«О ней не помнят даже старожилы»

39969_20160531_133320

Источник: sobory.ru

В эфире «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) в это воскресенье прозвучит новый выпуск передачи «Летопись Красноярского края». О Сретенском храме в городе Иланский (до 1939 — село Иланское), одной из наиболее примечательных и незаслуженно забытых церквей Приенисейской Сибири, рассказали ведущий Дмитрий Васянович и сотрудник  «Касьяновского дома» Илья Бобрик.

ДВ: У микрофона Дмитрий Васянович. Сегодня программа «Летопись Красноярского края» приглашает вас совершить путешествие в город Иланский, а, точнее, в его исторический центр, где некогда стояла двухэтажная деревянная Сретенская церковь. Ныне даже старожилы Иланского о ней не помнят. Однако, ее история необычайно интересна, в чем я и предлагаю убедиться вам самим.

Строительство храма в честь Сретения Господня началось в первые десятилетия XIX века. Небольшая деревня Иланская, расположенная на Московском тракте, привлекла внимание сибирского генерал-губернатора, — рассказывает научный сотрудник Музейно-просветительского центра духовной культуры края «Касьяновский дом» Илья Бобрик.

ИБ: Михаил Сперанский, выдающийся государственный деятель, генерал-губернатор Сибири в 1819–1821 годах, однажды совершал поездку по Московскому тракту. Михаил Михайлович обнаружил: во многих притрактовых селах совершенно отсутствовали приходские церкви. Губернатор решил помочь местным жителям обрести свои храмы, и вскоре соответствующие прошения на имя иркутского архиепископа Иркутского и Нерчинского Михаила (Бурдукова) стали поступать одно за другим (напомню, что тогда Приенисейская Сибирь в церковном отношении была частью Иркутской епархии).

1-778

М.М. Сперанский (1772–1839)

В сентябре 1819 года с такой инициативой выступили и жители Иланской. Кое-какие средства у них уже были, к тому же помощь сельчанам оказали Правительствующий Синод Русской Церкви и лично Михаил Сперанский, выделив, в общей сложности, 8 тысяч рублей, огромную сумму в пересчете на сегодняшний курс российской валюты (порядка 65 миллионов).

Жители Иланской хотели, чтобы их церковь стала настоящей гордостью всех окрестных земель. Потому и решили строить ее двухэтажной, с приделом во имя святителя Николая Чудотворца. Но в итоге строительство храма растянулось на многие годы, а точнее — на 28 лет. Изначальный бюджет строительства был быстро исчерпан, и иланцам приходилось не раз и не два брать средства в долг у соседей. Только к 1847 году оба этажа были построены и освящены.

ДВ: Вскоре в двух верстах от села был построен поселок и железнодорожная станция Иланская. При ней возвели храм во имя благоверного князя Александра Невского. Появление железной дороги привело к постепенному угасанию значения Московского тракта и самого села. Деревянная Сретенская церковь тоже стала приходить в упадок.

53599884141321a2111b6e90445532f7

Станция Иланская. Конец XIX века. Источник: ilanskievesti.ru

Но при этом, как рассказывает наш консультант Илья Бобрик, в годы Гражданской войны Иланская стала одной из немногих «тихих гаваней» на территории нашей губернии.

ИБ: Это может показаться фантасмагорией, но во время Гражданской войны в Иланском… пытались собрать средства на строительство нового храма, притом — собора! Его, правда, построить не удалось, но старинная Сретенская церковь и ее приход благополучно пережили лихолетье. Священники, бежавшие от ужасов войны из Канска, Абана и других поселений, именно в Иланской могли переждать тяжелое время.

Потрясения начнутся с установлением Советской власти в Енисейской губернии — в январе 1920 года. Александро-Невский храм при железнодорожной станции быстро закроют, а Сретенская церковь сгорит спустя семь лет при странных обстоятельствах.

post-965-1261822473,2116

Карта Канского округа перед упразднением в 1925 году

Народная молва тогда утверждала: ее подожгли нарочно. Дело в том, что здание было застраховано, и часть обывателей полагала, что местные партийные активисты подожгли храм, чтобы присвоить себе страховые выплаты и построить на них школу. Но подтверждений у этой версии нет до сих пор.

Интересно другое: при пожаре чудом уцелела сторожка. Ее переоборудовали в храм, и богослужение там исправно велось вплоть до осени 1937 года. Тот роковой год последние священнослужители Сретенского прихода пережить не смогли: их обвинили в «контрреволюционной деятельности», осудили и расстреляли…

ДВ: Храм в сторожке доживал свои последние дни. Для полного его закрытия властям требовалось, чтобы не осталось никого из церковного причета. И, в конце концов, остался только один человек — церковный староста.

ИБ: Кузьма Васильевич Царев был уроженцем Казанской губернии, гончаром по профессии. Это был глубоко верующий человек. В Иланскую он как раз и переехал, скрываясь от попыток властей его раскулачить за «излишнее» рвение на посту церковного старосты. Тем не менее, в Сретенском приходе он вскоре вновь занял аналогичную должность.

Внук Кузьмы Царева мне рассказывал, что его деда в Иланской арестовали не столько за веру, сколько по навету конкурентов: в селе работали и другие гончары, нерадивые и пьющие, — не в пример Кузьме Васильевичу. Вот они и донесли местным сотрудникам служб госбезопасности, что Царев якобы беглый преступник, живущий под чужим именем.

На тот момент у Кузьмы Васильевича на руках были немалые денежные средства, собранные верующими на строительство нового храма взамен сгоревшего старинного. И при аресте власти обвинили Царева в том, что, дескать, эти деньги он собирал на мифическую «антисоветскую деятельность».

01

Групповой снимок сотрудников одного из районных управлений НКВД в Красноярском крае. 1940-е годы. Источник: my.krskstate.ru

Сотрудниками НКВД быстро было сфабриковано уголовное дело, с явными ошибками и подлогами (там, например, упоминались уже осужденные священнослужители). Кузьму Царева быстро приговорили к высшей мере наказания и расстреляли. При этом власти даже не потрудились оповестить об этом семью казненного; его вдова не теряла надежд, что муж еще жив, даже ездила в Москву лично на прием ко «всесоюзному старосте» Михаилу Калинину, но правды так и не нашла.

ДВ: После ликвидации причта храм был окончательно закрыт. К 1940 году его руины, сторожку и церковное кладбище сравняли с землей. Несколько уцелевших могил еще оставались до 60-х годов, но сегодня всё это — один сплошной пустырь. А жители города Иланский в большинстве своем не знают о том, что этот храм здесь существовал.

Тем приятнее осознавать, что наш сегодняшний эксперт — молодой научный сотрудник «Касьяновского дома», студент исторического факультета Красноярского педагогического университета, и, собственно, уроженец Иланского, провел такую большую исследовательскую работу, желая восстановить то, что другие некогда пытались стереть из памяти народной.

Максим Рычков

Максим Рычков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *