Одной из самых малоизученных и загадочных страниц истории Красноярской епархии являются жизненный путь и труды преосвященного Павла (Попова). Из всех управлявших Енисейской епархией во времена Российской империи епископов Павел (Попов) был не только единственным красноярцем, но и вообще сибиряком. Из всех епископов Енисейских и Красноярских он имел одну из самых «богатых биографий». Начав священническую службу на самой границе с Китаем, в Нерчинске-Заводском, со всею ревностью нес он службу в разных епархиях, от берегов Енисея до Аляски, рукоположил первых японцев во священнослужители и освятил первую православную церковь в Соединенных Штатах Америки. Не случайно митрополит Иннокентий (Вениаминов) избрал Павла (Попова) себе в помощники для миссионерского служения на Востоке.
Для того чтобы представить, насколько мало на сегодня известно о жизни и трудах этого выдающегося миссионера и церковного деятеля, можно отметить, что в недавно вышедшем первом фундаментальном исследовании Г.В. Малашина по истории Красноярской (Енисейской) епархии первому управляющему Енисейской епархией посвящено около 25 страниц, третьему управляющему — 9 страниц, а повествование о Павле (Попове), бывшем вторым по счету главой епархии, уместилось всего на двух с половиной страницах [10]. В современных обобщающих исследованиях по истории Православной Церкви в Сибири часто вообще ошибочно утверждается: «Уроженцев Восточной Сибири на кафедры здесь не назначали» [6, C. 169]. До настоящего времени нам так и не удалось найти ни одной публикации, специально посвященной священнику П.Л. Попову (епископу Павлу). Во многих обобщающих работах труды преосвященного Павла ошибочно приписывают другим более известным его современникам.
Петр Попов, будущий епископ Павел, родился в 1813 г. в семье священника Лаврентия Попова в селе Усть-Питское Енисейского уезда. Сибирская священническая фамилия Поповых по традиции свою историю вела от первого священника, пришедшего в Сибирь с отрядом Ермака. Село Усть-Питское находится на правом берегу Енисея севернее Енисейска. Это село было уникальным, по данным на 1829 г. в нем на 8 дворов светского населения было 3 семьи духовенства. Правда, рядом с селом Усть-Питским была еще деревня с тем же названием в 21 крестьянский двор (159 чел.) [2].
По окончании Иркутской духовной семинарии, осенью 1834 г. П.Л. Попов был рукоположен во иереи. Епископ Климент (Капалин) пишет об этом этапе жизни преосвященного: «Окончил курс Иркутской семинарии 14 июля 1834 г. и 7 октября был рукоположен во священника при Нерчинском заводе» [8, C. 494]. Там же, на востоке, Петр Попов женился на иркутянке Ираиде Шастиной. В 1837 г. будущий епископ Енисейский и Красноярский вернулся из Восточного Забайкалья на родину.
В первые годы своего служения в Красноярске священник Петр Лаврентьевич Попов, по данным красноярских исследователей, был настоятелем кладбищенской церкви и духовником старца Федора Кузьмича. Затем Петр Попов был переведен в собор, а в 1858 г. был возведен в сан протоиерея. Епископ Климент (Капалин) же пишет, что П.Л. Попов уже «в 1837 г. переведен в Красноярский собор» [Там же].
В 1857 г. священник П.Л. Попов познакомился с архиепископом Иннокентием (Вениаминовым). Исследователи писали: «В Красноярске владыка остановился у кафедрального протоиерея В.Д. Касьянова, который в разговоре с преосвященным Иннокентием о духовных лицах восторженно похвалил отца протоиерея Петра Попова за его благочестие, простоту, пастырскую деятельность и нищелюбие. При этом у преосвященного вдруг мелькнула мысль: а не будет ли отец Петр пригоден в викарии ему (а отец Петр был в то время уже вдов)? – и он пожелал видеть его, познакомиться с ним. Отец Василий Касьянов немедленно пригласил отца Петра к себе и представил его преосвященному. Что говорил с отцом Петром преосвященный Иннокентий, пишет протоиерей А. Сулоцкий (Иркут. Епарх. Ведом., 1878, № 25), того отец Василий не слышал… а только из некоторых полушуточных и полусерьезных слов самого владыки Иннокентия, сделанных им после, заключил, что им сделано было отцу Петру какое-то значительное предложение… и что последним то предложение и принято… Вот как последовало первое знакомство отца Петра Попова с преосвященным Иннокентием…» [18, C. 400–401].
Иннокентий (Вениаминов) в 1859 г. планировал направить будущего епископа Павла (Попова) в Америку. Он писал: «Красноярского протоиерея Петра Попова, который поданным ко мне прошением изъявил желание служить в Камчатской епархии, где бы то ни было, и которого я предназначаю в Новоархангельск к тамошнему собору. Этот человек высоко уважаем в Красноярске за его истинно христианские и пастырские добродетели и за его скромный характер, любивое сердце и здравый и основательный ум» [14].
Но первым местом епископского служения Павла (Попова), овдовевшего и принявшего монашество, стала Якутия, куда и направил его святитель Иннокентий (Веникмаинов). В начале 1858 г. вышел «Именной, объявленный Сенату Святейшим Синодом 31 января 1858 года, Закон Российской Империи „О новом устройстве Камчатской епархии…”, переносе кафедры Иннокентия (Вениаминова) из Якутии в Благовещенск. В документе, в частности, говорилось: «Викарию Якутскому именоваться епископом Якутским и подчинить сему викариатству округи: Якутский, Вилюйский, Олекминский, Верхоянский и Колымский [17, C. 18]. Для пострижения в монашество и епископской хиротонии красноярского протоиерея приехал сам архиепископ Иннокентий (Веникаминов).
Церковные историки пишут: «Из Якутска в Иркутск преосвященный Иннокентий прибыл 29 февраля 1860 года для хиротонии во епископа Якутского, протоиерея Петра Попова. 4 марта было
наречение, причем дано было ему имя Павел, а 6 марта хиротония во епископа; а 15 марта вновь посвященный епископ Павел отправился уже к месту своего служения в Якутск» [18, C. 464]. 31 марта 1860 г., после двух с лишним недель пути из столицы Восточной Сибири, епископ Павел прибыл в Якутск и стал первым Якутским викарием. В курсовом сочинении воспитанника Казанской духовной академии за 1914 г. мы читаем: «Вот что писал впоследствии преосвященный Иннокентий митрополиту Филарету о новопоставленном им марта 1860 года Якутском архипастыре Павле: “Слава Господу, пославшему в Якутск такого пастыря, какого я нашел… Из бумаг, полученных мною из Якутска, видно, что он принялся за дело со всею ревностию, и в особенности за введение богослужения и требоисправления на якутском языке. Из письма тамошняго губернатора, который пишет ко мне со всею ответственностью, видно, что он ничего не пьет, мало принимет пищи, служит постоянно. Сам послал в Якутск такого архипастыря!”» [11, Л. 547].
Свое предназначение Павел (Попов) видел в продолжении трудов святителя Иннокентия Иркутского. Не случайно В.Д. Касьянов записал в своем дневнике: «У Преосвященнаго Павла видел древний архиерейский служебник времен Петра I, может быть, употребляемый Святителем Иннокентием. В Иркутске у диакона соборного, впоследствие Александра Карнакова, или у Митягиных в амбаре валялся сей служебник. Петр Лаврентьевич подметил его и, когда прибыл в Иркутск на хиротонию, отыскал его и купил, печатан» [9, C. 57]. Исследователи отмечают вклад епископа Павла (Попова) в распространение православия среди якутов, в частности, епископ Климент (Капалин) пишет: «Он успешно занимался миссионерской работой, перевел на якутский язык Краткую Священную историю в вопросах и ответах» [8, C. 494].
В 1866 г. викарий Павел (Попов) был направлен в Новоархангельск. В 1868 г. «Иркутские епархиальные ведомости» сообщали: «Итак жребий передать населяющих Российские колонии в Америке православных туземцев новому правительству пал на Епископа Новоархангельского Павла, на которого устремлены теперь взоры России, расстанется ли он, и если расстанется, то как и когда и на каких условиях с отторгнутыми от православной России духовными своими чадами, и на кого их, в случае разлуки, оставить?» [15, C. 456]. Сам епископ Павел (Попов) писал: «Я отправился, с благословением Божием, из Якутска 8 числа июня сего 1867 года, 11 числа июля сел в Аяне на компанейский пароход «Александр II», на коем прибыл благополучно в Ситху 22 Августа, а 23 того же месяца вступил в управление паствою…» [8, C. 268]. Покинул Аляску епископ Павел (Попов) 18 сентября 1870 г., после назначения его епископом Енисейским и Красноярским.
Документ о назначении Павла (Попова) управляющим Енисейской епархией звучал следующим образом: «Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийскаго из Святейшаго Правительствующаго Синода Енисейской Духовной Консистории. По Указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушали: Высочайше утвержденный Его Императорского Величества в 10 день Июня 1879 года Всеподданнейший доклад Синода, о бытии Епископу Новоархангельскому Павлу Епископом Енисейским и Красноярским. Приказали: Высочайшим Его Императорского Величества повелении о бытии Епископом Енисейским и Красноярским Преосвященному Павлу Епископу Новоархангельскому объявить указами Преосвященному Павлу и Енисейской Духовной Консистории, с предписанием Преосвященному Павлу, чтобы по прибытии в вверенную Ему Епархию донес Святейшему Синоду, и затем, вступив в управление Паствою, поступил по правилам Святых Апостолов и Отец, Духовному Регламенту, Государственных узаконений и Архиерейской присяге… Июля 3 дня 1870 года поданный подписал…» [3, Л. 1–2].
18 (30) сентября 1870 г. епископ Павел (Попов) выехал из Ситхи на пароходе «Geo. S. Wright» в Калифорнию. А до того, в 1868 г. епископ Новоархангельский Павел (Попов) «благословил священника Николая Ковригина с одним из псаломщиков Василием Шишкиным отправиться в С. Франциско» [16, C. 467]. Проезд же самого епископа Павла (Попова) через Северо-Американские Соединенные Штаты ознаменовался еще одним важнейшим событием — освящением в этой стране первой православной церкви. В 1870 г. епископ Павел (Попов), совершив кругосветное путешествие, посетил столицу Российской империи. 6 декабря 1870 г. В.Д. Касьянов записал в своем дневнике: «Получил телеграмму о прибытии 3 декабря в Петербург Преосвященнаго Павла» [9, C. 53].
Сегодня общую картину епископского служения Павла (Попова) в Енисейской епархии можно представить благодаря дневникам протоиерея В.Д. Касьянова. Однако эти дневники не столько раскрывают жизнь и деятельность епископа Павла (Попова) в Красноярске, сколько отражают рост неприятия кафедральным протоиереем личности епископа. Документы, отражающие жизнь и труды преосвященного Павла, имеются в Государственном архиве Красноярского края, однако доступ к ним затруднен, и предстоит еще большая работа по выявлению и введению этих документов в научный оборот. Есть надежда на фонды центральных государственных и ведомственных архивов Российской Федерации, но пока сложно говорить, насколько доступны и содержательны данные документы.
Первые записи протоиерея В.Д. Касьянова показывают приезд епископа, а на будущие противоречия указывают лишь редкие замечания. 1 января 1871 г. В.Д. Касьянов записал в своем дневнике: «Выехал я навстречу в село Арей, где на почтовой станции, часу во 2-м ночи увиделся с ним и поздоровались любительно, искренно, просто, не тепло» [9, C. 56]. Многое в дневниках В.Д. Касьянова указывает на уважительное отношение к Павлу (Попову) таких иерархов, как первый наш епископ Никодим (Казанцев), который писал о своем преемнике: «Тихий, добр, ищущий правды Архиерей. Мирские воды и расчет, кажется, удалены от него. Он не грозит Енисейской епархии. Полагаю, что доступен будет всякому и будет уважителен к речи искренней, прямой и твердой» [Там же].
Первые дни пребывания в Красноярске отражены в дневниках В.Д. Касьянова. Кафедральный протоиерей 1 января 1871 г. записал: «Ехали быстро и в 2 ¼ часа вошел в освященные – церковь и дом. В Большом Кемчуге слушана была всенощная и потому с 8 часов назначена литургия, к которой я готовился дома и спал мало» [Там же]. 3 января 1871 г. В.Д. Касьянов записал в своем дневнике: «Служение в кафедральном соборе. Народу множество. Были у губернатора, а Преосвященный (Павел) один у многих других» [Там же].
Вступив на Енисейскую кафедру, Павел (Попов) столкнулся, вероятно, с рядом проблем. На наличие серьезных противоречий в местном обществе указывает письмо Никодима (Казанцева) Павлу (Попову): «Желаю вам мирного и радостного служения в Енисейской епархии. Старшее духовенство, полагаю, Вам известно, кроткие и добрые отцы, свой долг исполняют рачительно, ссор и тяжб не любят… Молодые священники хорошие, очень хорошие, а слабые опасно смелы на своеволие. Я иногда был против таких суров. В Сибири, кроме того, господствует польский элемент. Русские у поляков в тонком, незримом, а однако в глубоком… порабощении. Но для поляков русский духовный есть самое несносное лицо» [9, C. 59].
Преосвященный Павел (Попов) с первых дней своей службы в Красноярске со всею ревностью и старанием занялся наведением порядка в родной епархии. При этом в числе главных задач он видел развитие миссионерства. 14 февраля 1871 г. в Красноярске было учреждено отделение созданного митрополитом Московским Иннокентием (Вениаминовым) Православного миссионерского общества. Созданный епископом Павлом (Поповым) Енисейский Епархиальный комитет Православного миссионерского общества стал одним из самых больших в России. В нем был в два раза больше членов, чем, например, в Иркутском Епархиальном комитете [13, C. 24].
Епископ Енисейский и Красноярский Павел (Попов) регулярно посещал самые отдаленные уголки родной епархии. В первую свою дальнюю поездку преосвященный Павел отправился сразу же после вскрытия Енисея. В сохранившейся в архивных фондах «Записке об обозрении церквей Преосвященнейшим Павлом, Епископом Енисейским и Красноярским в поездке с 11 мая по 25 июля 1871 года» говорилось, что владыка за два с половиной месяца провел ревизию в 49 церквях по дороге из Красноярска в Туруханск и обратно. Работу он начал с Усть-Тунгузской Спасской церкви. По дороге преосвященный работал практически без выходных, с 17 по 24 мая проводил обследование церквей в Енисейске, а 2 июня епископ Павел уже обследовал Градо-Туруханскую Преображенскую церковь. На обратном пути, 15 июля, «По прибытии в Подъемскую церковь, отправлено в оной всеношное бдение…» [4, Л. 13], затем, 19 и 20 июля, были проведены ревизии в Атамановской, Сухобузимской церквях, 24 июля — в Частоостровской и Коркинской. Епископ Павел (Попов) самым тщательным образом проверял финансы, находя недостачи и финансовые нарушения практически во всех приходах. При проведении ревизий он фиксировал ошибки написания фамилий в метрических книгах, случаи утраты документов, церковного имущества и проч.
2 июля 1872 г. Павел (Попов) выехал в следующую дальнюю поездку, в восточные районы Енисейской губернии. Последняя поездка по приходам епархии отражена в «Записке об обозрении церквей Преосвященнейшим Павлом, Епископом Енисейским и Красноярским с поездки с 3 февраля 1873 г. по 21 число того же месяца и с 3 марта по 28 марта того же 1873 года» [4, Л. 23]. Зимним путем в феврале 1873 г. епископ Павел (Попов) выехал на из Красноярска на восток и доехал до самого восточного в Приангарье пановского Кирико-Иулитинского прихода, расположенного на границе с Иркутской губернией. Оттуда преосвященный отправился вниз по Ангаре, в Богучаны и далее. В марте 1873 г. епископ Павел (Попов) провел ревизии церковных документов и имущества в Колмогорово, Усть-Пите, Анциферово и далее, вверх по Енисею.
Епископа Павла (Попова) отличали не только кротость и милосердие, но и строгость и принципиальность. И это, вероятно, тяготило местное духовенство. Уже 22 марта 1871 г. протоиерей В.Д. Касьянов записал в своем дневнике: «Служил с Архиереем. Отягощает он нас таковыми служениями и подергиваниями. Обидно!» [9, C. 59]. Возможно, усилили конфликт какие-то «внутриклановые» противоречия в среде духовенства епархии, хотя документальных подтверждений о наличии таковых пока не найдено. Лишь В.Д. Касьянов в записях утверждает о своих противоречиях с родственниками епископа. Вообще, в записях за 1873 г. В.Д. Касьянов не раз о епископе говорил в недопустимых тонах: «Тупо молчал». И отъезд к новому месту служения В.Д. Касьянов охарактеризовал так: «одиноко отвалил в свой путь». Сейчас сложно судить о причинах и содержании противостояния между кафедральным протоиереем и епископом, но, вероятно, Павел (Попов) обладал большей кротостью и смирением, чем дедушка будущего основателя первых марксистских кружков в Красноярске.
Служение преосвященного Павла (Попова) во главе Енисейской епархии было плодотворным, но не долгим. Весной 1870 г. красноярец вновь был назначен в Камчатскую епархию, но теперь уже в качестве ее архиерея. Первое известие о будущем назначении епископа Павла (Попова) на дальневосточную кафедру было получено в Красноярске 30 марта 1873 г., и действительно 31 марта Управляющий Енисейской епархией был назначен епископом в Благовещенск. В мае в Красноярск из Санкт-Петербурга пришла бумага следующего содержания: «Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийскаго, Из Святейшаго Правительствующего Синода, Преосвященному Павлу, епископу Енисейскому и Красноярскому. По указу Его Императорского Величества, святейший Правительствующий Синод слушали Высочайше утвержденный Его Императорским Величеством, 31 день минувшаго Марта, всеподданнейший доклад Святейшаго Синода о перемещении Вашего Преосвященства в Камчатскую, и Преосвященнаго Епископа Камчатскаго в Иркутскую епархию… Апреля 8 дня 1873 года» [5, Л. 2–3]. В служебном рапорте говорилось: «Преосвященнейший Павел, бывший Епископ Енисейский и Красноярский, 10 числа сего Июля, в 7 часов утра выехал из города Красноярска на новое место службы, в Камчатскую Епархию» [5, Л. 28].
Выехал преосвященный Павел (Попов) на Дальний Восток, не дождавшись положенных для проезда средств, но уже по пути к месту нового служения провел ревизию в церквях вновь вверенной ему епархии. Примером тому «Указ императора О найденных упущениях Епископа Камчатского — Павла, при обозрении двух церквей в станице Покровской и Албазинской, летом 1873 г.», в котором говорилось: «По указу Его Императорскаго Величества, Духовная Консистория слушали… Его Преосвященства Павла Епископа Камчатскаго, следующего содержания. Во время путешествия моего в лета сего 1873 года из Енисейской Епархии в Камчатскую… мне представился благоприятный случай в Амурской области посетить две церкви: 2-го Августа в станице Покровской Покровскую церковь, при которой Священник Василий Суханов) и 3-го Августа в Албазинской станице Троицкую церковь, при которой Священник Лев Конаровский…» [1, Л. 1].
Последние годы служения епископа Павла (Попова) на Дальнем Востоке были плодотворными и насыщенными событиями. Чего стоит только рукоположение им при посещении Японии в священнический сан двух японцев, чем было положено начало современной Японской Православной Церкви. В работе воспитанника Казанской духовной академии Михея Накамуры говорится: «Православные японцы почитают Хакодатскую церковь, как свою родоначальницу. В этой церкви было совершено первое благословенное св. крещение и тайна рукоположения на диакона и священника. В 1875 году Преосвященным Павлом епископом Камчатским было совершено св. таинство рукоположения Павла Савабэ в священники и Иоанна Сакая в диаконы» [12, Л. 103]. Особое внимание преосвященный уделял вопросам развития церковных институтов на вновь присоединенных российских землях и миссионерской деятельности среди корейцев и маньчжур. Там, в Приамурье, и завершил свой земной путь выдающийся миссионер и церковный деятель с берегов Енисея. 1 июня 1877 г. протоиерей В.Д. Касьянов записал в своем дневнике: «У Куртукова от о. Прокопия первая весть о смерти 25 мая Преосвященнаго Камчатского Павла» [9, C. 166].
В июле 2013 г. дальневосточные СМИ сообщили: «Благовещенск. БЛАГИНФОРМ — По благословлению Преосвященного Лукиана. В месте, где прежде располагался алтарь первого амурского храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы обозначили гранитной стелой… В этой же части сквера набережной также находятся могилы двух святителей Приамурья — епископа Павла (Попова и епископа Макария (Даурского), которые, как сообщают исторические хроники. Были похоронены у левого и правого клироса первого собора» [7].
Библиографический список
1. ГААО (Государственный архив Амурской области). Ф. И–4. Оп. 1. Д. 216.
2. ГАКК (Государственный архив Красноярского края) Ф. 217. Оп. 2. Д. 105.
3. ГАКК. Ф. 674. Оп. 1. Д. 4130.
4. ГАКК. Ф. 674. Оп. 2. Д. 13.
5. ГАКК. Ф. 674. Оп. 1. Д. 4243.
6. Дулов А.В., Санников А.П. Православная церковь в Восточной Сибири в XVII — начале ХХ веков. Ч.II. — Иркутск, 2006.
7. Информационный портал Благовещенской епархии «Благинформ» [Эл. ресурс]. — URL: http://www.blaginform.ru
8. [Капалин] Митрополит Климент (Капалин). Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. — М., 2009.
9. Касьянов Василий Дмитриевич, протоиерей. Из дневников 1870–1897 гг.: в 2 кн. / Автор-составитель А.В. Броднева. — Красноярск, 2012.
10. Малашин Г.В. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 1861–2011 гг. Историко-публицистические очерки. — Красноярск: Издательский дом «Восточная Сибирь», 2011
11. НАРТ (Национальный архив Республики Татарстан). Ф. 10. Оп. 2. Д. 1335.
12. НАРТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 2436.
13. Отчет Православного Миссионерского Общества за 1874 год (пятый год его существования). — М., 1876.
14. Письма Иннокентия Митрополита Московского и Коломенского 1855–1865. Собраны Иваном Барсуковым. — СПб., 1898.
15. Прибавления к Иркутским Епархиальным Ведомостям. — № 40. — 1868.
16. Прибавления к Иркутским Епархиальным Ведомостям. — № 41. — 1868. — 12 октября.
17. Религия и власть на Дальнем Востоке: Сборник документов ГАХК. — Хабаровск, 2001.
18. Святитель Иннокентий по его сочинениям, письмам и рассказам современников. — Псков, 2007.
Опубликовано в: XIV Красноярские краевые образовательные Рождественские чтения. — Красноярск: ООО «Издательский дом «Восточная Сибирь», 2014.