Проект «Касьяновский дом» продолжает расти и развиваться. 11 октября стартовала новая инициатива под эгидой музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края: «Мастерская „Касьяновского дома“».
«Почему мастерская? Потому, что нашими гостями станут подлинные мастера своего дела, которые расскажут о нем своим слушателям», — объяснил в начале встречи суть нового цикла встреч главный хранитель «Касьяновского дома», руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Красноярской епархии Геннадий Малашин.
Вечное и переходящее
Первым «мастером», приглашенным во временное пристанище «Касьяновского дома» — здание медиа-центра Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Красноярской епархии — стал член комиссии по канонизации святых и церковно-историческому наследию Красноярской епархии, старший научный сотрудник Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории Александр Шекшеев.
Александр Шекшеев — один из крупнейших во всей России специалистов по истории Гражданской войны в Сибири, автор таких монографий как «Власть и крестьянство: начало Гражданской войны на Енисее (октябрь 1917 — конец 1918 гг.)», «Енисейское крестьянство и Православная Церковь в эпоху общественной смуты», «Гражданская смута на Енисее: победители и побежденные». При этом историк — давний друг «Касьяновского дома». В частности, Александр Петрович самым деятельным образом помогал участникам экспедиционной группы в рамках проекта «„Сибирский крест“. Подвижники благочестия и мученики минусинской земли» в августе этого года. А в преддверии «Мастерской» Александр Петрович вместе с другими присутствовавшими членами комиссии по канонизации ознакомился с результатами систематизации данных, полученных в ходе той экспедиции (проект «Сибирский крест» реализуется при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2015-2016»).
Тема этой экспедиции и прославления подвижников юга Красноярской земли естественным образом легла в основу первой «Мастерской „Касьяновского дома“». И наш почетный гость подчеркнул: православное духовенство в тех противоречивых и подчас трагических процессах революции, смуты, междоусобной войны, террора сыграло совершенно особую роль — роль хранителя вечных, незыблемых христианских ценностей, заинтересованных не в победе той или иной политической силы, но в умиротворении душ ослепленных враждой людей.
И пример архиепископа Димитрия (Вологодского), ставшего, с духовной точки зрения, одним из главных героев той августовской экспедиции, показателен: не оспаривая с гражданской точки зрения легитимность советской власти, Владыка даже в самые страшные для Церкви годы не прекращал нести людям проповедь о Христе и Святом Евангелии. «И он такой был не один, таких священников и архиереев было много, но не о всех из них до нас дошли хоть какие-то сведения», — посетовал Александр Петрович.
«В истории нет черного и белого»
«В каком-то роде я всегда завидовал сугубо церковным историкам», — с улыбкой отмечает Александр Шекшеев. «У них никогда не бывает трудностей в определении того, что добро, а что зло».
А можно ли определить, что добро, а что зло светскому историку? Это не то, что невозможно, такой вопрос настоящий ученый и не должен ставить перед собой, — делится мнением Александр Петрович.
«В истории не бывает такого: вот черное, а вот — белое. Например, аграрная реформа Петра Столыпина: добро это или зло? Для каких-то слоев общества и политических течений это было добро, а для каких-то — зло. Но для нас это — крупное событие, преобразовавшее российское общество. И долг историка понять, как это произошло, а не давать однозначные оценки».
Но научная историческая деятельность предполагает не только основательность и беспристрастность. Историк — это и исследователь, который должен, опираясь на факты, закрашивать «белые пятна» прошлого. В каком-то роде ученый должен быть и журналистом: стремиться к яркости и образности в описании героев своих повествований, писать живым языком, удивлять и открывать новые грани прошлого для читателя в своих трудах.
«История как наука всегда субъективна. Конечно, надо стремиться к объективности, но как ты конкретный процесс увидишь, как его «повернешь», таким он и выйдет в твоем труде. А ведь каждое событие имеет свои особенности, свои краски…», — констатирует ученый.
Разрушая мифы — понимаем прошлое
Ключевая тема научной деятельности Александра Шекшеева — Гражданская война в Сибири. Тема, подчеркивает ученый, непростая, и во многом недостаточно изученная в силу помех, которые создавали и создают идеологические догмы. «Еще не скоро окончится, а, может, и не окончится вовсе разногласие во мнениях и оценках тех событий», — отмечает Александр Петрович, сетуя на живучесть некоторых искусственно созданных стереотипов.
Например, в советские годы было принято определять период войны с 1918 по 1920 год. Но, с одной стороны, началом противостояния стал вовсе не мятеж Чехословацкого корпуса — первые столкновения противников и сторонников большевиков начались сразу после Октябрьской революции 1917 года. Первая белая армия — Добровольческая — была создана на Дону уже в декабре того же года.
С другой же стороны, победа Красной армии над белыми в 1920 году еще не поставила точку в войне (тем более, что последние белые войска удерживали Приморье до 1922 года), ее продолжили различного рода антибольшевистские народные восстания: Кронштадтское, Тамбовское, Западно-Сибирское… Но разве в советское время можно было допустить прямое заявление о войне революционной власти против народа? Однако сейчас становится очевидным, что она имело место быть.
А сколько почти неизвестных ярких личностей, как в рядах красных, так и белых с «зелеными» армиями оказались забыты потомками! И вместе с тем, сколько жестокости и преступлений было совершено разными сторонами, вокруг скольких достойных людей, выбравших «неправильный» лагерь в военные годы, были намеренно возведены бастионы из идеологических мифов… «Тот же адмирал Александр Колчак — выдающийся офицер, исследователь-полярник. Но он взвалил на себя непосильную ношу, оказался слабым администратором. От его имени и без его ведома различные сатрапы, вроде генерала Розанова в нашей Енисейской губернии, творили различные зверства, которые потом приписывались уже Колчаку».
Очень трудно дать однозначную оценку многим участникам Гражданской войны. «Вот сибирские партизаны, за что они воевали? Вроде как за советскую власть, против Колчака… Но были ли они „правоверными“ большевиками? О своей политической платформе, конкретной программе они не особо-то и задумывались, разве что в периоды отдыха от боевых действий. Неудивительно, что многие вожаки таких отрядов в 20-е и 30-е годы будут репрессированы», — приводит пример Александр Шекшеев.
Вот таким сложным во всех отношениях была Гражданская война. Всего час общения с таким осведомленным специалистом и ярким рассказчиком позволил понять, что, прежде всего, это было время разрушения и хаоса, в котором рушились былые устои и расчищалась площадка для новых — через уничтожение всех, кто мог бы помешать их становлению.
Ну а что для нас, ныне живущих, значит это событие? Чему оно должно нас учить? «Прежде всего тому, что в любое время следует оставаться человеком», — со скромной улыбкой подвел мудрый в своей простоте итог встречи Александр Петрович
Проект реализуется за счет средств Субсидии из бюджета Красноярского края при поддержке агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края.