Сущность, принципы и содержание православного воспитания в семье

Гончарова Татьяна Михайловна, кандидат философских наук, доцент, научный сотрудник филиала Московского психолого-социального университета в г. Красноярске

Семья является одним из традиционных институтов, в котором происходит самопознание и удовлетворение потребности ребенка в любви, заботе, ласке, уважении и общении. Принятие и любовь со стороны родителей порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют гармоничному развитию личности, формирует ответственность личности перед близкими и обществом. Игнорирование родителями своих обязанностей по воспитанию детей, разрушение внутрисемейных связей, отчужденность от пожилых членов семьи, поглощенность работой и материальными проблемами, — это те проблемы, о которых говорят социологи, педагоги, психологи, воспитатели, работая с семьей в современных условиях.

Знание о позитивной роли семьи в становлении и развитии личности и общества является чрезвычайно актуальным, так как способствует пониманию закономерностей развития отношений между людьми, формирует активную гражданскую позицию, осознание себя гражданином, ответственным за все, что происходит вокруг. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечает, что мы укоренены в восточной культуре с ее приверженностью традиционным ценностям, определенному укладом жизни, исконным представлениям о ценности семьи, о незыблемости нравственных правил, о силе и значимости патриотического чувства. Православное семейное воспитание — это целенаправленная система воспитания ребенка для успешного развития духовно-нравственных качеств личности при теоретическом руководстве Библии, святоотеческого наследия и современной богословской мысли, при правильном соблюдении возложенных обязанностей, нашедших свое отражение в укладе семьи.

Сегодня необходимы новые формы взаимодействия семьи, школы и общественных институтов в области духовно-нравственного воспитания детей. Только совместная деятельность всех участников процесса воспитания позволит сформировать у подрастающего поколения комплекс традиционных православных ценностей и предотвратить различные формы проявления асоциального поведения детей в социуме.

Вопросы духовности и нравственности будущего поколения — это одни из главнейших вопросов в современном обществе. В настоящее время происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных отношений, их образовательно-воспитательных возможностей, семейных моральных ценностей и гражданской компетентности подрастающего поколения. Именно семье принадлежит ведущая роль в формировании нравственных ценностей детей, их духовного и гражданского воспитания и физического развития.

В XIX в. появляются эмпирические исследования эмоциональной сферы семьи, влечений и потребностей ее членов (прежде всего, работы Фредерика Ле Пле). Семья изучается как малая группа с присущими ей жизненным циклом, историей возникновения, функционирования и распада. Предметом исследования становятся чувства, страсти, умственная и нравственная жизнь. В исторической динамике развития семейных отношений Ле Пле констатировал направление от патриархального типа семьи к нестабильному, с разрозненным существованием родителей и детей, с ослаблением отцовского авторитета, что влечет дезорганизацию общества. Далее исследования взаимоотношений в семье концентрируются на изучении взаимодействия, коммуникации, межличностного согласия, близости членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы (работы Ж. Пиаже, 3. Фрейда и их последователей).

Развитие общества детерминировало изменение системы ценностей и социальных норм брака и семьи, поддерживающих расширенную семью. Социокультурные нормы высокой рождаемости были вытеснены социальными нормами низкой рождаемости. Взаимоотношения родителей и детей также трансформировались на протяжении истории. Американский ученый Ллойд Демоз, один из основателей психоистории, провел очень интересное исследование, которое отражает разные стили воспитания и отношение к детям, начиная с IV века до нашей эры и вплоть до наших дней.

Ученый дает примерную классификацию стилей воспитания. Выделенные ученым шесть этапов показывают постепенное сближение родителей и детей.

Детоубийство (с древней античности до VI в. н.э.). Чтобы понять суть этого периода, вспомним Медею: когда родители боялись, что воспитать или прокормить ребенка будет слишком сложно, они его убивали. Конечно же, это оказывало сильное влияние на выживших детей — преобладали у них проективные реакции.

«Оставляющий» стиль (VI–XIII в. н.э.) — в этот период родители признали в ребенке душу, но чтобы избежать появления опасных для детей проекций фактически отказывались от них — отправляли в интернаты, к кормилице, в монастырь, чужую семью, в имение какого-либо знатного рода в роли заложника или слуги. Дом окружали атмосферой строгой эмоциональной холодности. Вспомним Гризельду, которая без сомнений отказалась от детей, чтобы сохранить любовь мужа. Проекции по-прежнему играют большую роль: считается, что ребенок — сосуд зла, его следует бить.

Амбивалентный стиль (XIV–XVII вв.) — дети постепенно вливаются в эмоциональную жизнь взрослых, однако все еще считаются вместилищем опасных проекций родителей. Основной задачей воспитателей в это время считалось «выковать» ребенка. У философов было очень популярно сравнение детей с гипсом, глиной или воском. Появляются первые книги по воспитанию. Впервые появляется образ Марии как заботливой матери для Иисуса.

«Навязывающий» стиль (XVIII в.) — стал результатом отказа от проективных реакций и полного исчезновения обратных реакций. Именно с XVIII века можно говорить о переходе к новому стилю отношений. В родителях появляется желание сблизиться с ребенком, обрести над ним власть и контролировать его потребности и волю. Матери начинают нянчить детей, меняются и методы воспитания: малышей уговаривают, а не бьют, повиноваться заставляют с помощью слов. Стала возможной настоящая эмпатия. Благодаря усилиям педиатров, которые добились улучшения заботы родителей о детях, уменьшилась детская смертность, что стало одной из причин демографического роста населения Земли.

Социализирующий стиль (XIX — середина XX вв.) — акцент в воспитании смещается с овладения волей ребенка к ее тренировке, наставлению на правильный путь. Детей социализируют, учат приспосабливаться к любым обстоятельствам. Отцы начинают проявлять интерес к воспитанию детей, иногда даже освобождая маму от некоторых обязанностей. Именно социализирующая модель отношений между родителями и детьми стала основной всех психологических доктрин XX века.

«Помогающий» стиль (середина XX в. — наши дни) — эта модель воспитания основана на допущении, что дети лучше, чем их родители, осознают свои потребности. В развитии малыша участвуют оба родителя, основная их задача — понимать и удовлетворять любые потребности ребенка. Не предпринимаются попытки дисциплинировать детей — им прощают все проступки, их не бьют и не ругают. Такой стиль воспитания требует больших временных затрат, особенно в первые шесть лет, поскольку невозможно помочь ребенку решать ежедневные задачи, не отвечая на его вопросы, не проводя с ним время за играми. Родители становятся товарищами, а не повелителями ребенка, создают условия для развития его интересов, внимательно разбираются в причинах его эмоциональных конфликтов. В итоге вырастают добрые, сильные люди, которые не подвержены депрессиям и не склоняются перед авторитетом.

В России семейные отношения стали объектом изучения лишь в середине XIX века. Источниками исследования служили древнерусские летописи и литературные произведения. Историки Д.Н. Дубакин, М.М. Ковалевский и другие дали глубокий анализ семейно-брачных отношений в Древней Руси. Особое внимание уделялось изучению семейного кодекса «Домостроя» — литературного памятника XVI в., изданного в 1849 г.

Нормативная дохристианская модель семьи включала родителей и детей. Отношения между матерью и отцом либо были конфликтными, либо строились по принципу «доминирования — подчинения». Дети находились в подчинении у родителей. Был характерен конфликт поколений, противостояние родителей и детей. Распределение ролей в семье предполагало ответственность мужчины за внешнее, природное, социальное окружение, женщина же была больше включена во внутреннее пространство семьи, в дом. Статус женатого человека был выше, чем статус одинокого. Женщина обладала свободой, как до брака, так и в браке, власть мужчин — мужа, отца — была ограничена. Женщина имела право на развод и могла вернуться в семью родителей. Неограниченной властью в семье пользовалась «большуха» — жена отца или старшего сына, как правило, наиболее трудоспособная и опытная женщина. Ей обязаны были подчиняться все — и женщины, и младшие мужчины в семье.

С возникновением христианской модели семьи (XII–XIV вв.) изменились отношения между домочадцами. Мужчина стал безраздельно властвовать над ними, все были обязаны ему подчиняться, он нес ответственность за семью. Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагали четкое осознание каждым членом семьи своего места. Муж как глава семьи был обязан нести груз ответственности, жена смиренно занимала второе место. Ей предписывалось заниматься рукоделием, домашней работой, а также воспитанием и обучением детей. Мать и дитя были несколько обособлены, предоставлены самим себе, но вместе с тем ощущали незримую и грозную власть отца. «Воспитывай дитя в запретах», «любя сына, увеличивай ему раны» — написано в «Домострое». Главные обязанности детей — абсолютное послушание, любовь к родителям, забота о них в старости.

В сфере межличностных отношений супругов доминировали родительские роли над ролями эротическими, последние не совсем отрицались, но признавались малозначительными. Жена должна была мужу «уноровить», т.е. действовать в соответствии с его желаниями.

К семейным удовольствиям, по «Домострою», относятся: уют в доме, вкусная пища, почет и уважение со стороны соседей; осуждаются блуд, сквернословие, гнев. Осуждение людей значимых, уважаемых считалось страшным наказанием для семьи. Зависимость от людского мнения — основная черта национального характера семейных отношений на Руси. Социальному окружению нужно было демонстрировать семейное благополучие и строжайше запрещалось разглашать семейные тайны, т.е. существовало два мира — для себя и для людей.

У русских, как и у всех восточных славян, долгое время преобладала большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковой линиям. Такие семьи включали деда, сыновей, внуков и правнуков. Несколько брачных пар совместно владели имуществом и вели хозяйство. Руководил семьей наиболее опытный, зрелый, трудоспособный мужчина, имевший власть над всеми членами семьи. У него, как правило, была советница — старшая женщина, которая вела хозяйство, но не имела такой власти в семье, как в XII–XIV вв. Положение остальных женщин было и вовсе незавидным — они были практически бесправны, не наследовали никакого имущества в случае смерти супруга.

К XVIII веку в России нормативной стала индивидуальная семья из двух-трех поколений родственников по прямой линии. На рубеже XIX–XX вв. исследователями был зафиксирован кризис семьи, сопровождаемый глубокими внутренними противоречиями. Авторитарная власть мужчины была потеряна. Семья утратила функции домашнего производства. Нормативной моделью стала нуклеарная семья, состоящая из супругов и детей.

Наш современник, ученый и священник Глеб Каледа в своей книге, посвященной христианской семье, говорит о том, что монашество полезно для тех, кто богат любовью, а обычный человек научается любви в браке. Люди же современной культуры чаще всего, не задумываясь об этом, ищут в супружестве не школы любви, но самоутверждения и удовлетворения своих страстей. Для каждого из своих членов семья является школой любви как постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.

Таким образом, семья — это группа людей (минимально двух), связанных брачными или (и) кровно-родственными узами, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью.

Семья — один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетов и потребностей в жизни каждого человека. Она дает представление о жизненных целях и ценностях, о поведении в быту, о нравственности, гуманизме и т.д. В семье человек получает практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, усваивает нормы поведения в различных ситуациях повседневного общения. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы жизненного тренинга личности.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления развития личности. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.

Особое место в семейном воспитании занимает духовно-нравственное воспитание и в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие и мн. др. Иногда сюда относят послушание, но не все считают его добродетелью. В последние годы в семьях возобновляется религиозное воспитание. В православной традиции семейная жизнь понимается как «путь ко Спасению», восхождение по которому связано с несением повседневных обязанностей взаимных забот, сотрудничества, понимания и согласия.

Духовность развивается в процессе нравственно-эстетического освоения мира и проявляется в поведении человека в соответствии с общечеловеческими моральными ценностями, а также в созидательном творческом труде на благо общества.

Нравственное воспитание представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность, проявляющаяся в общественно ценных свойствах и качествах личности, в отношениях, деятельности, общении. «Нравственная воспитанность — это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива…». Н.И. Болдырев констатирует, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе всей многогранной деятельности детей (семье, учебе, играх), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими родственниками, сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов воздействия.

Духовно-нравственное воспитание — сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Стержнем духовно-равственного воспитания является интериоризация — перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки человека, которые, став таковыми, служат верным компасом в его повседневной жизни.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.

Семья является традиционно главным институтом духовно-нравственного воспитания. К числу важных субъективных условий, оказывающих заметное влияние на особенности семейного воспитания, относятся семейные традиции.

Слово «традиция» (от лат. tratitio — передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Если проанализировать разные сферы жизнедеятельности семьи, то очевиден вывод: они строятся в соответствии с различными типами образцов (традициями), которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи, супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т.д. Семейные традиции — один из основных способов воспитания, т.к. прежде, чем попасть в школу (ДОУ, другой коллектив), ребенок познает себя и идентифицирует в семье. Традиции нескольких поколений позволяют ребенку осознать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками, позволяют ребенку гордиться своей семьей. Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, видоизменяются. Неизменным остается их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку.

В семье рождается чувство преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины. Только семья может воспитать семьянина: по мудрому слову И.А. Ильина, добрая семья дарит человеку два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет.

Воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни всегда определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Об этом пишут святые отцы и пастыри Церкви:

  • святитель Василий Великий: «Если хочешь воспитывать других, воспитай сначала самого себя в Боге»;
  • святитель Феофан Затворник: «Отец и мать исчезают в дитяти и, как говорят, не чают души. И если их дух проникнут благочестием, то быть не может, чтобы оно по своему роду не действовало на душу дитяти»;
  • святитель Игнатий Брянчанинов, обращаясь к матери маленькой девочки: «Знай, что паче всех твоих наставлений словами, жизнь твоя будет самым сильным наставлением для дочери»;
  • священник Александр Ельчанинов: «Для воспитания детей самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью».

В своем исследовании «Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей» О.М. Потаповская отмечает, что отцовская и материнская линии поведения в русской семье органически соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе (установившемся порядке, строе жизни), благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей.

Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье. Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.

За счет чего традиционный строй семьи давал возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, приумножать их, делиться ими с немощными ближними? Ответить на этот вопрос поможет нам краткая характеристика составляющих семейного уклада. Традиционный семейный уклад включает в себя пять компонентов:

  1. обычаи (установившиеся, привычные формы поведения),
  2. традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи),
  3. отношения: сердечные чувствования и настроения,
  4. правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни,
  5. распорядок (установленный порядок в течение дел) дня, недели, года; в отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина, кругом церковных богослужений, сезонными изменениями в быту и труде.

Следует выделить приоритетную важность включения духовно-нравственной компоненты в семейное воспитание. Проблему преодоления духовно-нравственного кризиса общества невозможно решить без осуществления комплексного культурно-просветительного влияния на семью. Семья является основой формирования системы жизненных ценностей и отношений ребенка, используемой им затем в качестве инструмента освоения социальной среды. Комплекс мер социально-культурного, медико-педагогического и духовно-нравственного сопровождения семьи на разных этапах ее развития поможет возвращению семье функции воспитания детей как «питания» не только телесной, но и духовной пищей.

Религиозное образование играет важную роль в нравственном воспитании детей. Религия задает человеку определенную систему ценностей, определяя нормы поведенческой деятельности, отношения между людьми в сфере семьи, в быту, в обществе. Религиозные тексты содержат и обучающие, и воспитывающие компоненты. В религиозной педагогике вопросы воспитания глубоко разработаны — ведь они отточены веками, поэтому открытая назидательность священных текстов воспринимается с особым чувством послушания.

Религия — особое мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное. Она предстает такой формой отражения действительности, в которой преобладает психологический, иррациональный элемент — различные состояния души, настроения, грезы, экстаз. Однако основой религии является вера в Бога, бессмертие души и пр. По мнению Ю. Дюркгейма религия есть важный и необходимый элемент духовной жизни общества.

Обращаясь к работам ученого В.В. Зеньковского, можно отметить, что он рассмотрел наиболее целесообразные средства воспитания религиозности детской души для каждой фазы развития ребенка в зависимости от степени сформированности его психических качеств и ведущего вида деятельности. Философы высказывались в защиту религиозного воспитания ребенка (И.А. Ильин, Н.А. Бердяев и др.). Так, И.А. Ильин полагал, что формирование гражданственности, патриотизма, благородства души возможно на фоне обогащения духовного опыта русских детей такими сокровищами, как православная молитва, жития святых и жизнь героев Отечества. Но в настоящее время в области духовного воспитания обозначилось противоречие между запросом общества на качественное, духовно-обоснованное образование и слабой возможностью реализовать этот запрос. Большое значение и для светского государства, и для верующих имеет понимание ценности семьи и воспитания детей. Православие всегда поддерживало идею и практику дружной многодетной семьи. В библейских текстах указаны основные нарушения христианских заповедей: обман, тунеядство, грабительство и т.п. Христианская традиция требует помогать всем, кому трудно, помогать ближнему.

Православно-ориентированное семейное воспитание способствует принятию детьми традиционных для нашего общества духовно-нравственных ценностей, составляющих фундамент гармонического развития личности, обеспечивает личностную целостность. При этом духовность предполагает пробуждение души к духовному опыту, развитию чувства собственного достоинства и формирование основополагающих качеств духовной личности — веры, добра, чести, совести, любви, раскрываемых в свете национальной традиции и непрерывной связи Богом. Представляется очевидным, что каждый культурный человек, вне зависимости от своих мировоззренческих ориентаций, должен обладать определенной суммой сведений о религии как важной форме общественного сознания.

Наиболее общие правила, в которых выражены основные требования к содержанию, методам организации воспитательного процесса в православном воспитании, представляют собой принципы воспитания, среди которых основными являются:

  • обязательность (принципы не являются рекомендациями, они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Нарушение принципов, игнорирование их требований подрывает основы процесса воспитания и сводит к нулевому результату его эффективность);
  • комплексность — означает одновременное, а не поочередное или изолированное использование всех принципов;
  • равнозначность (среди принципов нет таких, которые требовали бы реализации в первую очередь, как нет и таких, осуществление которых можно было бы отложить на завтрашний день).

***

Замечательный российский педагог А.С. Макаренко отмечал, что семья — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение.

Вопросы духовно-нравственного воспитания молодого поколения имеют важнейшее значение для любого государства. Семья является основой любого государства, главным условием сохранения и поддержания духовной истории народа, его традиций, национальной безопасности страны. Вот почему без преувеличения можно сказать: только то государство имеет будущее, в котором семья окружена вниманием и заботой и рассматривается как высшая первичная ценность государства. И, наоборот, там, где семья предается забвению, где она играет второстепенную роль среди других социальных институтов —у того государства нет и не может быть будущего, а у народа — перспектив на свое благополучие и процветание.

На современном этапе развития российского общества происходят глобальные изменения в различных сферах человеческой жизни, которые затрагивают и сферу семейных отношений. Главной задачей семейного воспитания остается духовно-нравственное становление ребенка. В отличие от других воспитательных институтов семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на протяжение всей его жизни.

Цель современного общества — воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина своей страны. Учитывая, что в настоящее время роль семейного воспитания снижается, теряет свою значимость для человека, следует уделять большее внимание со стороны государства и Церкви проблемам укрепления семьи, воспитанию духовно-нравственных и моральных ценностей, гражданской компетентности молодого поколения. Сегодня необходимо учитывать тот факт, что христианские ценности положительно влияют на духовно-нравственное воспитание в семье и в обществе в целом.

Семью по праву можно называть школой истинной любви, где устанавливаются основные уроки человечности, элементарные нормы человеческого общежития: порядочность, совестливость, честность, доброта, вежливость, милосердие, уважительность и др., являющиеся общечеловеческими ценностями. Мировая история подтверждает, что страны, в которых были крепкие моральные и семейные устои, процветали также и в экономическом плане. Нравственные принципы усваиваются в семье с раннего детства; усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в действительности, в реальных поступках людей. И наконец, семья, как индикатор состояния и развития общества, и отражает многие параметры современных социальных процессов, в том числе социализацию молодого поколения в современных реалиях.

На современном этапе развития страны укрепление партнерства Церкви, государства, семьи и школы, а также различных общественных организаций в сфере образования, воспитания и социализации детей является общей стратегической задачей. В приветствии к участникам XXII Международных Рождественских образовательных чтений «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее», открывшихся 27 января 2014 года, Президент России Владимир Путин, подчеркнул: «Мы должны свято беречь память о своих национальных героях и подвижниках, богатейшие исторические, культурные, духовные традиции, крепить непреходящую связь времен; в этом — основа успешного развития России, нашего движения вперед». Добиться эффективности в воспитании духовности и нравственности у подрастающего поколения можно только при активном участии семьи и других социальных институтов, приобщая детей к православным нормам христианской морали, повышая их ответственность за сохранение и развитие исторических, православных и культурных традиций своего народа.

Список литературы

  1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. — М., Изд-во МГУ. Изд-во Международного университета бизнеса и управления (Братья Карич), 2005. — 304 с.
  2. Балашов Н.В. И сотворил Бог мужчину и женщину: комментарии к Социальной концепции Русской Православной Церкви. — М., 2001. — 96 с.
  3. Белов В.И. Лад: очерки о народной эстетике. — М.: 1989. — 420 с.
  4. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Н.И. Болдырев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 2001.
  5. Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика. — 2009. — № 10.
  6. Громыко М.М. Мир русской деревни. — М.: 1991. — 446 с.
  7. Колесов Д.В., Зарецкий В.В., Цехмистренко Т.А. Методология создания и применения антинаркотических материалов для средств массовой информации с учетом особенностей восприятия детей и молодежи. — М., 2003.
  8. Кризис нашего времени: социальный и культурный обзор / Питирим Сорокин.— М.: ИСПИ РАН, 2009. — 384 с.
  9. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. — М.: Издательство «Планета 2000», 2002.
  10. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. — М.: Знание, 1979. — 47 с.
  11. Метлик, И.В. Религия и образование в светской школе. — М., 2004. — 178 с.
  12. Пелин А. Воспитание патриотизма и духовности: мера взаимодействия и ответственности // Интернет-журнал «Религия и СМИ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.religare.ru/2_74207.html.
  13. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. — М.: Гуманитарный центр «ВЛАДОС», 2010.
  14. Потаповская О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей, — Фонд духовной культуры и образования «Новая Русь», 2013.
  15. Харчев Г. Семья и общество. — М., 1982.
  16. Шестун Евгений, прот. Православная педагогика. — М., 2001.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *