День седьмой. «Сибирский крест» на ачинской земле

sDSCF2164

22 июня стал седьмым днем исследовательской поездки проекта «„Сибирский крест“: новомученики и подвижники благочестия ачинской земли» в западные районы Красноярского края. «Касьяновский дом» рассказывает о событиях поездки в серии дневников проекта.

9.30. Ачинск. Краеведческий музей им. Д.С. Каргополова.

Сегодня в Ачинском краеведческом музее мы встретимся со всеми теми людьми, которые оказали неоценимую помощь в нашей поездке — сотрудниками архивов, музеев и библиотек, местными краеведами, священниками, ставшими для нас проводниками, и многими другими людьми. Но сначала мы хотим поближе познакомиться с самим музеем, его экспозицией и историей.

sDSCF1436

Экскурсию по залам музея для нас проводит главный хранитель, Татьяна Ивановна Рябовская. Экспозиция музея обширна и очень удачно распределена по тематическим залам, в каждом из которых царит собственная атмосфера, ощущается дух эпохи. Особенно нам, конечно, интересен зал, посвященный революционной эпохе. Здесь даже стоит трибуна, с которой, кажется, совсем недавно что-то выкрикивал агитатор, на стенах соседствуют транспаранты с самыми разными лозунгами, здесь картины с видами демонстраций и тут же — пустые пулеметные ленты, редкий портрет Сталина в буденовке, и, конечно, командир красных партизан Петр Щетинкин. Яркий экспонат музея — полифон, редчайшая «музыкальная шкатулка», вариация раннего музыкального автомата. Металлический диск внутри медленно прокручивается, задевая крючками струны невидимых для слушателя колокольчиков, создавая совершенно завораживающую мелодию, которую в таком виде не сможет исполнить, кажется, никакой живой оркестр.

sDSCF1584

Затем мы знакомимся с фондами музея, и здесь для нас уже кое-что подготовили. Интересные предметы, например, попадаются в подборке по святому Феодору Томскому: его фотография, что уже интересно, да еще в позе, в которой на иконах обычно изображается Даниил Ачинский; вероятно принадлежавший святому месяцеслов, рукописная книга, но выполненная не в традиционном для таких книг шрифте, а словно обычной дореволюционной прописью; изданное еще в царской России исследование вопроса о личности старца, будто бы являвшегося императором Александром I, в котором целые развороты наполнены текстом писем августейших особ на французском языке без перевода… Со всеми этими материалами нам еще предстоит познакомиться более обстоятельно.

sDSCF1750

Наконец, в стенах музейного комплекса нам становится тесно, и мы отправляемся на прогулку по историческому центу города, а Татьяна Ивановна продолжает экскурсию. У каждого здания здесь своя история, и даже архитектура их со временем менялась. Вот где-то достраивали второй этаж, пытались выдержать его в едином архитектурном стиле с первым, но при внимательном рассмотрении он заметно отличается. Где-то и не пытались — у кирпичного здания второй этаж деревянный. За нашу поездку мы уже не раз слышали о том, как в советские учреждения превращались отобранные у Церкви храмы и отобранные у «кулаков» дома. Теперь мы узнаем, как то же самое происходило в городе с домами купцов и мещан, и во многих случаях — гораздо быстрее.

14.30. Актовый зал краеведческого музея.

Все приготовления закончены, на улице установлен наш новый информационный стенд о новомучениках ачинской земли (теперь уже он кажется неполным и, в каком-то смысле, даже устаревшим), подготовлен проектор и микрофон на кафедре, а в музей стеклось невероятное количество гостей, пришлось даже добавить несколько рядов стульев. Хотя, к сожалению, далеко не все из тех, кого мы звали, смогли прийти сегодня — так уж вышло, что даты совпали, а в День памяти и скорби многие сотрудники учреждений культуры заняты на своей работе.

sDSCF1870

Встреча получилась насыщенной, и о ней мы еще расскажем отдельно и обстоятельно. Сейчас скажем лишь что прозвучало множество мнений о том, какой же была на самом деле история не только пострадавших за веру жителей этой земли, но и всего этого периода, и много добрых слов в адрес нашего проекта от гостей — кто-то смог наконец поделиться накопленной информацией и сам узнать что-то новое, кто-то начал иначе смотреть на историю и на жизнь… Конечно же, мы поделились со всеми теми открытиями, которые нам уже удалось совершить, хотя, конечно, они — лишь этап на пути этих поисков; и не могли не выразить свою благодарность всем, кто нам помог. Многие из участников вечера уходят с него с благодарственными письмами, переданными из Красноярска, за подписью митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона.

17.30. Деревня Козловка.

В конце дня мы все-таки выбираемся из Ачинска в деревню Козловка, на краю которой, у леса, стоит полуразобранный, пустой деревянный храм. Но даже сейчас он выглядит невероятно красиво, в своей гармонии с близлежащими деревьями. У входа в церковь прикреплена фотография, какой она была когда-то. Когда мы приехали, мимо проезжала машина ритуальных услуг. Она остановилась, и из нее спросили: «а что, храм будут восстанавливать?». К сожалению, вынуждены ответить отрицательно. Не сейчас.

sDSCF2124

У других проезжающих узнаем, что деревня уже почти полностью превратилась в дачный поселок, но в старых домах дальше по дороге еще можно найти старожилов. Останавливаемся у одного из домов, возле которого есть машины, а значит и люди, в надежде узнать больше. И — невероятно! —  тут же находим самого старого мужчину в деревне, Михаила Николаевича Сущенко, 1931 года рождения. Его крестили еще когда храм действовал, и он даже помнит священника — отца Михаила Сорокоумовского, которого в 1938 забрали из деревни и приговорили было к расстрелу, но затем заменили наказание десятью годами лагерей. Он еще долго будет служить Богу, несмотря на гонения, а в деревне будут чтить церковные традиции даже после ареста батюшки — молиться в своих домах перед иконами, праздновать великие праздники… А храм ждала судьба многих других, в нем было и зернохранилище, и клуб, и купола с него срывали трактором. Удивительно то, что он не сгорел, не был перестроен до неузнаваемости или разобран, а и сейчас выглядит православной церковью, даже без крестов и куполов. Оказывается, сохранился и дом священника, сейчас эта избушка стала деревенским фельдшерско-акушерским пунктом. На обратном пути останавливаемся, чтобы рассмотреть и ее.

19.30. Возвращение в Ачинск.

Так прошел этот день, уже почти не в разъездах, но полный общения с разными, и всегда интересными людьми. Завтра надеемся продолжить углубление в историю самого Ачинска, встретившись с местными старожилами и краеведами.


 Проект реализуется при поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива 2017–2018».

Роман Бобров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *