По музеям города. Плывём в историю!

Пароход01

Источник фото: gelio.livejournal.com

Мало кто задумывается, что Красноярск — музейный город. Количество музеев в нём не поддаётся счёту. Они все разные. Гиганты краевые со многими отделами и филиалами как краеведческий или художественный. Меньшие муниципальные как Музей-усадьба В.И. Сурикова, Мемориал Победы или Музей художника Б.Я. Ряузова. Совсем крохотные школьные или частные. Различаются они по форме собственности, административной принадлежности, доступности, обширности коллекций, тематике. Но главное — их много и в нашем городе каждый в состоянии найти музей по своему вкусу.

Музеи Красноярска лучше знают приезжие, чем мы сами. Нет туриста, который бы приехал к нам и не зашёл в краеведческий музей, а часто ещё в Музей-усадьбу В.И. Сурикова, Литературный музей, художественный музей имени В.И. Сурикова, музейный центр «Площадь Мира» (бывший Музей В.И. Ленина, а потом КИЦ). А часто ли мы их посещаем?

Я сам в первые двадцать лет жизни почти не ходил по музеям, изменилось всё, когда я сам начал работать в музее — тогда Музее-усадьбе В.И. Сурикова — и усвоил простую истину: музеи не могут быть конкурентами, они все составляют единое музейное пространство, каждому из них принадлежит своё место (не статичное, конечно же, ведь меняется всё). Тематики музеев пересекаются часто, но полностью не поглощают друг друга. в каждом музее есть свои изюминки, которые делают их непохожими на другой и дают возможность приоткрыть такие тайны, который никогда не коснётся другой музей.

Эта истина не чьё-то открытие, а вещь общеизвестная. Её чувствуют посетители, когда задают музейному работнику вопрос: «А в какой ещё музей можно сходить?».

Далеко не всегда музейщик готов ответить на такой вопрос. Ведь музей — такая работа, которая поглощает уйму времени и сил, кажется, что думать ещё и о других музеях некогда. Но надо. И я стал ходить по музеям. Сначала по хранящим суриковское наследие, а потом и по самым разным. История музеев города меняется стремительно и у нас на глазах. Вот возродился как феникс из пепла и сразу стал одним из лучших музеев города Музей-усадьба Г.В. Юдина (когда-нибудь и о нём поговорим подробнее). Вот преобразился в чудо музейного дела Литературный музей. Это случилось лишь два года тому назад. Вот рождается совершенно новый музей «Касьяновский дом», чему все мы свидетели и даже участники. А давно ли, в 1990-х наш огромный краеведческий был безнадёжно закрыт на многолетнюю реставрацию? А давно ли наш КИЦ провёл первую в стране музейную биеннале?

Всё это творится у нас на глазах. Кое-что я постараюсь вспомнить, о многих наших музеях хочется сказать тёплые слова. Тема блога «По музеям города» родилась стихийно. Началась она с музея истории медицины, продолжилась Музеем-усадьбой В.И. Сурикова. Сегодня я поговорю о ещё одном моём любимом музее (самых любимых у меня, наверно, пять — шесть).

Каждый музей — корабль, уносящий нас в прошлое. Но есть в России музеи, являющиеся кораблями и в самом прямом смысле. Их очень мало, на всю страну не больше трёх десятков (вместе с подводными лодками). Самый известный такой музей, конечно, крейсер «Аврора». Там же в Питере действуют музей-ледокол «Красин» и два музея-субмарины.

Есть свой музей-корабль и у нас, чем мы можем гордиться. Это музей-пароход «Св. Николай». У этого судна очень интересная история. В конце XIX века пароходство по Енисею было фактически в руках Гадаловых. Они пользовались этим и держали высокую плату за проезд. Красноярцев сердила даже не столько цена, сколько качество услуг, неопрятный и грубый персонал, общее неудобство. Зная о таких настроениях известный сибирский промышленник А.М. Сибиряков решил составить им конкуренцию. Он заказал пароход в шведском Гётеборге, корпус изготовили в Тюмени. Всё это было тайно перевезено в Красноярск и, по свидетельству В.Д. Касьянова, новый пароход был собран на кузнецовском заводе. Новый пароход был спущен на воду в 1887 г., получил название «Святитель Николай» и стал самым быстроходным судном на Енисее. При большей скорости и большем удобстве парохода его главным преимущесвтом была и низкая цена, установленная Сибиряковым. Это позволяло его судну некоторое время конкурировать с гадаловской флотилией.

В 1891 г. на этом пароходе переправлялся с правого берега Енисея на левый цесаревич Николай Александрович (будущий Николай II), который посетил Сибирь во время своего кругосветного путешествия (мостов через Енисей тогда ещё не было).

Позже на «Св. Николае»  отправился из Красноярска на юг к месту ссылки В.И. Ульянов (Ленин). Это стало определяющим событием в истории судна. Со временем пароход был списан и отведён на кладбище кораблей. Но в конце 1960-х гг. во время подготовки столетия со дня рождения Ленина о «Св. Николае» вспомнили и вернули ему жизнь, пароход был пришвартован у Дворца бракосочетаний (в первое время на нём ещё помимо музейных работников была и корабельная команда: капитан, боцман, матрос, механик), а впоследствии перемещён на Стрелку, где раньше находилась пристань А.М. Сибирякова, то есть вернулся на своё историческое место. Музей-пароход «Св. Николай» сейчас — отдел Красноярского краевого краеведческого музея и одна из главных достопримечательностей нашего города.

Пароход1

Источник фото: http://lts51125020322.narod.ru/photoalbum-passagir.html

Сейчас пароход укреплён на земле, качки на нём уже не ощутишь, но он продолжает дарить незабываемые ощущения, когда взбираешься на капитанский мостик, крутишь штурвал, бьёшь в колокол, видишь машинное отделение. Спуститься вниз по почти отвесной лестнице — это захватывающее приключение. Кроме того, пароход открыт всем ветрам, очень хорошо продувается и есть возможность ощутить себя в открытом плавании (а заодно и пожалеть сотрудников, которые там работают, героически стоят вахту музейного дела).

Пароход2

Источник фото: krascult.ru

Одного корабельного антуража достаточно, чтобы хотелось сюда вернуться. Пароход очень интересен для детей (хотя я лично не рисковал бы отпускать руку ребёнка во время прогулки по палубе и тем более на капитанском мостике). Но здесь есть не только это. Краеведческий музей дважды в год открывает на «Св. Николае» различные выставки из своих фондов, где можно увидеть редкие предметы из запасников. Заключу я рассказ об этом корабле, увозящем в прошлое, ещё одним фактом- стоимость такой поездки обойдётся немногим больше поездки в нашем современном общественном транспорте. Счастливого плавания!

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *