В Великобритании 5 ноября каждого года празднуют так называемую «Ночь Гая Фокса». В нее принято запускать фейерверки, жечь костры и взрывать петарды. Этот народный праздник — отсылка к реальным историческим событиям: в 1605 году в самый последний момент был раскрыт т.н. «Пороховой заговор». Группа заговорщиков-католиков намеревалась взорвать здание парламента, где преобладали протестанты, прийти к власти и вернуть Англию в лоно Римско-Католической Церкви.
Сейчас о судьбоносности этой даты уже мало кто задумывается. Просто многие поколения англичан, валлийцев, шотландцев и ирландцев привыкли к огненному фестивалю в начале каждого ноября. Не более, чем красивая традиция. Читатель спросит, зачем я все это рассказываю? Боюсь, что во что-то подобное мы превращаем 9 мая — День Победы в Великой Отечественной войне.
Самоутверждение в национальном масштабе?
Кто-то может сразу возразить, что это сугубо западный подход — отмечать годовщину капитуляции гитлеровской Германии по-скромному, как день скорби, поминовения павших в боях. России это чуждо, у нас иное мировосприятие, мы привыкли гордиться своим прошлым, своими победами — потому у нас День Победы проходит так шумно и торжественно.
Утверждение небезосновательно. Но все же, если совершить экскурс в историю, то можно заметить странную закономерность: чем дальше от советского/российского общества победа в Великой Отечественной войне, тем оно обнаруживает большую потребность в ее праздновании. При Иосифе Сталине 9 мая вообще был обычным рабочим днем. Широкое празднование Дня Победы начинается уже в годы правления Леонида Брежнева, но и тогда оно было ближе скорее к западным, чем к российским традициям современности. Достаточно сказать, что Парад победы на Красной площади Москвы в советские годы совершался лишь четыре раза.
Напрашивается неприятный вывод: 9 мая в России — это не столько день памяти павших в битвах за Родину, а некий идеологический конструкт, нужный, прежде всего, самим ныне живущим людям. День победы в России — превратился в день коллективного самоутверждения в масштабе всей нации?
Плохо ли это? Скорее это странно. В истории очень много примеров тому, как конкретные нации возникали, строя свою национальную мифологию и идентичность вокруг одного конкретного события (самый яркий пример, безусловно, американцы). Россия же, имея более чем тысячелетнее прошлое, едва ли не игнорирует прочие важнейшие даты вроде Дня Крещения Руси или Дня народного единства, если сравнить масштаб их празднования с масштабом Дня Победы — не очень рачительное отношение к историческому наследию предков.
Хотим ли мы повторить?
Анализируя празднование Дня Победы в России, можно заметить еще одно важное его свойство — «ориентированность на экспорт». Еще тургеневский Базаров говорил: «Только бьет Запад нас по всем пунктам, хоть и гнилой. И заметьте: ругаем и презираем, а только его мнением и дорожим». Чего только не произошло за прошедшие полтора столетия с нашей страной, а слова эти актуальности не утратили. Каждое 9 мая Россия, словно школьный хулиган, задирает подбородок и бросает США и странам Европы: «Мы — не боимся. Мы — вас круче. Победили тогда — можем повторить».
Неслучайна в этом контексте и ставшая сомнительной традицией акция влиятельного байкерского клуба «Ночные волки», в нарочито провокационной манере объезжающие соседние европейские страны. Разве не было бы правильнее посетить поля битв, встретиться с немногими еще живыми ветеранами в самой России? Но мы ведь «можем повторить».
Вот этот самый лозунг «можем повторить», вкупе с непристойной картинкой, лично для меня стал олицетворением всей пустоты пафоса празднования 9 мая в современной России. Интересно только, что же собираются повторять те, кто клеят этот лозунг на стекла своих машин? Под градом пуль бежать с винтовкой наперевес на вражеские окопы? Бросаться под наступающие танки? Или смотреть на предсмертные муки окровавленного товарища? Быть может, они хотят получать «похоронки» на своих братьев и сыновей? Да и вообще, все ли они хотя бы в мирное время прошли срочную службу в армии?
Ярмарка тщеславия
Невольно вспоминается фрагмент одного из произведений советского писателя Александра Волкова о Изумрудном городе:
«Первым выступил воевода Гаэрта. Он знал о войне из старинных летописей, написанных тысячу лет назад.
— Война, хо-хо! — оглушительно кричал он с трибуны. — Война — это веселое дело! Война — это поход, бьют барабаны, трам-там-там! Мы разбиваем врага, забираем добычу: амбары с пшеницей, бочки вина, скот, птицу! Какой пир мы учиним после победы, хо-хо!»
К сожалению, сейчас российское общество приходит именно к такому пониманию войны. А, между тем, война — это горе, смерти и страдания. Войны, тем более победные, разумеется, нужно помнить, нужно чтить память тех, кто отдал свои жизни за Родину. Но ни в коем случае память о войне не должна быть фундаментом для напускной молодцеватости, пошлости и коммерческой деятельности, — это порочит память павших сильнее всех неонацистов вместе взятых.
Начиналось все с «георгиевских ленточек», и как-то быстро привыкли, что лентами монархического по своей сути ордена, которого в советские годы попросту не могло было быть, украшают свою одежду, сумки и машины люди, которые ни на каких войнах никогда и не были. Потом привычными стали надписи «На Берлин!» на стеклах «мерседесов» и «фольксвагенов» (черная ирония истории в том, что оба автоконцерна были спонсорами нацистов в годы «Третьего рейха»). Есть целая индустрия для тех, кто хочет «быть в тренде» к 9 мая.
К большому сожалению, День Победы превращается то ли в аттракцион пошлости, то ли в какой-то постмодернистский фестиваль. Мне кажется, что сейчас можно любое абсурдное или морально сомнительное действие объяснить, как акцию к 9 мая — и никто не заметит подвоха. В Санкт-Петербурге стали выпускать кокошники из георгиевских лент? Так День победы же! Десятилетняя девочка делает рисунки прахом своего погибшего в Сталинграде прадеда? Так День победы же! В ролике самарской детской видеостудии мальчик-актер с неумелой бравадой объясняет сверстникам, что умирать не страшно? Так День Победы же!
Впрочем, недосягаемую планку по уровню пошлости задал лидер упомянутых выше «Ночных волков» Александр «Хирург» Зладостанов, который сравнил Победу в войне с Иисусом Христом, а двенадцать городов-героев — со святыми апостолами (Киев, в угоду политическим реалиям, был отдельно уподоблен Иуде Искариоту).
По идее все эти минусы должны компенсироваться плюсами. Раз уж столько этому празднику уделяется внимания, то, значит, каждый житель России должен без запинки называть всех командовавших фронтами в военные годы и уверенно объяснять преимущества и недостатки Т-34 в сравнении с «тиграми» и «пантерами», ну а немногие ныне живые участники военных действий должны жить в комфорте и почете. Увы и тут промах: печальной традицией Дня Победы стали праздничные баннеры, ситилайты и открытки в различных российских городах, в изображениях на которых советских солдат путают с американскими или даже немецкими воинами, а об уровне жизни современных ветеранов красноречиво говорят новостные заголовки: «В Брянске 9 Мая автобусы и троллейбусы будут возить ветеранов бесплатно», «В Волгограде ветеранам ВОВ к 9 Мая вновь выделят по 1 тысяче рублей», «Ветераны руками ели кашу на праздничном мероприятии в Омске».
***
За деревьями напускного пафоса и официоза мы не видим леса людских страданий. А именно они составляют сердцевину любой войны. Просто вспомните тех, кто делился последними крошками хлеба и табака с товарищами перед последним боем, тех, кто падал телом на амбразуры вражеских дотов, тех, кто истекал кровью в нацистских концлагерях — разве они заслуживают выспренних трескучих слов, нелепых акций или бравады на стеклах автомашин?..
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов