Переписывая прошлое: 7 литературных и кинематографических произведений альтернативной истории

альтернативная-история-СССР-песочница-1127710

Два сосуществующих российских государства? Япония в качестве мировой сверхдержавы? Америка, мирно сосуществующая с нацистской Германией? Легко! Надо лишь немного изменить ход реальных событий: пара-тройка «поворотов» на исторических развилках не в ту сторону и мир приобретает совершенно иной вид. Таков один из жанров литературного и кинематографического искусства — альтернативной истории.

Суть жанра в допущении иного исхода известных нам исторических событий, что коренным образом, по мысли автора, меняет реальность. Проигравшая в войне сторона выходит победителем, влиятельный политик неожиданно погибает (или, напротив, выживает). Возможны даже изменения в географии — одним словом, вариантов масса. Кстати, первооткрывателем жанра можно смело назвать одного из отцов классической исторической науки — римского писателя Тита Ливия. В одном из своих произведений тот представил вариант античной истории при котором Александр Македонский не гибнет в молодом возрасте на Востоке, а возвращается в Средиземноморье и вступает в конфликт с крепнущим Римом.

Творить в жанре альтернативной истории, на мой взгляд, несравненно труднее, чем в других жанрах фантастики. Для этого нужно, во-первых, отлично знать о реально происходивших событиях и эпохах, во-вторых, обладать «тонкостью вкуса» в исторических перетасовках, чтобы не позволить своему творению превратиться в неправдоподобный фарс или, напротив, в занудное повествование без своей изюминки. Потому и примечательных произведений здесь можно отобрать не так уж и много:

  1. «Да не опустится тьма» (Л. Спрэг де Камп, 1939)

Этот роман, написанный в легкой, ироничной манере, возродил интерес к альтернативной истории. «Да не опустится тьма» — это даже не «чистая» альтернативная история, а ее особый подвид — произведений о «попаданцах», людях, оказавшейся по своей или какой-то иной воле в иной эпохе.

В этом случае речь идет об американском археологе, оказавшемся в Италии после краха Римской империи. Вооруженный своими знаниями, посланец из будущего позволяет Остготскому королевству — одному из многих варварских государств, созданных на руинах павшей империи — стать мощной державой, способной на равных соперничать с самой Византией.

OstrovKryim

  1. «Остров Крым» (В. Аксенов, 1979)

Наиболее примечательное произведение альтернативной истории в русской литературе написал Василий Петрович Аксенов. В основе повествования лежит допущение островного, а не полуостровного положения Крыма: это позволяет врангелевским войскам отстоять его от наступающих красноармейцев в годы Гражданской войны.

В результате, Крым становится «альтернативным» Советскому Союзу российским государством, по аналогии с Китаем и Тайванем в реальной истории. Несмотря на процветание и несравненно более высокий уровень жизни, нежели чем на континенте, на острове переживают разобщенность с соотечественниками.

Постепенно становится популярной идея «общей судьбы» — вхождения в состав СССР. Но ее осуществление приводит к плачевным результатам; фактически, Крым становится оккупированным советской армией, а большинство положительных героев «Острова Крыма» по разным причинам погибают.

Разумеется, в советские годы представить такой роман на книжных полках было невозможно. Написание «Острова Крыма» стало одной из причин, побудивших власти лишить Василия Аксенова гражданства СССР и поспособствовать его отъезду в США. Там же и был впервые издан «Остров Крым».

  1. «Человек в высоком замке» (Ф. Дик, 1962)

Еще одно классическое произведение жанра. В нем автор представляет мир, возникший после победы Германии и Японии во Второй мировой войне: Рузвельт был убит, а новые власти не смогли восстановить Америку после «Великой депрессии» и отказались помочь европейским странам в борьбе с фашизмом. Советский Союз же был полностью разбит Германией и ее союзниками в 1941 году.

В результате, СССР, США и большинство европейских государств прекратили свое существование. Мир поделили нацистская Германия и милитаристская Япония, между которыми со временем нарастает напряжение (наподобие знакомой нам «холодной войны» Советского Союза и Соединенных Штатов).

Альтернативные сверхдержавы также обладают своими сателлитами, огромными армиями, ядерным оружием и космическими аппаратами. Однако, движение сопротивления захватчикам продолжает действовать.

В прошлом году роман был экранизирован американской компанией Amazon в формате телесериала. Восторженные отзывы кинокритиков и зрительский интерес позволили продлить его еще на сезон.

sawstika4-pic700-700x467-91836

«Человек в высоком замке», кадр из сериала

 

  1. «Родина» (Р. Харрис, 1964)

В «Родине» также представлены  иные итоги Второй мировой войны. Правда, более «компромиссные» по отношению к реальности: гитлеровская Германия сумела сохранить свое господство в Европе, но сокрушить до конца Советский Союз у нее не вышло. Америка же, провалив помощь советским и британским союзникам, смогла одолеть Японию.

Двумя сверхдержавами мира «Родины» являются примирившиеся США и Германия, в которой фанатичные гитлеровцы постепенно уступают место во власти молодым и более гибким политикам. Те пытаются представить свое государство как вполне цивилизованное и миролюбивое.

Однако главный герой романа, следователь немецкой криминальной полиции, неожиданно обнаруживает доказательства военных преступлений нацистов в военные годы, которые власти настойчиво отрицают…

«Родина» была успешно экранизирована в 1994 году.

  1. «2009: Утраченные воспоминания» (фильм, 2002).

Лента южнокорейского режиссера Ли Си Мена была снята по мотивам романа «В поисках эпитафии» По Коиля (1987), но с новым, более лихо закрученным сюжетом.

Ключевым допущением здесь становится иной исход покушения корейского националиста на японского государственного деятеля Ито Хиробуми в 1909 году. В действительности его убийство привело к окончательной аннексии Кореи японцами, но в альтернативной реальности живой Хиробуми позволяет своей стране вести более гибкую и взвешенную политику. Япония впоследствии не занимает сторону Германии во Второй мировой войне и продолжает наращивать свою мощь — в результате, к началу ХХI века она остается могучей милитаризированной империей с огромной территорией, включающей в себя Корею, Китай, Вьетнам и другие восточноазиатские страны.

Подвластное население почти полностью ассимилировано. Например, корейцы практически утратили свой язык, культуру и идентичность. Однако у патриотов Кореи еще есть возможность изменить ход истории, что и происходит по ходу действия «Утраченных воспоминаний».b8d02cad3f6c1464deb14e38c704d219

  1. «11/22/63» (С. Кинг, 2011)

Тему альтернативной истории затрагивает в своем творчестве и один из культовых писателей современности — Стивен Кинг.

Главные герои романа — обычные учитель английского языка и владелец закусочной в современных США. Они неожиданно открывают портал, способный переместить в прошлое. Правда, не в любой день сообразно своему желанию, а в один определенный — 9 сентября 1958 года. Друзья решают использовать эту возможность, чтобы спасти от трагической смерти 35-ого американского президента Джона Кеннеди, полагая, что это изменит к лучшему и историю их страны, и всего мира. Дата покушения — 22 ноября 1963 года — и дала название фильму.

Однако, новая реальность не оправдывает их ожиданий. Благими намерениями вымощена дорога в ад, — эту нехитрую истину убедительно нам доказывает один из живых классиков ХХI века.

Разумеется, «11/22/63» не могли не быть экранизированы. Одноименный сериал на основе романа был представлен зрительской аудитории в этом году.

1396026454-e22c3ca73f89ed40bb2c2b3e63b51291

  1. «Бесславные ублюдки» (фильм, 2009)

Ну и завершая обзор самых примечательных художественных произведений, повествующий о том, как могло бы сложиться прошлое человечества, нельзя не сказать об одном из мэтров постмодернизма в кинематографе — Квентина Тарантино.

Тарантино — признанный мастер провокации и эпатажа. Поэтому и к «Бесславным ублюдкам» трудно отнестись как к серьезной попытки переосмыслить ход истории — речь здесь идет о ликвидации Гитлера и всей нацистской верхушки американскими диверсантами в разгар войны. Если это зритель сочтет невыполнимой задачей, то он в любом случае сможет насладиться сюжетными перипетиями, диалогами и великолепной игрой выдающихся актеров из разных стран (а в фильме, в частности, играют Кристофер Вальц, Брэд Питт, Даниэль Брюль и Диана Крюгер).

1429039767_besslavnye-ublyudki-2009-1

Бесславные ублюдки». Кадр из фильма.


Вот такие непохожие произведения разных создателей объединяет жанр альтернативной истории. В чем его замысел? Просто напугать зрителей и читателей непривлекательными альтернативами действительности, чтобы они ценили свое настоящее? Исследовать исторические закономерности в художественной форме? Или это попытка передать реальные проблемы общества через декорации несуществовавших эпох? Но на этот вопрос каждый автор, зритель или читатель отвечает сам.

Максим Рычков

Максим Рычков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *