21 июня стал шестым днем исследовательской поездки проекта «„Сибирский крест“: новомученики и подвижники благочестия ачинской земли» в западные районы Красноярского края. «Касьяновский дом» рассказывает о событиях поездки в серии дневников проекта.
9.30. Прибытие в Тимонино.
В деревню Тимонино наша группа прибывает в расширенном составе. Нас не только сопровождает протоиерей Сергий Пигасов, куратор экспедиции от Ачинского благочиния Красноярской епархии, но с нами и старожил села, ныне проживающий в Ачинске, Лидия Федоровна Каменева, 90 лет, дочь репрессированного священника Феодора Абрамова. Кроме того, с нами на место приезжает съемочная группа ачинского телевидения, они готовят репортаж о нашей экспедиции.
Первым делом идем на место, где стоял сельский храм во имя святого великомученика Пантелеимона. Здесь Лидия Федоровна рассказывает нам об отце, которого помнит практически только со слов матери. Однажды он выехал из деревни за свечами, но по пути его остановили люди на лошадях, и увели. С тех пор о нем ничего не было слышно, хоть и ждали его каждый день. Только в начале 1990-х годов удалось получить лишь краткую справку: арестован по ложному доносу, обвинен в участии в контрреволюционной организации, причина и дата смерти неизвестны, как и место захоронения.
Беда не пришла одна — уже на следующий день приехали описывать имущество, «кулачить». Часть «богатств» удалось спрятать у соседей, но забрали даже дом. Полгода семья арестованного священника побиралась по местным деревням, пока дом не вернули после письма в Москву. В нем хотели устроить одно из советских учреждений, и за это время уже успели сломать печь, вынести окна… Восстанавливали всей деревней, по кирпичику. Приходили раскулачивать и второй раз, но тогда мать сказала — убейте детей, убейте меня, и тогда забирайте, иначе не отдам. Ушли ни с чем.
Церковь в деревне была деревянная, красивая, и простояла дольше многих, а потому в советское время на праздники в нее стекалось множество верующих из окрестных селений. Когда церковь закрывали, никто не согласился идти на колокольню, сбрасывать колокола. Один вызвался, да сорвался по пути наверх, и разбился насмерть. Иконы из церкви жгли, но несколько удалось спасти, ими местные украшали дома. Были эти иконы была почти у каждого, но многие из них украли уже в конце прошлого века, когда их стало возможно продать. На какое то время здание церкви стало зернохранилищем, и ходили слухи о творившихся здесь чудесах. Например, однажды сельские ребята украли ключ от хранилища, и пошли воровать зерно. Стоило им открыть дверь, зазвучали колокола, в церкви засиял свет, и как будто даже было слышно церковные гимны. Дети убежали с пустыми руками.
Перемещаемся с Лидией Федоровной к ее дому. За забор не пускают — хозяйка в Красноярске, без нее никого пускать не велено. Старожил рассказывает, что дом был бревенчатый (бревна видно на углах дома, остальное спрятано под обшивкой досками), были красивые резные ставни (сейчас установлены простые пластиковые окна), и двор был большой, больше, чем сейчас. Встречаются местные женщины, знакомые, рассказывают нам, что все в селе называли этот дом «поповский дом», даже спустя много лет после ареста отца Феодора…
Одна из женщин, Вера Дмитриевна, рассказывает, что однажды во время Гражданской войны священник спас деревню от поджога. Нападавшие уже спалили Лапшиху и начали жечь дома в Тимонино, но настоятель Пантелеимоновского прихода вышел к ним и уговорил уйти. Выясняется вообще много о жестокостях войны в этих местах — белых, отступавших с семьями, с женами и детьми красные поймали между двух деревень и всех расстреляли. Несколько семей из Тимонино во время гражданкой смуты ушли жить в леса, начали грабить и убивать по дороге в Ачинск. Когда местные их поймали, мужчин забили до смерти голыми руками…
12.00. Возвращение в Ачинск
На обратном пути мы посетили тимонинское кладбище, проводили Лидию Федоровну к могиле матери, Марии Ульяновны, а затем привезли домой, в Ачинск. Сами же направляемся в ачинский Казанский собор, где отец Сергий рассказывает нам о старых иконах, находящихся в храме. Вот икона из храма в Зерцалах, ее пытались дорого продать собору, но в итоге принесли безвозмездно; вот икона из разрушенного Троицкого собора Ачинска, которая будто бы сама читала акафисты; есть и обновляющиеся иконы, например, образ святителя Алексия Московского — икону нашли в брошенном доме в Козловке, совсем черной, повесили в алтаре, и со временем она сама просветлела, открыв образ святого. Здесь же висят иконы из городского музея, тоже старинные, но не пострадавшие от недолжного хранения, с ярким окладом, совсем как новые.
Храм интересен и своими росписями. Образы некоторых святых ачинской земли появились здесь впервые, некоторые только здесь и существуют. О том, как они создавались, нам рассказывает их автор, Павел Тарасенок. Говорит, приходилось руководствоваться типовыми образами, опираться на возраст, хотя были и детали, которые помогли в работе — например, что священномученик Михаил Каргополов до принятия сана был казаком.
Затем мы отправляемся знакомиться с историческим центром Ачинска, заодно снимаем местные пейзажи. Посещаем сквер и поклонный крест на месте, где находился разрушенный Троицкий собор. Сейчас на входе в сквер — бюст Петра Щетинкина. Проезжаем мимо местной бани. Отец Сергий Пигасов рассказывает, что по слухам ее выстроили из кирпича, оставшегося после разрушения собора. Посещаем городское кладбище, где покоятся священники, участвовавшие в возрождении церковной жизни города во второй половине прошлого века. Недалеко от кладбища — кирпичная арка, окруженная деревьями. Отец Сергий говорит, что это часть ограды бывшего Крестовоздвиженского храма.
Начинается дождь, съемки приходится остановить. Но мы еще какое-то время работаем над фильмом в «неисторичеком» центре Ачинска, и отправляемся обратно восвояси.
16.00. Возвращение в гостиницу.
Сегодняшний рабочий день закончился раньше обычного, но на то есть веская причина — сегодня нас покидают по неотложным делам в Красноярске два участника экспедиции. После сборов прощаемся, желаем удачи и начинаем готовиться к следующему дню — завтра в ачинском краеведческом музее им. Д.С. Каргополова нас ждет круглый стол, посвященный первым итогам поездки, и на котором мы ожидаем увидеть многих из тех, кто успел помочь нам здесь.
Проект реализуется при поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива 2017–2018».