Горькая «Черная соль»

14 марта, в Государственной универсальной научной библиотеке (ГУНБ) Красноярского края, в рамках церемонии открытия празднования Дня православной книги в Красноярской митрополии, состоялся премьерный показ документального фильма «Черная соль». Фильм стал первым в документальном цикле «Сибирский крест», посвященном памяти подвижников благочестия и исповедников Минусинской земли

Контрреволюционер поневоле

«Смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе», — эта цитата из творчества английского поэта и проповедника XVI века Джона Донна нашла широкое отражение в мировой культуре. В частности, слова из нее дали название знаменитому роману Эрнста Хемингуэя; к слову, тоже посвященному гражданской войне, правда, не российской, а той, что была в Испании.

i26

Разные страны, разные войны под разными знаменами и лозунгами… Но, согласитесь, что у любых революционеров есть нечто общее: несокрушимость веры в построение идеального справедливого общества, которая стоит выше любых законов и моральных правил, и жизнь человека в сравнении с которой — сущий пустяк.

Одним из десятков и сотен тысяч таких людей, которые, сами того не ведая, оказались на пути строителей «счастливого будущего», и стал главный герой «Черной соли» — священник Михаил Щербаков, настоятель Петропавловского храма села Каратузское в начале ХХ века. Его в ноябре 1918 года убили взбунтовавшиеся крестьяне, сочувствовавшие революционной, Советской власти.

Вполне естественно, что, в первую очередь, авторы фильма — руководитель епархиального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин и сотрудник нашего музейно-просветительского центра Юрий Пасхальский — задаются вопросом: а кем был отец Михаил?

Быть может, это был стереотипный поп-стяжатель, словно сошедший со страниц агиток воинствующих безбожников и ставший справедливой жертвой народного гнева? Однако дошедшие спустя десятилетия свидетельства полностью исключают такую точку зрения. О подлинно пастырской любви отца Михаила к своим прихожанам писали близко знавшие его современники, а народная память о нем в Каратаузском жива и по сей день. Оттого и обсуждаемая сейчас возможность канонизации убиенного священника — вовсе не что-то выспреннее и навязанное, а восстановление справедливости и воздаяние усопшему, максимально возможное для потомков.

Пастырь и толпа

Скептик может возразить: разве такой человек мог стать жертвой народного гнева? Но в этом и состоит поучительность каратузской трагедии почти уже вековой давности.

i27

Любая революция — это, прежде всего, колоссальный «выброс» человеческой энергии, которую больше не сдерживают никакие барьеры, будь то законы, религия или элементарные нормы морали. Мир становится притягательным в своей двухмерной простоте: есть свои и есть чужие, «контра», с которой необходимо нещадно бороться.

Священник дал убежище в храме казакам-белогвардейцам? Значит, «контра» и он, и потому с ним тоже необходимо расправиться, а скромная утварь сельской церкви станет достойной «наградой» отважным восставшим… Французский социолог Густав Лебон позднее напишет, что средний моральный уровень толпы равен этому показателю у худших людей, ее составивших. Горькие события на юге Енисейской губернии стали лишним доказательством этому тезису.

— Когда мы ехали в Каратузское, то у нас уже был примерный план съемок. Было неизвестно лишь самое главное: какие вопросы поставят перед нами наши герои? И фильм получился не столько о священнике Михаиле Щербакове, и даже не о судьбах пастырей во время Гражданской войны. В первую очередь, речь в нем о том мраке, который начался в революционные годы, и продолжался впоследствии, — отметил Геннадий Малашин в ходе общения с аудиторией.

i28

В этой связи весьма примечателен и тот факт, что отцу Михаилу люди, считавшие себя его врагами, отказали даже в праве на достойное упокоение. Сначала священника тайно похоронили близкие, и лишь спустя месяц после убийства состоялось торжественное отпевание с участием всех священнослужителей II Минусинского благочиния, при стечении сотен местных жителей,  близко знавших и любивших своего настоятеля…

Однако место окончательного погребения иерея Михаила Щербакова неизвестно нам и по сей день, — сетует Юрий Пасхальский, рассказывая о самых разных предположениях местных старожилов и краеведов: от того, что священник нашел последний приют под Петропавловским храмом, где прослужил почти два десятилетия, до того, что отца Михаила в Красноярске похоронил родной сын — тоже священник.

Убит, потому что был человеком

Вопрос о том, мог ли быть у этой истории иной исход, в ходе обсуждения фильма, пожалуй, был неизбежным. Но что мог сделать простой сельский священник в навязанном противостоянии с опьяненной алкоголем и запахом крови толпой?

— Как надо было поступать священникам в годы Гражданской войны? Быть за красных или за белых? «Всякая власть от Бога», — эти евангельские слова стали основой для многих спекуляций. Кто-то примыкал к той или иной стороне, другие искали компромисса и сотрудничества, третьи бросали свои приходы… Но кто-то оставался служить Господу, нести слово Божие пастве…

Таким был и священномученик Димитрий (Неровецкий), о котором мы много говорили, таким был и отец Михаил Щербаков. Они были не за красных и не за белых, они были за Бога и за Церковь. Поэтому они и были убиты, — потому что остались священниками, остались людьми, — объясняет аудитории Геннадий Малашин.

i24

Подобный выбор — самый нелегкий, который может сделать человек в условиях смуты и междоусобицы, и единственный — достойный однозначного восхищения и подражания у потомков.

— Фильм затрагивает тему, в стороне от которой не может остаться никто из нас: это столетие революции и начало Гражданской войны. Это фильм о расколе, постигшем век назад наше общество. Поэтому сегодня именно любовь к Родине должна объединить нас, помочь сделать правильные выводы и избежать повторения тех ошибок, что были допущены в те годы, — подчеркнул в своем слове председатель отдела по взаимодействию с Енисейским казачеством Красноярской митрополии, член Епархиальной комиссии по канонизации, настоятель Пантелеимоновского храма Красноярска протоиерей Андрей Казанцев.

Черту под обсуждением подвел член Совета Гражданской Ассамблеи Красноярского края, директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии, руководитель проекта «Касьяновский дом» Андрей Бардаков:

— Подобные примеры подлинной духовно-нравственной жизни не теряют с годами своей важности для образования и воспитания новых поколений. Это фильм о человеке, выбравшем высшие нравственные ценности и следовавший им до конца, пожертвовав своей жизнью.

P.S.

Не могло в стороне остаться и несколько странное, на первый взгляд, название фильма. Наиболее пытливых зрителей не удовлетворило объяснение создателей: «Черная соль» — это дословный перевод слова «Каратуз» с тюркского на русский. Быть может, в нем заключается нечто большее, отсылка к Нагорной проповеди Спасителя, сопряженная с черным цветом священнического облачения и мраком братоубийственной смуты? В таком контексте, как мне кажется, лучшего объяснения тому, кем для Енисейской губернии, Сибири и России стали люди, подобные Михаилу Щербакову, найти очень трудно.

Фильм стал продолжением проекта «Сибирский крест», реализованного Издательским домом «Восточная Сибирь», Комиссией по канонизации святых и церковно-историческому наследию Красноярской епархии, Музейно-просветительским центром духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» при поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива».


Встреча прошла в рамках проекта, реализуемого за счет средств Субсидии из бюджета Красноярского края при поддержке агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *