По музеям города. «А здесь тоже лечат»

Н

Продолжая делиться впечатлениями от городских музеев, я сегодня хотел бы поговорить об уникальном месте, которое является одной из визитных карточек нашего города, о Музее-усадьбе великого русского художника В.И. Сурикова. Для меня это особый музей — здесь я работал в течение четырёх лет.

Общеизвестно, что красноярцы мало ходят по городским музеям (за исключением школьников и студентов, которых ведут окультуриваться организованными группами). Вот и я впервые оказался в Музее-усадьбе В.И. Сурикова, когда пришёл устраиваться на работу.

Что место это удивительное, я понял сразу. Снаружи шум мегаполиса, неиссякаемые потоки транспорта по улице Ленина. Внутри двора — четверть гектара красноярской старины.  Усадьба Суриковых появилась рядом с Острожной площадью (сейчас на месте площади — стадион «Локомотив») в 1830-е гг., когда Иван Васильевич Суриков построил здесь двухэтажный дом и огородил дворовую территорию. Сейчас усадьба включает в себя дом Суриковых — одно из самых старых деревянных зданий города, здесь находится основная экспозиция музея, а также флигель (административное здание), завозню, баню и огород. Усадьба огорожена лиственничным заплотом, который сильно глушит звуки мегаполиса снаружи.

Все здания на усадьбе из сибирской лиственницы, это вечное дерево, которое может простоять тысячи лет. Самые старые здания — дом (1830-е) и флигель (1900-е, построен В.И. Суриковым как доходный дом, его сдавали квартирантам). Рядом с домом каменная стена — брандмауэр, защищавшая от распространения огня в случае городского пожара.

7. Брандмауэр

Суриковы в Красноярске очень давно, с конца XVII в., они служили казаками. Иван Васильевич оставил казачью службу и стал чиновником губернского управления. Для своей семьи он построил дом, где жил с женой Прасковьей Фёдоровной и детьми. Состояние здоровья Ивана Васильевича постепенно ухудшалось,  он попросил перевести его на службу в сельскую местность и получил назначение винным приставом в селе Сухой Бузим (ныне Сухобузимо). С главой семьи туда переехали жена и дети Екатерина и Василий. В Сухом Бузиме у Суриковых родился младший сын Александр, что дало повод некоторым утверждать, что художник Суриков родился в Сухобузиме.

Василий Суриков родился в семейном красноярском доме 12 января 1848 г. Он окончил уездное училище, после смерти отца стал чиновником губернского управления. В двадцать лет он покинул родной дом благодаря меценатской помощи золотопромышленника П.И. Кузнецова и поступил в Петербургскую Академию художеств. Подробнее о Василии Сурикове смотрите здесь.

После того как уехала из родного дома дочь Екатерина (она с мужем жила в селе Тесь и рано умерла), а Василий отбыл в Петербург, в суриковском доме остались мать художника Прасковья Фёдоровна и младший брат Александр. Жили они на первом этаже дома, второй со времён смерти отца сдавали квартирантам.

IMG_0832

И сейчас экспозиция музея включает две части: мемориальную на первом этаже и художественную на втором. Внизу восстановлены жилые комнаты семьи: прихожая, гостиная, спальня, столовая и кухня. Здесь можно увидеть русскую печку с традиционной и не очень кухонной утварью, подивиться на среднюю осетринницу или эмалированную американскую мясорубку, восхититься вышивками Прасковьи Фёдоровны (филейные скатерти, салфетки).

Кухня

Кухня

 

На первом этаже особенно чувствуется атмосфера домашнего уюта. Комнаты именно жилые, так что посетителям часто кажется, что вот-вот войдёт хозяйка дома. Атмосфера эта поддерживается заботой главного хранителя и смотрителей музея.

Наверху размещена коллекция работ художника (между прочим, третье по величине в мире собрание). В  пяти залах размещено более полусотни работ, начиная с самых ранних в зале «Годы учения», это портрет дяди Марка Васильевича (Василию Сурикову тогда было около десяти лет) и самая ранняя подписанная художником акварель «Плоты на Енисее» (1862 г., ему было тогда 14).

5U2E0419

Плоты на Енисее. 1862.

 

В зале «Московская жизнь» можно познакомиться с семьёй Василия Ивановича, здесь портреты его рано умершей жены Елизаветы Августовны, дочерей Ольги и Елены, внучки Натальи Кончаловской. Здесь же представлены столь непохожие друг на друга по манере письма портреты других людей, написанные художником в разное время.

ЕА

Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника. 1880-е.

 

В самой большой и светлой комнате второго этажа, которую Суриков во время возвращений в родной дом использовал в качестве мастерской, находится единственная в экспозиции копия — картины «Взятие снежного городка» (оригинал хранится в Государственном Русском музее). Копия здесь потому, что о «Снежном городке» нужно обязательно сказать, ведь это единственная большая картина художника, целиком написанная в Красноярске. Рядом с картиной размещены подлинные этюды к ней, на которых можно увидеть и брата художника Александра Ивановича. Здесь же в мастерской знаменитый автопортрет Сурикова в красном казакине.

ав

Автопортрет. 1902 г.

 

В небольшой витрине размещены этюдник с личными вещами художника (краски, кисти, зеркало, мастихин, испанский нож «Наваха») и медали, полученные им за четыре картины для Храма Христа Спасителя в Москве и за «Взятие снежного городка» на всемирной выставке в Париже.

Этюдник

В зале «Суриков и Сибирь» находится удивительная работа художника — акварелью Суриков изобразил внутренний вид своего родного дома (вид из гостиной через спальню на столовую) и в столовой свою любимую матушку Прасковью Фёдоровну. Когда спускаешься вниз, видишь, что в этой анфиладе почти ничего не изменилось.

Комнаты в красноярском доме Суриковых. 1890 - 1891.

Комнаты в красноярском доме Суриковых. 1890 — 1891.

 

 

В доме Сурикова представлены два мира — мир повседневности сибирского города XIX — начала ХХ века и мир искусства Сурикова (точнее, малая его часть, ведь Суриков — изумительный художник в том числе и по разнообразию направлений работы: гений исторической живописи, замечательный портретист и пейзажист).

Когда оказываешься во дворе усадьбы или внутри суриковского дома, время останавливается, ты не можешь понять, сколько ты находишься здесь, иногда кажется, что перед тобой промелькнула вечность, а всего-то прошло две минуты. Музей удивительно насыщен. Можно по многу времени простоять у каждой картины. Часто, оказываясь в доме, я неожиданно выбирал себе картину, которую мог рассматривать долго. Когда я пришёл работать в музей, от искусства я был максимально далёк, но постоянное нахождение среди полотен Сурикова постепенно привело к тому, что я полюбил сначала Сурикова, а затем получил большой интерес к искусству в целом. Это тот переворот во мне, за который я всегда буду благодарен Музею.

А сколько интересных бытовых предметов можно здесь увидеть! Сколько вещей я не увидел бы никогда, даже на картинке, если бы не Музей-усадьба! Здесь каждый найдёт, чем заинтересоваться, перед чем в изумлении остановиться. Дети (наши городские дети, видящие природу только через дисплеи) ахают, когда спускаются на первый этаж и оказываются в совершенно другом мире, где всё так живо и при этом так не похоже на ту жизнь, которая их окружает. «Я хочу тут жить», — говорили мне почти на каждой экскурсии школьники. Почти до слёз трогает Музей людей пожилого возраста, которые неожиданно обретают здесь время своего утраченного, казалось бы, прошлого. Беспрерывно щёлкают фотоаппаратами иностранные туристы, многие из которых в наш город приезжают именно ради Музея-усадьбы, ведь в Сибири так мало мест, в высшей мере сохранивших облик городской провинциальной жизни сто лет назад.

Госиная

Гостиная

 

И происходит чудо. Маленький домик раскладывается в огромную вселенную со своим пространством и временем, он вбирает в себя посетителей и переносит их в другой мир, где истинной реальностью обладают только старые здания, музейные предметы, рассказ экскурсовода и люди, которые жили в этом доме. И многие вздрагивают, услышав скрип суриковских половиц, им кажется, что идут хозяева. И этот маленький музей пробивает заскорузлую кору повседневности, которая обволакивает сознание, вскрывает ту устричную ракушку, в которую мы себя запираем, и показывает, что мир наш безгранично шире, чем нам всегда казалось.

И когда люди, входя в Музей в первый раз, надевали бахилы и весело говорили друг другу «Как в больнице», я им не раз говорил: «А здесь тоже лечат. Музей прочищает мозг и вправляет вывихнутые души».

 

Фотографии с сайта Музея-усадьбы В.И. Сурикова и из музейной группы ВКонтакте 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *