«…моральное разложение, поклонение Западу и другие преступления поэта»

 

Лерм

Недавно в очередной раз отпраздновали лень рождения Михаила Лермонтова. Для нас сейчас он безусловный классик, но так было не всегда. Кирилл Головастиков на сайте Arzamas.academy предлагает подборку упреков Лермонтову от современников и исследователей.


 

За подражательность и несостоятельность

«Произведения Лермонтова, при всей несостоятельности своей перед судом истинной критики, заслуживают внимания и, вероятно, понравятся еще молодым людям будущего поколения в тот период жизни, когда дикое и отрицательное производит на людей какое-то прельстительное впечатление; но никто из нас, блюстителей русского Парнаса в звании журнальных рецензентов, не должен сожалеть о том, что пресеклось столь нехудожественное, столь горькое направление поэзии; и самая поэзия эта, сколь ни замечательна при отдельном рассматривании ее, теряет всякое значение в русской поэзии вообще, как проявление несозревшего дарования, не отличавшегося самобытностью и бывшего только подражательным».

Барон Егор Розен, критик и литератор, автор либретто оперы «Жизнь за царя»

За авторскую глухоту

«Авторская глухота — условный термин, предложенный М. Горьким: явные стилистические и смысловые ошибки в художественном произведении, не замеченные автором. <…> Явления авторской глухоты свойственны не только рядовым писателям, но и большим мастерам.

<…> Вот несколько примеров авторской глухоты. <…> у М. Лермонтова:
„И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребте…“
(грива растет только у льва, и не на хребте, а на шее)».

Александр Квятковский, стиховед

За смешной труп

«Быть может, если мертвые тела убраны, мы примемся за поэтов? Как вы думаете? Кстати, о мертвых телах. Вам никогда не приходило в голову, что лермонтовский «знакомый труп» — это безумно смешно, ибо он, собственно, хотел сказать «труп знакомого», — иначе ведь непонятно: знакомство посмертное контекстом не оправдано».

Владимир Набоков, «Дар»

За незнание жизни

«Тут на всяком шагу еще виден человек, который говорит о жизни без личной опытности, об обществе без наблюдения, о „своем времени“ без познания прошедшего и настоящего, о свете по сплетням юношеским, о страстях по слуху, о людях — по книгам, и думает, будто понял сердце человеческое, — из разговоров в мазурке, будто может судить о человечестве, потому что глядел в лорнетку на львенков, гуляющих по тротуару».

Осип Сенковский, литератор, критик, редактор «Библиотеки для чтения»

За незнание грамматики

«„А кстати, вот тебе новое стихотворение“, — Лермонтов вынул листок и подал мне. Это было „Есть речи — значенье…“. Я смотрю и говорю: „Да здесь и грамматики нет — ты ее не знаешь. Как же можно сказать ,из пламя и света‘? Из пламени!“ Лермонтов схватил листок, отошел к окну, посмотрел. „Значит, не годится?“ — сказал он и хотел разорвать листок. „Нет, постой, оно хоть и не грамматично, но я все‑таки напечатаю“. — „Как, с ошибкой?“ — „Когда ничего придумать не можешь. Уж очень хорошее стихотворение“. — „Ну черт с тобой, делай, как хочешь“, — сказал Лермонтов».

Андрей Краевский, издатель «Отечественных записок»

Полностью читайте в источнике

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *