путь к Спасению, чтобы ничто не мешало быть с Богом. Читая книгу, я вспомнил слова другого замечательного проповедника современности, игумена Агафангела (Белых). Он во время своей встречи с красноярцами, улыбаясь, сказал, что монахом в чем-то быть проще, чем мирянином: нет никакой суеты, никто не отвлекает от молитвы, нет беспокойных родственников и надоедливых соседей, сверлящих стены по утрам.

При этом, «Несвятых святых» трудно обвинить в идеализации монашеской жизни. Автор описывает свой путь в обители, не стесняясь натурализма в эпизодах, которые могут смутить щепетильного читателя, вроде чистки выгребной ямы или уборки коровьего навоза. Усталость, недосыпание, дисциплина, сопоставимая с армейской, — ничего из этого нынешний архиерей не утаивает в воспоминаниях о своей молодости.

А монахи, как оказывается, далеко не всегда благообразные безмолвные старцы. У каждого свой характер и свои искушения. И уж, конечно, никакого монашеского смирения нет и быть не могло в необъявленной войне с безбожными советскими властями, всеми правдами и неправдами пытавшимися добить «религиозное мракобесие» в стране.

Но — и это главное, на мой взгляд, в книге — архимандрит Тихон в рассказах о героях своего такого пестрого в своей разноликости повествования находит и слова любви, и повод улыбнуться, давая читателям повод задуматься и извлечь свой моральный урок.

О монашестве ли только это книга? Думаю, что нет. В некотором роде, это своеобразная летопись от «первого лица» о непростом и противоречивом явлении, которое принято называть Вторым Крещением Руси. Явления, которое продолжается до сих пор. Явления, в котором принимает участие каждый православный в России, начиная от Святейшего Патриарха Кирилла и заканчивая теми, кто только ищет свою дорогу в храм.

Святое Евангелие говорит нам: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Ин. 3:16)». Господу дорог каждый из нас, — именно такой урок я лично извлек из этой замечательной светлой книги. Каждый может прийти к Нему. Каждый может обрести святость в Его глазах.

One Comment

  1. Очень хорошая рецензия, после которой хочется читать книгу. И замечательная идея новой рубрики!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *