Два сосуществующих российских государства? Япония в качестве мировой сверхдержавы? Америка, мирно сосуществующая с нацистской Германией? Легко! Надо лишь немного изменить ход реальных событий: пара-тройка «поворотов» на исторических развилках не в ту сторону и мир приобретает совершенно иной вид. Таков один из жанров литературного и кинематографического искусства — альтернативной истории.
Суть жанра в допущении иного исхода известных нам исторических событий, что коренным образом, по мысли автора, меняет реальность. Проигравшая в войне сторона выходит победителем, влиятельный политик неожиданно погибает (или, напротив, выживает). Возможны даже изменения в географии — одним словом, вариантов масса. Кстати, первооткрывателем жанра можно смело назвать одного из отцов классической исторической науки — римского писателя Тита Ливия. В одном из своих произведений тот представил вариант античной истории при котором Александр Македонский не гибнет в молодом возрасте на Востоке, а возвращается в Средиземноморье и вступает в конфликт с крепнущим Римом.
Творить в жанре альтернативной истории, на мой взгляд, несравненно труднее, чем в других жанрах фантастики. Для этого нужно, во-первых, отлично знать о реально происходивших событиях и эпохах, во-вторых, обладать «тонкостью вкуса» в исторических перетасовках, чтобы не позволить своему творению превратиться в неправдоподобный фарс или, напротив, в занудное повествование без своей изюминки. Потому и примечательных произведений здесь можно отобрать не так уж и много:
- «Да не опустится тьма» (Л. Спрэг де Камп, 1939)
Этот роман, написанный в легкой, ироничной манере, возродил интерес к альтернативной истории. «Да не опустится тьма» — это даже не «чистая» альтернативная история, а ее особый подвид — произведений о «попаданцах», людях, оказавшейся по своей или какой-то иной воле в иной эпохе.
В этом случае речь идет об американском археологе, оказавшемся в Италии после краха Римской империи. Вооруженный своими знаниями, посланец из будущего позволяет Остготскому королевству — одному из многих варварских государств, созданных на руинах павшей империи — стать мощной державой, способной на равных соперничать с самой Византией.
- «Остров Крым» (В. Аксенов, 1979)
Наиболее примечательное произведение альтернативной истории в русской литературе написал Василий Петрович Аксенов. В основе повествования лежит допущение островного, а не полуостровного положения Крыма: это позволяет врангелевским войскам отстоять его от наступающих красноармейцев в годы Гражданской войны.
В результате, Крым становится «альтернативным» Советскому Союзу российским государством, по аналогии с Китаем и Тайванем в реальной истории. Несмотря на процветание и несравненно более высокий уровень жизни, нежели чем на континенте, на острове переживают разобщенность с соотечественниками.
Постепенно становится популярной идея «общей судьбы» — вхождения в состав СССР. Но ее осуществление приводит к плачевным результатам; фактически, Крым становится оккупированным советской армией, а большинство положительных героев «Острова Крыма» по разным причинам погибают.
Разумеется, в советские годы представить такой роман на книжных полках было невозможно. Написание «Острова Крыма» стало одной из причин, побудивших власти лишить Василия Аксенова гражданства СССР и поспособствовать его отъезду в США. Там же и был впервые издан «Остров Крым».
- «Человек в высоком замке» (Ф. Дик, 1962)
Еще одно классическое произведение жанра. В нем автор представляет мир, возникший после победы Германии и Японии во Второй мировой войне: Рузвельт был убит, а новые власти не смогли восстановить Америку после «Великой депрессии» и отказались помочь европейским странам в борьбе с фашизмом. Советский Союз же был полностью разбит Германией и ее союзниками в 1941 году.
В результате, СССР, США и большинство европейских государств прекратили свое существование. Мир поделили нацистская Германия и милитаристская Япония, между которыми со временем нарастает напряжение (наподобие знакомой нам «холодной войны» Советского Союза и Соединенных Штатов).
Альтернативные сверхдержавы также обладают своими сателлитами, огромными армиями, ядерным оружием и космическими аппаратами. Однако, движение сопротивления захватчикам продолжает действовать.
В прошлом году роман был экранизирован американской компанией Amazon в формате телесериала. Восторженные отзывы кинокритиков и зрительский интерес позволили продлить его еще на сезон.
- «Родина» (Р. Харрис, 1964)
В «Родине» также представлены иные итоги Второй мировой войны. Правда, более «компромиссные» по отношению к реальности: гитлеровская Германия сумела сохранить свое господство в Европе, но сокрушить до конца Советский Союз у нее не вышло. Америка же, провалив помощь советским и британским союзникам, смогла одолеть Японию.
Двумя сверхдержавами мира «Родины» являются примирившиеся США и Германия, в которой фанатичные гитлеровцы постепенно уступают место во власти молодым и более гибким политикам. Те пытаются представить свое государство как вполне цивилизованное и миролюбивое.
Однако главный герой романа, следователь немецкой криминальной полиции, неожиданно обнаруживает доказательства военных преступлений нацистов в военные годы, которые власти настойчиво отрицают…
«Родина» была успешно экранизирована в 1994 году.
- «2009: Утраченные воспоминания» (фильм, 2002).
Лента южнокорейского режиссера Ли Си Мена была снята по мотивам романа «В поисках эпитафии» По Коиля (1987), но с новым, более лихо закрученным сюжетом.
Ключевым допущением здесь становится иной исход покушения корейского националиста на японского государственного деятеля Ито Хиробуми в 1909 году. В действительности его убийство привело к окончательной аннексии Кореи японцами, но в альтернативной реальности живой Хиробуми позволяет своей стране вести более гибкую и взвешенную политику. Япония впоследствии не занимает сторону Германии во Второй мировой войне и продолжает наращивать свою мощь — в результате, к началу ХХI века она остается могучей милитаризированной империей с огромной территорией, включающей в себя Корею, Китай, Вьетнам и другие восточноазиатские страны.
Подвластное население почти полностью ассимилировано. Например, корейцы практически утратили свой язык, культуру и идентичность. Однако у патриотов Кореи еще есть возможность изменить ход истории, что и происходит по ходу действия «Утраченных воспоминаний».
- «11/22/63» (С. Кинг, 2011)
Тему альтернативной истории затрагивает в своем творчестве и один из культовых писателей современности — Стивен Кинг.
Главные герои романа — обычные учитель английского языка и владелец закусочной в современных США. Они неожиданно открывают портал, способный переместить в прошлое. Правда, не в любой день сообразно своему желанию, а в один определенный — 9 сентября 1958 года. Друзья решают использовать эту возможность, чтобы спасти от трагической смерти 35-ого американского президента Джона Кеннеди, полагая, что это изменит к лучшему и историю их страны, и всего мира. Дата покушения — 22 ноября 1963 года — и дала название фильму.
Однако, новая реальность не оправдывает их ожиданий. Благими намерениями вымощена дорога в ад, — эту нехитрую истину убедительно нам доказывает один из живых классиков ХХI века.
Разумеется, «11/22/63» не могли не быть экранизированы. Одноименный сериал на основе романа был представлен зрительской аудитории в этом году.
- «Бесславные ублюдки» (фильм, 2009)
Ну и завершая обзор самых примечательных художественных произведений, повествующий о том, как могло бы сложиться прошлое человечества, нельзя не сказать об одном из мэтров постмодернизма в кинематографе — Квентина Тарантино.
Тарантино — признанный мастер провокации и эпатажа. Поэтому и к «Бесславным ублюдкам» трудно отнестись как к серьезной попытки переосмыслить ход истории — речь здесь идет о ликвидации Гитлера и всей нацистской верхушки американскими диверсантами в разгар войны. Если это зритель сочтет невыполнимой задачей, то он в любом случае сможет насладиться сюжетными перипетиями, диалогами и великолепной игрой выдающихся актеров из разных стран (а в фильме, в частности, играют Кристофер Вальц, Брэд Питт, Даниэль Брюль и Диана Крюгер).
Вот такие непохожие произведения разных создателей объединяет жанр альтернативной истории. В чем его замысел? Просто напугать зрителей и читателей непривлекательными альтернативами действительности, чтобы они ценили свое настоящее? Исследовать исторические закономерности в художественной форме? Или это попытка передать реальные проблемы общества через декорации несуществовавших эпох? Но на этот вопрос каждый автор, зритель или читатель отвечает сам.