120 лет со дня рождения Александра Кошурникова — первопроходца магистрали Абакан — Тайшет

26 марта исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося советского инженера, геодезиста и исследователя Александра Михайловича Кошурникова.
Этот человек оставил яркий след в истории железнодорожного строительства и стал символом самоотверженности и преданности делу. Его имя наполнено значением для всех, кто помнит об освоении суровых просторов Сибири на рубеже XX века.
Александр Михайлович родился 13 марта 1905 года в селе Харабали Астраханской губернии. С юных лет он связал свою жизнь с железнодорожным строительством и изысканиями. Его вклад в создание стратегических магистралей — от Сибири до Дальнего Востока и Казахстана — огромен. В числе важнейших проектов, в которых он принимал участие, стоит выделить трассы Рубцовка–Риддер, Южно-Кузбасскую железнодорожную дорогу, Томск–Асино. Но, пожалуй, его главным наследием стало начало работ по созданию железной дороги Абакан–Тайшет, масштабной и сложной трассы, проходящей через высокие горные массивы и густую тайгу.
С 1930-х годов Кошурников трудился начальником партии технических изысканий и работал над проектами в Сибири и за её пределами. Его труды и настойчивость позволяли преодолевать немыслимые препятствия, но судьба распорядилась так, что его жизнь оборвалась на одном из таких сложнейших маршрутов.

Гибель экспедиции Кошурникова

В октябре 1942 года группа под руководством Александра Кошурникова отправилась в изыскательскую экспедицию для изучения участка трассы будущей железной дороги Абакан–Тайшет. Вместе с ним были инженер Алексей Журавлёв и техник Константин Стофато. Они вышли из села Верх-Гутары и, преодолев около 180 километров вдоль реки Казыр, продолжили маршрут на плоту.
Погода ухудшалась с каждым днём. Зима в этом году пришла раньше, чем ожидалось, препятствуя продвижению. Тайга превращалась в настоящую ловушку: ледяные порывы ветра, стремительная река и холод истощали силы участников. Несмотря на нечеловеческие усилия, 2 ноября трагедия стала неизбежной: плот попал под лёд. Стофато сразу затянуло в ледяной поток, а Журавлёв, пытаясь выбраться на берег, замёрз в воде. Кошурникову удалось добраться до суши, но он уже не мог спастись — без пищи, огня и в мокрой одежде Александр Михайлович замёрз 3 ноября, в последний раз оставив запись в своём дневнике.


Его слова, записанные карандашом на размокших листках, спустя год после исчезновения группы обнаружил рыбак, показали, как самоотверженно Кошурников продолжал работать до самого конца. В дневнике он описывал геологическое строение долины Казыра, характеристики местности и водных потоков, передавая всю необходимую информацию для создания трассы.
Хотя группа не достигла конечной точки своего маршрута, все изыскания, выполненные до этого, легли в основу последующего проектирования дороги.
Катастрофу усугубили ограниченные ресурсы экспедиции. Годы войны наложили отпечаток: изыскатели были плохо оснащены, им не хватало даже сапог, а граница с Тувой не позволила взять с собой рацию. Эти обстоятельства, наряду с ранними морозами, стали причиной трагедии. Однако даже такой героический подвиг не остался забыт. В 1966 году всем участникам экспедиции посмертно были вручены государственные награды.

Память о Кошурникове
Имя Александра Михайловича навсегда вписано в историю российской инженерии. В память о нём и его товарищах названы населённые пункты Кошурниково, Стофато и Журавлево, появившиеся при строительстве магистрали Абакан–Тайшет. Также его имя носят улицы в разных городах России, например, в Абакане, Новосибирске, Томске, Белом Яре и Усть-Мунахе.


Кошурников стал символом мужества и высокой профессиональной преданности. Его труды, несмотря на трагичный исход экспедиции, позволили завершить начатое дело, а железнодорожная магистраль Абакан–Тайшет навсегда стала частью его наследия. Жизнь и подвиг Александра Кошурникова остаются примером для тех, кто посвящает себя работе на благо своей страны, невзирая на трудности. Сегодня, спустя 120 лет со дня его рождения, память о нём жива, напоминая нам о непростом пути, ведущем к великим достижениям.

По материалам: Музей истории Красноярской железной дороги

Дмитрий Кокорин

Дмитрий Кокорин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *