Через века и обратно: пять экранных произведений о путешественниках во времени

2-1

Человек всегда грезил путешествиями. Шли века и грез о далеких странах, континентах и даже планетах стало мало. Кто сказал, что нельзя посетить грядущие эпохи, заскочив на обратном пути в годы прошедшие. И не важно как: через «коридоры времени», путем волшебства или с помощью машины, рожденной сумрачным гением полубезумного изобретателя.

Мало кому известный ныне рассказ американского писателя Э. Митчелла «Часы, которые шли назад» открыл ворота в целое царство мира научной фантастики, как книжной, так и кинематографической. Как не запутаться во всем этом многообразии? Предлагаем вам пять лучших фильмов и сериалов, посвященных странникам во временном пространстве.

Читатель спросит, почему именно эти пять? В этой подборке мы постарались учесть самые разные критерии: культурной значимости, новизны, актерской игры и режиссерского мастерства. А пересмотреть все фильмы, посвященные странствию между эпохами, наверное, возможно, разве что вооружившись маховиком времени из цикла книг о Гарри Поттере.

«Иван Васильевич меняет профессию» (СССР,  1973)

bez-nazvaniya

Комедия Леонида Гайдая настолько полюбилась как современникам, так и их потомкам, что даже неловко о нем что-то рассказывать. Действительно, что нового можно сказать о фильме, который давным-давно приобрел статус культового, а цитаты из него крепко вошли в простую разговорную речь?

Но мало кто знает, что кино, ставшее одним из символов и памятников «застоя» в СССР, было снято по произведению автора, который этого периода советской истории не застал. Пьесу «Иван Васильевич» Михаил Булгаков писал, как принято говорить, «в стол», осознавая, что подобное произведение в сталинские годы не могло быть ни поставлено, ни опубликовано. Пьеса носила острый сатирический характер: Михаил Афанасьевич в ней продолжил затронутые ранее, в «Собачьем сердце» и «Роковых яйцах», темы высмеивания бюрократизации советской жизни и оторванных от действительности гениев, чьи открытия и изобретения приносят, по злой воле окружающих, совершенно неожиданные результаты. Однако талант Гайдая и команды блестящих актеров (Юрия Яковлева, Леонида Куравлева, Александра Демьяненко и многих других) позволил преобразовать острую сатиру в добродушный юмор, почти не изменив оригинальный сюжет.

Интересно и то, что песня про «Собаку крымского царя», которую царский хор пытается спеть изрядно захмелевшему Ивану Васильевичу Бунше является аутентичным произведением конца XVI века, специально восстановленным благодаря записям англичанина Ричарда Джеймса, долгое время жившим в средневековой Руси.

 «Назад в будущее» (США, 1985–1990)

main_martymcflydocbrown

В свою очередь, трилогия фильмов о приключениях сумасшедшего ученого Эммета «Дока» Брауна и его верного помощника Марти МакФлая приобрела культовый характер в масштабах всей планеты. Что там говорить: по оценкам специалистов, «Назад в будущее» является 13-м фильмом в истории человечества по объему кассовых сборов в международном масштабе.

«Назад в будущее» стал классикой научно-фантастического кинематографа; отсылки или пародирование отдельных эпизодов трилогии можно обнаружить едва ли не в каждой ленте, снятой на подобную тему. Одним из доказательств глубины культурного следа этой саги стал планетарный характер «празднования» 21 октября 2015 года — дня, в который тремя десятилетиями ранее «прибыли» Док и Марти. А сыгравшему МакФлая актеру Майклу Джей Фоксу в этот день компанией Nike были торжественно преподнесены самозашнуровавающиеся кроссовки  — почти такие же, какие носил его персонаж во время своих приключений.

Таким образом, «Назад в будущее», подобно старшим собратьям по жанру, в чем-то предвосхитил, а в чем-то даже предопределил будущее.

«Доктор Кто» (Великобритания: 1963–1989; 2005–…)

doctor-who

Чтобы подчеркнуть значимость этого сериала хватит одного факта: он внесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый продолжительный и успешный научно-фантастический сериал.

Только главную роль в разные времена исполнили уже тринадцать актеров. Бесчисленное количество раз менялся как режиссерский, так и исполнительский состав. А Доктор Кто — экстравагантный нестареющий инопланетянин с абсолютно человеческой внешностью и необъяснимой любовью к Лондону XX–XXI века — продолжает бороздить пространство и время в своем причудливом аппарате «TARDIS», борясь с различными проявлениями несправедливости во все времена.

Показательно, что «Доктор Кто» является одним из немногих зарубежных сериалов, транслируемым даже в таком огороженном от западной культуры государстве, как Корейская Народно-Демократическая Республика.

«Министерство времени» (Испания, 2015–… )

el-ministerio-del-teimpo-avance-nueva-serie-tve

Одно из новейших произведений на заданную тему подкупает своей основательностью — у братьев-режиссеров Пабло и Хавьера Оливаресов во времени путешествуют не безумный ученый и не случайный «попаданец».

Разрушая стереотип об испанцах как нации легкомысленной и не чуждой лени, сериал рассказывает о королевском Министерстве времени, которое функционирует как обычная правительственная структура, защищающее государство от изменений истории. И трудятся в нем испанцы, живущие в самых разных временах: и солдат Алонсо из XVI века, и студентка Амелия из XIX века, и наш современник санитар Хулиан. В разных сериях ведомству помогают или противостоят реальные люди, вроде художника Диего Веласкеса или поэта Лопе де Веги.

«Зеркало для героя»  (СССР, 1987)

23817-440x600

Пожалуй, режиссер Владимир Хотиненко снял самый необычный фильм про путешественников во времени — а изначально это вообще должна была быть классическая кинолента о жизни советских шахтеров в духе социалистического реализма.

В итоге же получилась глубокая и самобытная притча, словно предвосхитившая многие грядущие процессы в нашей стране. Главные герои, ученый-психолог Сергей и горный инженер Андрей, мистическим образом переносятся из перестроечного Советскою Союза в послевоенные годы. Оказавшись в «петле времени», они вынуждены переживать один и тот же день, 8 мая 1949 года, в своем же шахтерском городке. Сергей и Андрей то ищут новые пути выбраться в «свое» время, то признают безнадежность ситуации.

Символична и развязка фильма — герои наконец осознают свои заблуждения и ошибки, из-за которых подверглись столь странному наказанию, но когда они возвращаются в «перестроечное» время, то места для себя найти уже не могут: оно уже занято двойниками…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *