Новый мир Владимира Мартынова

Мартынов

В далекую Сибирь всегда эхом докатываются звуки новых имен и открытий, даже и в наши дни. А между прочим в этом году свое семидесятилетие отметил Владимир Мартынов, который сделал для музыки (и в том числе церковной) больше, чем многие из нас знают.

Имя Владимира Мартынова в современном искусстве стоит особняком. Многие непроизвольно знакомятся с его творениями еще детьми, а по большей части внимая кадрам киноленты. Владимир Иванович — автор музыки к мультфильмам и кинофильмам, которые мы с вами знаем и любим: «Серебряное копытце», «Мышонок Пик» и многим др., работа с кино – знаменитый «Остров» П. Лунгина, «Холодное лето пятьдесят третьего…» А. Прошкина, «Юность Петра» и многие другие. Полный список можно обнаружить на всем знакомой Википедии, поверьте, она вас не обманет в этом случае.

Кто бы мог подумать, что когда-то лидер рок-группы «Форпост», подарит миру значительные философские и музыковедческие труды в области современного искусства и музыки, и в том числе — богослужебного пения. Его книги живые и актуальные, они проникнуты глубокой увлеченностью объектами изучения. Самое главное, что эти книги полезны на практике и несут в себе огромный запас идей и мыслей. Так, в помощь богослужебному делу Мартынов выпустил труды «История богослужебного пения», 1994; «Пение, игра и молитва в русской богослужебнопевческой системе», 1997, «Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси», 2000. А книги «Конец времени композиторов», «Зона Opus posth или рождение новой реальности», «Казус Vita nova»  обращаются собственно к проблеме нашей с вами актуальной реальности. Уникальные труды, рассматривающие проблему постмодернисткого искусства, и, в частности современной музыки, — весомый вклад в развития русского музыкознания.

А что же насчет собственно музыки? Музыка Владимира Мартынова — космических масштабов красоты. Его творчество — совершенно новый мир, созданная собственноручно иная реальность. Пройдя путь творческой эволюции, какой проходили многие современные композиторы, через авангард, через бытующий в 70-е модернизм, Владимир Мартынов пришел к тому, что истинно жило в его сердце:  новая простота. Сам же он стал глашатаем конца времени композиторов, в сочинениях декларируя смерть автора. Музыка его воспроизводит и по факту является симулякром стилей ушедшего времени. «Страстные песни» (хоровой цикл) отправляет слушателя в кристальный чистый мир средневековья, а музыкальная композиция «Стена-сообщение» (музыка и видеоинсталляция в комплексе)… «„Стена-сообщение“ не совсем обычное словосочетание — гораздо привычнее говорить о стене непонимания. Однако в наше время тотального отчуждения от реальности, когда непонимание становится чуть ли не единственным и определяющим модусом человеческого существования, единственная надежда может заключаться в чудесном преображении стены непонимания в стену-сообщение. Стена непонимания, необратимо возникающая между человеком и реальностью, — это примета старого, уходящего мира. Грядет новый мир и новая реальность. <…> В этом таинственном проступании контуров нового мира на обветшалой поверхности старого и заключается суть преображения стены непонимания в стену-общение. Стена превращается в чистую белую поверхность, на которой новая реальность сможет запечатлеть свой знак, и стать этой чистой поверхностью должен сам человек, открытый для восприятия неведомого грядущего» — так поясняет сам создатель свое сочинение.

Помимо творческой и научной деятельности, Мартынов преподает в МГУ на философском факультете, является одним из создателей Центра развития и поддержки новой музыки Devotio Moderna.


Ксения Мигмарова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *