В конце сентября в российский прокат вышла весьма любопытная картина Алексея Мизгирева «Дуэлянт». Пытаемся разобраться, так ли радикально изменились интересы режиссера авторского кино и стоит ли торопиться в кинотеатры.
В Петербурге середины XIX века появляется некий Яковлев, который ведет себя весьма подозрительно, да и документы, кажется, у него чужие. Не зная страха он то и дело участвует в дуэлях, принимая вызовы за других. Выбор убитых очень подозрителен, и (как позже выясняется) эти несчастные стояли на пути некого графа, с которым и у самого Яковлева вот уже долгие годы отношения скверные. Деньги за убийства Яковлев откладывает на нечто не очень материальное — восстановление дворянского титула. В общем, посмотреть есть на что: красавицы, бароны, офицеры, пышные фамилии европейского происхождения вроде Липранди, поздние (и не очень) влюбленности в рваном, но крепко сложенном повествовании. Герои как-то ну совсем не похожи на «бедных людей» Мизгирева.
Тема «бедных людей» режиссеру известна, ведь Мизгирев прямиком из кинематографа фестивального. Его предыдущие фильмы «Кремень», «Бубен, барабан» и «Конвой» чернухой не называл разве что ленивый. А если какого-то зрителя сей факт пугает, можно вспомнить, что именно из малобюджетного авторского кино пришли и Джордж Лукас, и Стивен Спилберг, да и Джеймс Кэмерон с Кристофером Ноланом тоже. В общем, Мизгирев представляется вполне серьезным, слегка мрачноватым художником. Совсем как протагонист «Дуэлянта» Яковлев. В этой картине Мизгирев приобретает фирменный сумрачный романтизм, который от сентиментализма далековат.
Еще одно очевидное отличие «Дуэлянта» от прошлых работ режиссера — это постановочный размах картины. Петербургское пространство картины выглядит более чем убедительно. То и дело хочется приглядеться да потрогать какую-нибудь вещицу с экрана. Думается, что любителям стимпанка кино особо приглянется. Недаром художника-постановщика выбрали с соответвтвующим опытом: Андрей Понкратов работал над картинами Андрея Звягинцева. Хороша и операторская работа Максима Осадчего, обилие ракурсов и планов, работа над композицией кадра — это то, без чего фильм не смог бы стать столь привлекательным.
Говоря о тематике «Дуэлянта», уместно вспомнить лермонтовского «Фаталиста», а вот оформление вполне в духе Петербурга Достоевского. Дуэль для русского человека — это особая тема. Здесь не уместны понятия «выиграл» и «проиграл», это все же дихотомия остался жив или погиб. Дуэль — это танец со смертью, проверка судьбы и реже — столкновение с врагом. Что может заставить человека так рисковать «проиграть» навсегда? Для героев XIX века — защита чести. В современном мире, где оскорбить кого-то, например, в интернете — плевое дело, кажется весьма странным, что из-за этого можно рисковать жизнью.
Другой вопрос, что в истории «Дуэлянта» вернуть честь и достоинство может только сумасшедший, а сохранить ее разве что интриган. Антагонист граф Беклемишев с точки зрения общества — типичный пример человека чести. В процессе, конечно, мы поймем, что по натуре своей он трусоват, да и подловат, как антагонисту и полагается. Протагонист Яковлев же оскорблен лишением дворянского титула, стреляется как-то подозрительно и общественно является человеком обесчещенным. И как раз такая модель мира — в духе предыдущих картин Мизгирева, разве что с добавкой красивостей от больших бюджетов. И нет, это совсем неплохо. На деле Мизгирев один из тех немногих режиссеров массового кино, для которых коммерческий успех — это не то, ради чего необходимо заниматься кинематографом.
«Дуэлянт» — это не та картина, которая состоит исключительно из романтических надрывов. Фильм отчасти брутален, а элементы мелодрамы в нем даже немного смущают, и, кажется, не очень-то и к месту. Это достойный российский фильм, пусть не до восторга, но в хорошем смысле удивить способен. А еще посмотреть картину стоит непременно в кинотеатре. И дело тут не в навязчивом «Испытай в IMAX» (фильм хорошо выглядит и без этого), а в поддержке хорошего российского кино, в надежде, что среди второсортных шуточек современных комедий, бессовестного «продакт плейсмента» массовый зритель одумается и окажется на стороне «Дуэлянта». Потому что слова «в живот или голову?» хороши в речах антагониста, а не в характеристике массового российского кинематографа.
В статье использованы кадры из фильма «Дуэлянт»