«Живой» Ван Гог

IMG_2429+

Вряд ли бедный голландский художник Винсент Ван Гог когда-то мог предположить, что его картины будут известны всему миру. Не мог он и предположить, что однажды в Красноярске его полотна оживут при помощи современной анимации. Мы побывали на закрытой презентации впервые привезенной в Красноярск мультимедийной выставки «Винсент Ван Гог», и раньше других увидели 120 известных произведений легендарного автора. 

Время: 18:20. Место действия: культурное пространство «Каменка». Организатор из Москвы Анатолий Заммер, волнуясь, выступает перед узким кругом приглашенных на неофициальное открытие:

— Мы с вами ходим по культурным пространствам, музеям, разглядываем полотна и пытаемся вглядеться в детали. Здесь полотна пятиметровой высоты. Теперь вы детально рассмотрите стиль Ван Гога. 

Сказав еще несколько слов, организаторы пригласили зрителей к просмотру. Полотна от трех до шести метров оживали под звуки классической музыки Камиля Сен Санса, Густава Малера, Клода Дебюсси, Яна Сибелиуса и цитат художника из писем к родному брату. Насладившись зрелищем, мы обратились к Анатолию Заммеру с вопросами.


IMG_2434+

— Анатолий, расскажите, как родилась идея проекта?

— Мы занимаемся выставками. Раньше делали «Иллюзион», музей занимательной науки «Экспериментус», была одна история. Мы хотели сделать шаг вперед, организовать что-то современное и интересное. Ребята путешествовали в Варшаве, и однажды увидели мультимедийный проект, когда картины художников транслируются на полотна.

— У них это было новинкой?

— Нет. Кто законодатель моды, тяжело сказать. В таких выставках есть свои нюансы. Не все авторские права доступны для нас. Ван Гог 125 лет назад покинул свет, и авторские права уже народное достояние.

— Почему именно Винсент Ван Гог? 

— Мы остановились на Ван Гоге, потому что он интересный персонаж. Я сейчас читаю его письма брату, где он переживал за творчество, говорил, что никогда не станет известным, но все равно будет работать больше и лучше. В то время он считался рекордсменом по написанию картин. Творческое наследие Ван Гога около тысячи картин и около тысячи рисунков. Основную часть своих работ он создал за последние семь лет жизни. За два года до своей кончины Винсент написал 70 работ, прощальной стала картина «Пшеничное поле с воронами».

Многие люди в наше время, сталкиваясь с трудностями, опускают руки. А здесь совершенно другой пример. К его работам критики относились равнодушно, никак его не принимали. Им не нравилось, как он писал людей. Все говорили, что силуэты непонятные, кривые. Он был постимпрессионистом. Он придумал новый стиль.

Он учился, работал, брат ему помогал и деньгами, и в качестве наставника. Он его очень сильно поддержал. Что было бы, если бы у Ван Гога не было брата? Если бы не Тео, то он бы не нашел в себе силы. Ван Гогу нужна была поддержка, как и любому человеку в наши дни. Родственники, связи, деньги… Там было то же самое, только несколько десятков лет назад.

Его брат был хорошим торговцем, и очень в этом деле преуспел. Ван Гог тоже продавал картины, хотя дело ему не нравилось. Но именно благодаря этому Ван Гог приблизился к искусству, увидел, как люди пишут.

IMG_2400+

— Он что-то писал о будущем признании?

— Он говорил, что после смерти его работы станут хитами, выражаясь по-современному. Но при жизни он считал, что никому не будет нужен. Официально пишут, что за всю жизнь он продал одну картину. У него было упадническое настроение. Он не верил в себя, но писал, хотя вполне мог опустить руки.

— Знаменитый сюжет с отрезанием уха. Как вы считаете, это правда? 

— Есть несколько вариаций. Первый: он очень ждал, когда к нему приедет его друг Гоген. Он приехал, они хорошо проводили время, и в каком-то споре при распитии Гоген взял саблю и отрезал мочку уха Ван Гогу. Это нечаянно получилось. Чистая случайность.

Второй вариант связан с тем, что он не мог нарисовать автопортрет. Но мне кажется, все у него получалось (показывает на два автопортрета).

— Казалось бы, у человека совершенно не сложилась жизнь, но он остается нужным людям. Что в его творчестве до сих пор цепляет людей?

— У него есть свой стиль. Его очень легко узнать — желтизна, крупные мазки. Он как Курт Кобейн, если на современность переносить. Все эти люди немножко ненормальные, но они творцы. При жизни они занимают одну позицию, а когда уходят, становятся нужными. Наверное, так устроено человечество.

Если бы Ван Гог завершил свое творчество на раннем этапе, его работы были бы никому не нужны. Он стал бы либо священником, либо продавцом картин.

Мне он нравится, прежде всего, как сильный человек. Я занимаюсь музыкой, пишу, пишу, пишу, но пока никому не нужен (смеется).

IMG_2383+

— Расскажите подробнее о команде. Как она собралась, в каких городах успели побывать, чего достигнуть? 

— Калуга, Смоленск, Обнинск, Геленджик, Тверь. В Москве и Питере мы не делали, потому что там есть свои площадки, и ниша занята. Сейчас мы приехали из Иркутска. А вообще, по образованию я геолог.

Мы долго думали, как это сделать. Мне казалось сложным чисто технически все воспроизвести. Я сам занимался монтажом, подстройкой экранов.

Сначала мы хотели взять Айвазовского, но там проблема с авторскими правами. Хотели взять Серова, столкнулись с тем же самым. Начали смотреть Дали, но и там тоже история. Если Москва и Питер как-то смогли договориться с Европой, то здесь нужно иметь связи. Остановились на Ван Гоге, начали искать, какие работы использовать можно, а какие нет.

Например, «Лодки в Сен-Мари» как оригинал в Пушкинском музее находятся. Их использовать нельзя. Музеи всего мира для коллекции покупают работы известных авторов. Все, что здесь транслируется, висит в Европе. Мы это все покупали.

— Что говорит аудитория?

— Взрослое поколение очень хорошо принимает. Молодежь думает что увидят что-то совершенно невероятное. Если делать соотношение плохих и хороших отзывов, то положительных больше. К нам приходили люди, который бывали в Амстердаме. Я думал, что они разнесут нас критикой в пух и прах. Но они похвалили. На таких экранах можно рассмотреть, как именно Ван Гог писал. К тому же все в движении выглядит очень красиво.

Есть замечание, что фоновая музыка не совпадает с творчеством Ван Гога. Она более светлая. Но мы не хотели, чтобы люди погружались в мрак.

— Какие планы строите дальше?

— Едем по России, показываем Ван Гога. Сейчас ведем переговоры с Набережными Челнами.


Фоторепортаж Максима Рычкова 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *