Судьба балерины

69a360e3e102e81d78ca90bea2f2a22b

В истории можно найти немало примеров тому, как конкретный человек остается в памяти потомков вовсе не благодаря тем трудам, которые почитались им самим как основные при жизни.

Например, Джо ДиМаджо если известен за пределами США, то сугубо как один из мужей несравненной Мэрилин Монро, хотя для американцев — это культовый персонаж, выдающийся игрок в бейсбол, обладатель многих личных рекородов. Или Артур Конан Дойл: известный многим поколениям читателей «отец» Шерлока Холмса мечтал войти в историю как автор серьезных исторических и научно-фантастических романов, а рассказы о похождениях сыщика с Бейкер-стрит считал бульварным чтивом на потеху толпе.

Матильда Кшесинская безусловно, занимает заслуженное место в этом ряду личностей. Старшее поколение помнило балерину, в первую очередь, как хозяйку петроградского особняка, который в революционном 1917-м как один из своих штабов использовали большевики во главе с Владимиром Лениным.

Современники же если и знают Матильду Феликсовну, то сугубо в контексте ее предполагаемой личной связи с цесаревичем Николаем Александровичем, будущим царем Николаем II. Этот «роман-фантом» лег в основу фильма режиссера Андрея Учителя «Матильда», которая, еще не успев выйти на киноэкраны, заслужила гнев ревнителей памяти последнего российского монарха.

Но было в жизни Кшесинской и немало других интересных, притом, неоспоримых и «нежареных» фактов:

1. Прима-балерина

Все-таки, в первую очередь Матильда Кшесинская, родившаяся под Санкт-Петербургом 31 августа (19 августа по ст.ст.) 1872 года, была выдающейся балериной. Этническая полячка окончила Императорское театральное училище в 1890 году, войдя в балетную труппу Мариинского театра (артистами главного театра Российской империи были и ее родители, и сестра Юлия, потому карьеру Матильда начинала как «Кшесинская II»).

Уже в 24-летнем возрасте она стала прима-балериной Мариинского театра. Кшесинская первой из русских танцовщиц смогла исполнить 32 фуэте (виртуозных движений классического танца, исполняющегося как ряд последовательно повторяющихся туров в быстром темпе и на одном месте) подряд, что было невероятным достижением для того времени.

Впрочем, недруги, которыми Матильда в достаточном количестве обзавелась уже с юных лет, уверяли: ролью прима-балерины и многим другим успехам Кшесинская обязана не столько своим таланту и трудолюбию, сколько высокопоставленным покровителям.

2. Любимица императорского дома

Важно понимать, что наличие могущественных покровителей являлось неотъемлемой частью карьерного успеха русских балерин XIX–XX века, и общественное мнение тех лет это явление если и порицало, то на уровне светских сплетен.

«Вина» Матильды Феликсовны в глазах коллег была в том, что ее «опекунами» стали не какой-нибудь родовитый аристократ или высокопоставленный вельможа (это считалось абсолютно нормальным), а непосредственно члены монаршей семьи. Хотя, во многом, это стало стечением обстоятельств: откуда юной танцовщице было знать, что император Александр III вместе с сыном-наследником почтут присутствием ее выпускной экзамен?

Вопрос о характере взаимоотношений Матильды с будущим императором, похоже, так и останется дискуссионным в исторических и околоисторических кругах. Но в защиту Николая II можно привести факт незначительности «присутствия» балерины в личных записях (при неоспоримости их непосредственных встреч), даже до знакомства с будущей императрицей Александрой Федоровной — а от дневника монарх обычно не скрывал душевные треволнения.

60dd5439e049137a7d7184e84cf7a436

Император Николай II с супругой. 1896 год.

Да и, к тому же, Николай Александрович был вовсе не единственным почитателем Кшесинской среди Романовых. Гораздо больше внимания танцовщице и помощи в ее карьере оказывал кузен царя, великий князь Сергей Михайлович (ставший в 1902 году отцом единственного сына балерины Владимира). Еще одним поклонником полячки был великий князь Андрей Владимирович: уже после революции он станет гражданским супругом Матильды Феликсовны.

3. Неудобная подчиненная

Патронажем со стороны царского двора завистники объясняли и неизменные успехи Матильды Кшесинской в конфликтах с театральным начальством. А враждовала с ним балерина, которая, подобно многим талантливым людям, весьма равнодушно относилась к вопросам субординации, довольно-таки часто.

Casus belli могли послужить не только приглашения на работу в Россию артисток из-за рубежа (принципиальной противницей чего была Матильда), но и вопросы выбора репертуара или даже наряда для нового выступления. Злые языки утверждали, что именно Кшесинская поставила крест на карьере многих деятелей искусств императорской России, например, Директора Императорских театров Сергея Волконского.

2

Матильдая Кшесинская. Начало ХХ века.

С другой стороны, более мудрые современники пытались использовать привилегированное положение Матильды себе во благо. Так, знаменитый антрепренер Сергей Дягилев в 1911 году привлек танцовщицу к легендарным «Русским сезонам» в Европе, чтобы наладить свои весьма напряженные отношения с императорским домом (но желаемого результата так и не достиг).

4. Благотворительница

Как и многие представители элиты царской России, в годы Первой Мировой войны Матильда Кшесинская внесла личный вклад в помощь русским солдатам. На свои средства она оборудовала два образцовых военных госпиталя-лазарета.

Лично балетная дива, конечно, не перевязывала солдатские раны, но с охотой давала благотворительные выступления для раненых фронтовиков, писала неграмотным солдатам письма домой, устраивала для них посещения театров.

Однако, в глазах общества она по-прежнему оставалась «фавориткой» императорского двора. Неудивительно, что Февральская революция нанесла ее положению существенный урон: Кшесинскую обвиняли во вмешательстве в государственные дела и даже планирование военных операций, а ее роскошный особняк на севере Петрограда заняли революционные солдаты, передав впоследствии большевистской партии.

486464_900

Особняк балерины в Петрограде

Летом 1917 года Матильда Феликсовна вместе с сыном перебирается на Юг России, а спустя два с половиной года, после краха Белого движения окончательно покидает страну.

Любопытно, что ее старший брат, Иосиф, остался жить в России, ставшей Советским Союзом, и не подвергся никаким репрессиям, несмотря на близкое родство с, мягко говоря, несимпатичной для новой власти персоной. Он построил весьма успешную хореографическую карьеру и умер в блокаду Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

5. Игроман

В отличие от большинства русских эмигрантов «первой волны», Матильда Кшесинская не испытала сколько-нибудь значительных потрясений, живя в изгнании, — мировая слава и накопленные средства сыграли свою роль.

054

Кшесинская вместе с сыном. 1912 год.

В 1921 году балерина заключила морганатический брак с упомянутым великим князем Андреем Владимировичем, усыновившим ее сына, а в 1925 году приняла Православие с именем Мария.

Живя во Франции, на какое-то время Кшесинская увлеклась азартными играми, став завсегдатаем казино в Монте-Карло. Ее даже прозвали «Мадам Семнадцать» за постоянные ставки в рулеточных играх на одно и то же число.

6. Педагог

Открытие Матильдой Кшесинской собственной балетной студии в Париже злые языки как-раз таки связывали с последствиями любви к рулетке: дескать, надо было как-то поправлять пошатнувшееся материальное положение.

Тем не менее, Кшесинская-педагог оказалась не менее успешной, чем Кшесинская-балерина. Именно она открыла для мирового балета таких звезд, как Марго Фонтейн, Алисия Маркова и Анна Павлова. Ученицы особенно отмечали впоследствии у Кшесинской нетипичную для педагогов-хореографов того времени человечность и мягкосердечное отношение к воспитанницам.

7. Долгожительница

Матильда Феликсовна надолго пережила как почитателей, так и своих недругов в годы молодости: она лишь полгода не дожила до своего столетнего юбилея, скончавшись в Париже 6 декабря 1971 года.

tmprR0NqD

М.Ф. Кшесинская. 60-е годы ХХ века.

Вплоть до преклонных лет Кшесинская не испытывала серьезных проблем со здоровьем и находилась в прекрасной физической форме: известно, что и на седьмом десятке лет она выступала с балетными номерами, вызывая восторг у европейской публики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *