Баяндин В.И. Столетний юбилей Отечественной войны 1812 года на страницах Азиатских епархиальных ведомостей

 Предлагаемая статья посвящена обзору материалов, которые печатались на страницах епархиальных ведомостей Сибири и Дальнего Востока в 1912 году и были посвящены торжественным мероприятиям, проведенным как в центре страны, так и в Сибири в связи с празднованием 100-летнего юбилея Отечественной войны.

Начало ХХ века отмечено несколькими крупными юбилейными событиями, которые широко отмечались в России: 300 лет со времени освобождения Москвы от иноземных захватчиков и 300-летие правления Дома Романовых, а также 100 лет со времени разгрома наполеоновской армии в России. В 2012 году страна готовится отметить уже 200 летний юбилей событий Отечественной войны. На то, как освещался на страницах епархиальных ведомостей выходящих в Сибири столетний юбилей окончания Отечественной войны (1812 г.), и какие юбилейные торжества проводились в городах и селах, расположенных в азиатской части страны, нам и хотелось бы обратить свое внимание в данной статье.

В начале ХХ века областные и губернские епархиальные ведомости издавались в следующих городах региона: в Тобольске, Томске, Красноярске, Иркутске, Чите, Якутске, Владивостоке, Благовещенске. Прежде всего, хотелось бы обратиться к печатному изданию, старейшему среди сибирских епархиальных — журналу «Тобольские епархиальные ведомости»

Уже в первом номере за 1912 год «Тобольские епархиальные ведомости» поместили воззвание от Тобольской духовной консистории, что во всех церквях губернии 8 января, за литургией необходимо произвести сбор пожертвований на постройку храма-памятника на поле Лейпцигского сражения. [1] Такое же воззвание, но с другим текстом было напечатано весной 1912 г. в «Забайкальских епархиальных ведомостях», а осенью того же года в «Благовещенских епархиальных ведомостях». Так, в сдвоенном № 6—7 номере «Забайкальских епархиальных ведомостей» прихожан призывали «щедро жертвовать на храм-памятник, … который будет установлен в память о 22 тысяч русских храбрецов, павших в битве народов под Лейпцигом 4-7 октября 1813 года» [2]. На наш взгляд, лишь «Забайкальские епархиальные ведомости» значительно меньше других освещали события, связанные с празднованием столетнего юбилей Отечественной войны 1812 года. Вряд ли это памятное событие прошло мимо внимания местного духовенства и прихожан, но несомненным фактом является то, что читатели этого издания получили минимальную информацию о том, как этот юбилей отмечался в центре страны и в населенных пунктах на территории Забайкальской области. Осенью 1912 г. на страницах «Забайкальских епархиальных ведомостей» из номера в номер подробно печатались материалы проходившего в эти дни съезда духовенства Забайкалья, а вот на размещение каких-либо исторических или современных материалов об Отечественной войне 1812 года у редакции ни времени, ни места так и не нашлось.

В январском номере «Якутских епархиальных ведомостей» была напечатана программа празднования юбилейных торжеств в городе Якутске. [3] Программа была разработана особым комитетом, который был создан по распоряжению Якутского губернатора. Планируемые торжества подразделялись на три категории: церковные, официальные, неофициальные. Церковные торжества проводились 25—26 августа и включали в себя: праздничную литургию, молебен с провозглашением вечной памяти императору Александру I и павшим в войне 1812 года воинам. Официальные торжества должны были проходить в Якутске 26 августа. В программу праздника были включены военный парад местного гарнизона, приветственное слово губернатора перед собранием учащихся (учащиеся школ должны были быть с царскими портретами и национальными флагами), затем торжественное шествие по городу. Завершать праздничные мероприятия этого дня должен был вокально-литературный вечер в зале областного музея с большим количеством приглашенной публики. Неофициальные торжества — 26 и 27 августа, к ним относились народное гуляние в городском сквере, сквер предполагалось празднично украсить и пригласить оркестр духовой музыки. Также планировались лекции об исторических событиях 1812 года в помещении Общественного собрания и в клубе общества взаимопомощи приказчиков. Так как на эти мероприятия приглашались в том числе представители коренного населения, то речи, лекции должны были звучать на русском и якутском языках. [4]

Знакомя своих читателей с новой литературой, подготовленной и изданной к юбилею, некоторые епархиальные ведомости помещали списки изданий, в которых можно было найти интересные сведения о войне 1812 года. Так, летом 1912 г. в «Тобольских епархиальных ведомостях» было перечислено около двух десятков таких изданий. [5] Среди них: книги Михневича «Бородинская битва» и «1812 год на Руси»; Шавельского «Военное духовенство в борьбе России с Наполеоном»; Россиева «Сожженная Москва» и «Русские освобождают Европу»; Елганшева «Отечественная война»; Зарина «Тимошкина команда. Участие детей в защите Отечества», Военского «Русское духовенство и 1812 год»; Зарин «Женщины-героини в 1812 году»; Поселянин «100 лет назад» и ряд других изданий. Среди предлагаемых изданий было пособие: «Как чествовать юбилей 1812 года Программа праздника». А в следующем номере «Тобольских епархиальных ведомостей» читатели могли узнать о том, что какие издания предлагает Главная Палата Русского народного союза имени Михаила Архангела. Эта общественная организация при подготовке своей книги поставила перед собой две задачи: «в сжатом очерке дать исторически верную картину … главнейших событий» и «сделать эту книгу вполне доступной по цене … для всей народной массы». [6] Обе задачи оказались успешно решены: книга «Година бед — година славы» была написана известным писателем и историком К.А. Военским, издана тиражом 100.000 экземпляров, а стоимость книги была установлена в 15 копеек. [7]

Готовясь к проведению юбилейных торжеств, Священный Синод принял определение о порядке празднования в церковных школах на территории всей империи. В определении Синода указывалось, что, поскольку 26 августа (ровно 100 лет со дня сражения при Бородино) приходится на каникулярное время, то следует назначить днем празднования столетия Отечественной войны 1812 года во всех церковных школах 11 октября — день, когда войска покинули Москвы. Было определено совершить в это день в церковных школах молебны, после устроить праздничные мероприятия: ученики должны были подготовить стихотворения, школьный хор — исполнить народный гимн и кантаты на 1812 год, а также другие патриотические песни. Кроме того, Св. Синод принял решение издать на собственные средства брошюру, посвященную событиям 1812 года, в количестве 45.000 экземпляров и разослать по одному экземпляру во все начальные церковные школы и учительские семинарии.

Это определение Священный Синода было перепечатано во многих выходящих в Сибири епархиальных журналах и в специальных школьных листках, выходящих в виде приложений к епархиальным изданиям. К примеру, в сентябрьском школьном листке за 1912 г. «Тобольских епархиальных ведомостей», были помещены стихотворения известных русских поэтов: Крылова, Лермонтова, Майкова, Полонского, Пушкина и других. [8] Эти стихотворения были предназначены для тех учащихся, которые будут участвовать в подготовке и проведении празднования 11 октября — дня, когда наполеоновская армия вынуждена была покинуть Москву.

26 августа 1912 года, когда отмечалось сто лет со дня знаменитого Бородинского сражения, в губернских и областных центрах Сибири после молебна правящие архиереи выступали перед местным населением с посланиями в честь этого торжества. В Тобольске со словом к жителям обратился епископ Тобольский и Сибирский Алексий, в городском Иркутском кафедральном соборе торжественное слово сказал Высокопреосвященный Серафим, архиепископ Иркутский и Верхнеленский, в городе Якутске с речью выступил епископ Якутский Мелентий, в Чите торжественное слово произнес епископ Забайкальский и Нерчинский Мефодий, в губернском городе Красноярске — епископ Евфимий, в Благовещенске — епископ Евгений, во Владивостоке — архиепископ Владивостокский и Камчатский Евсевий. [9]

В городе Красноярске в эти дни проходил епархиальный съезд, от имени которого, через Обер-прокурора Синода императору Николаю II была отправлена верноподданническая телеграмма следующего содержания: «Мы, депутаты от духовенства и церковных старост Енисейской епархии, во главе с архипастырем, собравшиеся на очередной епархиальный съезд в знаменательную годину Отечественной войны, вспоминая великие подвиги всех сословий русского народа, объединившихся во главе со своим Монархом на самоотверженную защиту Родины и Церкви, считаем своим священным долгом выразить Вам Великий Государь воодущевляюшие нас верноподданные чувства беспредельной любви и преданности к Вашему Императорскому Величеству. Епископ Евфимий, Председатель съезда священник Кузьмин». Текст этой телеграммы был помещен в сентябрьский номер «Енисейских епархиальных ведомостей». [10]

Большинство епархиальных ведомостей размещали на своих страницах описание торжественных мероприятий, которые происходили в крупных сибирских городах. Подробное описание торжества, организованного в губернском городе Красноярске, было представлено на страницах «Енисейских епархиальные ведомостей» в августе 1912 г. [11] В последующих номерах этого издания были полностью опубликованы торжественные речи, с которыми к народу обращались представители местного духовенства и светской власти. Наиболее подробным и красочным было описание празднования столетнего юбилея в губернском городе Тобольске. Обратимся и мы к соответствующему номеру «Тобольских епархиальных ведомостей». [12]

Как и в других сибирских городах, в Тобольске был создан особый комитет для празднования юбилея, в который вошли представители губернской администрации, духовенства, городского самоуправления, представители военного ведомства и ведомства просвещения. Председателем Комитета был назначен тобольский вице-губернатор. Названный комитет разработал особую церемонию городских торжеств и руководил проведением всех праздничных мероприятий.

Утром, 25 августа в Тобольск из Абалакского монастыря была пароходом доставлена чудотворная Абалакская икона Пресвятой Богородицы. Состоялся крестный ход со святыней до кафедрального собора, где вначале был совершен молебен, а затем заупокойное богослужение «об успокоении Благочистивейшего Великого Государя императора Александра 1 Благословенного, вождей героев, пастырей, воинов и всех за Веру, Царя и Отечество … живот свой положивших». По окончании литургии была совершена панихида «при участие всего градского духовенства, в присутствии представителей власти, городского управления, воспитанников и воспитанниц средних учебных заведений, учащихся начальных школ с их наставниками и наставницами и множества молящегося народа». Перед началом панихиды настоятелем собора было произнесено слово.

На следующий день, 26 августа, в 9 часов утра начался перезвон на соборной колокольне. В 10 часов началась торжественная литургия. В соборе во время богослужения присутствовали местные высшие должностные лица и представители различных ведомств.

На площади перед Тобольским кафедральным собором был установлен помост, украшенный зелеными ветками, пихтою, елками и национальным флагом. Вокруг помоста выстроились солдаты воинских частей местного гарнизона. Ко времени окончания литургии у собора стали собираться жители с чтимыми и храмовыми иконами из всех городских храмов.

После ряда приветственных выступлений, посвященных юбилею Отечественной войны 1812 года, командующий военным парадом прочел Высочайший приказ по армии и флоту по случаю столетия Отечественной войны, который завершился криками «Ура !» и пением народного гимна «Боже, Царя храни!».

После завершения всех праздничных мероприятий, в 3 часа дня состоялся крестный ход к пароходной пристани, откуда специально назначенный пароход «Верный» увез известную и почитаемую икону обратно в монастырь. Автор статьи подчеркивал, что для желающих присутствовать при отбытии святыни продавались специальные билеты, но желающих было гораздо больше, чем билетов. Средства, вырученные от продажи билетов, были переданы в распоряжение кафедрального собора города Тобольска. [13]

О проведении подобных торжеств сообщали епархиальные издания других сибирских городов. Так, на страницах «Томских епархиальных ведомостей», кроме описания торжественных мероприятий, которые проходили в губернском центре, в октябре была размещена статья священника Акулова подробно описывались юбилейные мероприятия проходившие в августе 1912 года в городе Бийске. [14]

Вполне естественно, что, обращаясь к событиям войны с Наполеоном, местные издания не могли обойти своим вниманием и вопрос о том, какую роль сыграла Сибирь в событиях тех славных дней. В нескольких номерах «Тобольских епархиальных ведомостей» печаталась большая статья, подготовленная Н. Бирюковым: «Отголоски Отечественной войны 1812 года среди тогдашнего духовенства Тобольской епархии». [15] Следует отметить, что в начале ХIХ века территория этой епархии охватывала всю Западную и частично Восточную Сибирь, поэтому представленный в этой статье материал фактически охватывал большую часть Сибири. В этой статье рассказывалось о деятельности сибирского духовенства по сбору средств для ведения войны с наполеоновскими войсками, приводились примеры активного участия духовных лиц и гражданского населения в пожертвованиях. Назывались монастыри и церкви, которые проявили особую активность в сборе денежных средств, а также и те организации, которые отнеслись к этому важному мероприятию
«спустя рукава». Среди последних упоминалось Енисейское духовное правление, которое собранные в 1812 году денежные средства на войну перечислило лишь весной 1815 года.

Второй весьма значимый день, отмечаемый в стране в этот юбилейный год, был 11 октября — именно в этот день французская армия покинула негостеприимную для них Москву. На торжественных мероприятиях, проходивших в эти дни, более широко были представлены церковные школы, семинарии, училища, воспитанники которых произносили речи, читали стихи, исполняли кантаты и песни, посвященные Отечественной войне 1812 года.

Особое внимание было сосредоточено на юбилейных торжествах, проходивших в губернских и областных городах Сибири. На страницах епархиальных ведомостей практически невозможно найти какие-либо сведения о том, как отмечались эти события в селах и деревнях необъятной Сибири, а мимо этого значимого события местное сибирское духовенство, по нашему твердому убеждению, никоим образом не могло пройти равнодушно. Однако лишь отдельные сибирские издания обращались к этому вопросу и давали возможность своим читателям узнать, где и как эти события отмечались в небольших сибирских селах. В качестве примера можно привести Тобольскую епархию. Так, в двух ноябрьских номерах «Тобольских епархиальных ведомостей» были помещены небольшие заметки об организации местных торжеств в село Вагайском Тобольского уезда [16] и в Чашинском приходе того же уезда. Празднование включало в себя торжественную Божественную литургию, молебен, памятное слово, произносимое местным духовенством, чтение стихов детьми и подростками, исполнение хором прихожан народного гимна «Коль славен», «Боже, царя храни!». А в Чащинском приходе в день празднования юбилея, взору прихожан была представлена историческая карта Отечественной войны 1812 года и портреты императора Александра I и Наполеона (!).

Среди сибирских епархиальных ведомостей, которые представили своим читателям картину юбилейных торжеств, посвященных празднованию 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года, проходивших в памятных всему русскому народу местах на полях крупнейших сражений той войны, заметно выделяются «Томские епархиальные ведомости». В октябрьском номере 1912 г. [17] это издание поместило подробное описание юбилейных торжеств, происходивших на Бородинском поле 25—26 августа 1912 г. Среди описания мероприятий, связанных с пребыванием императорской семьи на Бородинском поле, отмечалось открытие памятника перед Шевардинским редутом, посвященного павшим воинам французской армии. Памятник был сооружен на средства, собранные по подписке среди граждан Франции.

При посещении Бородинского поля императору Николаю II были представлены пять бывших солдат русской армии участников войны 1812 года. Самому старшему из них было 125 лет. А при посещении Спасо-Бородинского монастыря среди встречающих императорскую семью находилась крестьянка Желтякова в возрасте 111 лет из Бронницкого уезда, которой довелось быть свидетельницей тех далеких исторических событий, связанных с нашествием наполеоновских войск. Этой крестьянке царь Николай II подарил 111 рублей, по числу прожитых ей лет. [18]

Среди посмотренных нами печатных изданий сибирских и дальневосточных епархий заметно выделяются два издания: это Тобольские и Томские епархиальные ведомости. Прежде всего тем, что на страницах этих изданий события, связанные с празднованием 100 летнего юбилея Отечественной войны 1812 года, размещались на протяжении всего юбилейного года. Необходимо также отметить и разнообразие материалов — это не только события местной сибирской жизни, но и публикации, описывающие празднование юбилей в Петербурге, Москве и на Бородинском поле. Еще одно отличие помещаемых материалов на страницах названных епархиальных журналов состоит в том, что помещались материалы из уездных городов и близлежащих селений, монастырей, либо местных церковных учебных заведений. Особую признательность читатели епархиальных ведомостей могли высказать Н. Бирюкову, автору большого очерка (в общей сложности это несколько десятков страниц — В.Б), опубликованного в номерах Тобольских епархиальных ведомостей под названием: «Отголоски Отечественной войны 1812 года среди тогдашнего духовенства Тобольской губернии». Здесь уместно будет отметить тот факт, что в начале ХIХ века, то есть во время войны с Наполеоном, сфера деятельности Тобольской епархии охватывала всю Западную Сибирь и частично Восточную Сибирь (Енисейскую губернию), поэтому в очерке Н. Бюрикова можно найти исторические материалы по целому ряду сибирских губерний.

Немало интересных материалов о праздновании юбилея Отечественной войны 1812 года можно найти в некоторых номерах Енисейских, Иркутских, Якутских епархиальных ведомостей. На наш взгляд, одними из самым малоинформативных по описанию юбилейных событий юбилейных торжеств 1812 года изданий являются «Забайкальские епархиальные ведомости» и «Владивостокские епархиальные ведомости». Руководство первого из названых издания сделало свой, и далеко не лучший, выбор в пользу материалов очередного съезда епархиального духовенства, и весьма подробно из номера в номер, освещая работу этого съезда, печатало выступления и речи участников этого мероприятия. Что касается второго издания, то на его страницах в тот год размещались самые разные материалы, касающиеся местной духовной жизни, а юбилейные события почему-то не нашли должного отражения. Можно отметить, что первое упоминание о предстоящем юбилее появилось на страницах «Владивостокских епархиальных ведомостей» лишь в конце июня, к тому же эта была небольшая заметка, автор которой напоминал читателям о том, что знаменитый Царь-колокол также пострадал от французского нашествия. [19]

Обращает на себя внимание и такой факт, что на страницах епархиальных ведомостей практически невозможно найти какие-либо исторические материалы, связанные с деятельностью и ролью известного полководца М.И. Кутузова. Если, конечно, не считать таковыми стихи, посвященные этому знаменитому полководцу, которые публично читались учащимися на торжественных мероприятиях лета-осени 1912 г. в сибирских городах. Причем такая забывчивость характерна практически для всех просмотренных нами изданий, что, конечно же, вряд ли носит случайный характер. Зато славословий императору Александру I было более чем достаточно.

В праздновании юбилейных мероприятий выделись два основных события Отечественной войны 1812 года — Бородинское сражение и оставление французскими войсками Москвы. Но почти нигде не встречается упоминание об полном освобождении территории России от наполеоновских войск. Эта дата как бы осталась неотмеченной ни духовными, ни светскими властями Сибири и Дальнего Востока. И, конечно же, на страницах епархиальных изданий бесполезно искать какие-нибудь исторические сведения о заграничном походе русской армии. Фактически ничего не говорится о той роли, которую сыграла русская армия в окончательном разгроме армий императора Наполеона. И, пожалуй, единственное, что может хоть как-то напомнить читателю епархиальных ведомостей о том, что русская армия — главный участник освобождения ряда европейских стран, это приглашение-призыв принять участие в сборе средств на сооружение храма-памятника под Лейпцигом, где погибли и были похоронены несколько десятков тысяч русских солдат и офицеров.

Что касается общих недостатков, присущих практически всем епархиальным журналам, то следует отметить, что очень редко можно найти какие-либо материалы о событиях, которые происходили в соседних, рядом находящихся сибирских епархиях. Хотя о событиях, которые происходили или происходят в отдельных епархиях европейской части страны, краткие сообщения появлялись достаточно регулярно.

Несмотря на высказанные замечания, следует считать епархиальные ведомости весьма интересным источником по истории сибирского общества в дореволюционной России, в том числе по истории Сибири и Дальнего Востока, и посоветовать молодым исследователям не забывать о журналах областных и губернских епархий, почаще заглядывая на их страницы. Тем более, что Российская национальная библиотека (г. Санкт-Петербург) в последние годы успешно реализует программу переноса дореволюционных епархиальных ведомостей на электронные носители, чтобы обеспечить свободный доступ к ним для всех желающих.

Примечания

1 «Тобольские епархиальные ведомости». 1912. Январь. № 1.

2 «Забайкальские епархиальные ведомости». 1912. Март-Апрель. № 6—7.

3 «Якутские епархиальные ведомости». 1912. Январь. № 2.

4 Там же.

5 «Тобольские епархиальные ведомости». 1912. Июль. № 13.

6 «Тобольские епархиальные ведомости» 1912. Июль. № 14.

7 Там же.

8 Школьный листок. Приложение «Тобольских епархиальных ведомостей». 1912. Сентябрь. № 18.

9 «Тобольские епархиальные ведомости». 1912. Август. № 16; «»Ир-
кутские епархиальные ведомости». 1912. Сентябрь. № 17; «Якутские
епархиальные ведомости». 1912. Сентябрь. № 17; «Забайкальские епар-
хиальные ведомости». 1912. Сентябрь. № 17, «Енисейские епархиаль-
ные ведомости». 1912. Сентябрь. № 17. «Влади-востокские епархиаль-
ные ведомости» 1912. Сентябрь. № 18; «Благовещенские епархиальные
ведомости». 1912. Сентябрь-Октябрь. № 18—19.

10 «Енисейские епархиальные ведомости». 1912. Сентябрь. № 18.

11 «Енисейские епархиальные ведомости». 1912. Август. № 16.

12 «Тобольские епархиальные ведомости». 1912. Сентябрь. № 17.

13 Там же.

14 «Томские епархиальные ведомости». 1912. Октябрь. № 20.

15 «Тобольские епархиальные ведомости». 1912. Июнь—Ноябрь. №№ 11,12,16,17.18,20, 22.

16 «Тобольские епархиальные ведомости». 1912. Ноябрь. №№ 21,22.

17 «Томские епархиальные ведомости». 1912. Октябрь. № 19.

18 Там же.

19 Царь-колокол и 300-летие Дома Романовых //«Владивостокские епархиальные ведомости». 1912. Июнь. № 12

Православие, Россия: размышление о прошлом, взгляд в будущее. Сборник материалов научной конференции с международным участием. Красноярск, 12—14 октября 2011 г. / [Красноярская митрополия Русской Православной Церкви, Красноярский региональный общественный фонд попечения о духовно-нравственном возрождении Сибири «Ладанка» и др.] — Красноярск: Издательский дом «Восточная Сибирь», 2012. — 308 с. (Музейно-просветительский центр духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом»)

Иван Черкасов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *