Театр десятой музы

01

Интуитивно ясно, что театр и кино явления схожие: в темном зале демонстрируется некое действо, преимущественно в вечернее время. Нет ничего удивительного в том, что многое между ними меняется местами и, временами, происходят сомнительные метаморфозы. Пьесы ставятся в кино, в сценографии используются кинопроекции, театральные режиссеры снимают фильмы и наоборот, а актеры вообще давно универсальны. А из отличий бросается в глаза очевидное: кино — это искусство всегда зафиксированное, а театр — нет.

Внимательный зритель знает, что фиксировать на видео спектакль — это уже лукавство. Один и тот же спектакль в одинаковых условиях может быть показан абсолютно по-разному, отчасти в этом и есть магия театра. Это правило легко уяснить, посетив один и тот же спектакль дважды, а то и трижды. Но благодаря театральной фиксации действа мы можем проделать немыслимое, посмотрев спектакль Георгия Товстоногова в 2016 году. В наши дни широко практикуются не только записи, но и онлайн-трансляции, — в Красноярске с этим экспериментировал театр имени Пушкина. И, на самом деле, лучше посмотреть так, чем совсем никак.

Когда фиксация театрального спектакля выходит на качественно новый уровень и ломает рамки фиксации типичной, появляются такие проекты, как «TheatreHD». И хорошо, что появляются. Это не просто съемка театрального действа на несколько камер, над записью каждого спектакля «TheatreHD» работает команда профессионалов, которая делает все для того, чтобы добиться максимального эффекта присутствия. Серия трансляций Метрополитен-оперы была удостоена премий Пибоди и «Эмми». Спектакли «TheatreHD» могут быть интересны не только любителям театра, но и тем, кто хочет насладиться техническим аспектом работы профессионалов.

Могут ли конкурировать кинопоказы с работами красноярских театров? «TheatreHD», конечно, не дает ту полноту эмоций от натурального посещения именитого театра, но все же публика получает возможность лично оценить постановку Большого театра, Метрополитен-оперы или легендарного «Глобуса», не покидая Красноярска. Трансляции ведутся с субтитрами (записи спектаклей — с русскими; прямые трансляции — с английскими; в некоторых случаях и просто на английском языке совсем без субтитров). А вот лишь небольшая часть спектаклей, которые мы можем (или скоро сможем) посетить благодаря «TheatreHD»:

Ричард III

Режиссер: Руперт Гулд; Художник: Хильдегард Бехтлер; Костюмы: Джон Моррел; Свет: Джон Кларк; Музыка и звук: Адам Корк

02

Постановка Лондонского театра «Алмейда» от его же художественного руководителя Руперта Гулда. История у театра весьма интересная, в наши же дни он считается центром британского мейнстрима (в лучшем понимании этого слова), постановки «Алмедиа» нередко заимствуют другие театры. Примечательно, что именно они первыми в истории реализовали идею спектаклей онлайн и дали шанс трансляциям в прямом эфире.

Постановка Шекспира в целом дело непростое, уж кто только над этим материалом не работал, уж сколько Ричардов было переиграно. В этом спектакле кровавого монарха играет Рэйф Файнс, и в этой роли он превосходен. Это совсем неудивительно, учитывая насколько Файнс гениален в роли злодеев. Рядовой зритель мог убедиться в этом по работам Рэйфа в кино: Амон Гет из «Списка Шиндлера», да и чего уж там, Лорд Воландеморт — это тоже Файнс. Кстати, можно увидеть эту постановку не в записи, а посмотреть прямую трансляцию, правда в этом случае на английском языке и без субтитров (в записи — с русскими субтитрами).

Лебединое озеро 3D

Режиссер-постановщик и хореограф: Мэтью Борн; Сценография и костюмы: Лез Бразерстон; Художник по свету: Рик Фишер; Оркестр: The New London Orchestra, дирижер Дэвид Ллойд Джонс

03

Сэру Борну нарушать каноны не впервой, об этом говорит и широко известный факт: Мэтью единственный, кто получил премию «Тони» и как лучший режиссер музыкального спектакля, и как лучший хореограф. В общем Борн — фигура в современной хореографии выдающаяся, а «Лебединое озеро» — это самая знаменитая его балетная постановка. Здесь автор доказывает, что история «Лебединого озера» не просто вечная и всегда сохраняет остроту, но и становится еще более актуальной, чем прежде. Борн показывает свою исключительность не только как хореографа, но и как режиссера, постановка приобретает широкую эмоциональную палитру, состоящую из пародийных и глубоко драматичных моментов. Рекомендуется тем, кто считает балет «нафталиновым» искусством и совершенно обязателен всем интересующимся современной хореографией.

Вид с моста

Режиссер: Иво ван Хове; Художник: Ян Версвейвелд; Композитор: Ан Д’Хьюис

04

Постановка театра «Янг-Вик», который специализируется на предоставлении возможностей проявить себя молодым актерам и режиссерам. «Вид с моста» — это спектакль с отличным актерским составом: Марк Стронг, Фиби Фокс, Иман Эллиотт. Сюжет пьесы Артура Миллера захватывает и не лишен характеров, которых мы встречаем в нашей повседневной жизни. Поднимаются всегда актуальные темы: ревность, семья, недоверие, секреты, предательство. К захватывающему сюжету режиссер добавил пластику, которая здесь — будто отдельный выразительный язык, которым в совершенстве владеют актеры. У постановки внушительный список престижных наград, среди которых премия «Тони», премия Лоуренса Оливье, премия общества театральных критиков.

Гамлет: Камбербэтч

Режиссер: Линдси Тернер; Художник: Эс Дэвлин; Композитор: Джон Хопкинс

05

Один из самых громких спектаклей «TheatreHD», что и не удивительно — причину его популярности видно уже в названии. Бенедикт Камбербэтч (исполнитель главной роли) в наши дни актер востребованный, рядовому зрителю он знаком по сериалу «Шерлок», фильму «Игра в имитацию» и другим экранным работам. Но Камбербэтч — все же далеко не единственная изюминка спектакля, как с точки зрения актерской игры, так и в целом. Впечатляет оформление спектакля, которое отчасти даже делает его манерным. Постановка, конечно, не идеальна: действие не перенесено в какую-то определенную эпоху, и это могло бы быть изысканным режиссерским приемом, но откровенно говоря, временные и поведенческие скачки вредят целостности постановки. Но все-таки здесь есть на что посмотреть не только пылким фанаткам Камбербэтча. А кого-то, возможно, убедит список номинаций постановки на премию Лоуренса Оливье: лучшая мужская роль, лучшая возобновленная пьеса, лучшее звуковое оформление и лучшие декорации.

Мунк-150

Режиссер: Бен Хардинг

06

Один из фильмов-выставок, в которых речь идет о художниках или же исключительно об одной картине. В фильме рассказывается о самой масштабной выставке работ Эдварда Мунка. Здесь не только показана вселенная художника, — отражена и организация выставки, и многое другое. Сопровождает зрителя именитый британский искусствовед Тим Марлоу.


 

Посмотреть трансляции «TheatreHD» можно в красноярских кинотеатрах «Синема парк» (ТРЦ Галерея «Енисей», Дубровинского 1г) и «Мори синема» (ТРЦ «Июнь», Партизана Железняка, 23). Стоимость билетов на данный момент составляет от 300 до 600 рублей. К слову, поход на спектакль в ТЮЗ или театр Пушкина будет стоить приблизительно столько же.

«TheatreHD» — это закономерная ветвь развития фиксации театрального действа, которая работает исключительно на благо рядовому (или не очень) зрителю. Нужно отдать должное создателям — записи оснащены удивительной особенностью не превращать театр или кино в неприятную чепуху и не пестрят напыщенными авторскими экспериментами. Это именно то, что публике и нужно. С одной стороны «TheatreHD» — союзник классического просмотра спектаклей: громкие имена, невероятные постановки и технические изыски способны привлечь в стены театра нового зрителя. С другой же стороны, теперь зрителю есть с чем сравнить, когда тот или иной местный театр гордится «чем-то европейским» в той или иной постановке (что, кстати, вовсе не гарант качества). На самом деле, конечно, о конкуренции и речи быть не может. Зарубежный театр на большом экране и постановки в часе езды от дома будут существовать вместе и опираться друг на друга, словно театр и кино, которые делают это уже много лет.


В статье использованы фото и видео сайта theatrehd.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *