20 июня стал пятым днем исследовательской поездки проекта «„Сибирский крест“: новомученики и подвижники благочестия ачинской земли» в западные районы Красноярского края. «Касьяновский дом» рассказывает о событиях поездки в серии дневников проекта.
9.30. Ачинский городской архив.
Сегодня мы решаем разделиться — руководитель проекта, наш главный хранитель Геннадий Викторович Малашин, и сотрудник «Касьяновского дома» Илья Бобрик отправляются в Ачинский городской архив на поиски документов, которые помогли бы установить судьбу пострадавших за веру на ачинской земле священнослужителей. А остальная часть группы вместе с протоиереем Сергием Пигасовым, куратором экспедиции от Ачинского благочиния Красноярской епархии, отправляемся в Боготольский район в надежде узнать больше об убитом в Большой Косули в 1919 году священнике Андрее Волжском и служившем здесь одно время священомученике Александре Поливанове.
10.40. Прибытие в Боготол. Храм во имя Николая Чудотворца.
Мы приезжаем в храм за протоиереем Александром Яблушевским, штатным священником храма, который поможет нам добраться до Большой Косули. Заодно узнаем об истории храмов в самом Боготоле. Отец Александр, в частности, рассказывает, что когда в 1980-х годах дали разрешение на строительство храма, его дали с оговоркой — на нем не должно быть куполов и крестов. Когда же их все-таки поставили, власти хотели снести храм, но верующие встали стеной и не пропустили технику.
11.15. Боготольский архив.
Прежде чем начать работу на месте, заезжаем в архив, познакомиться с документами Ильинской церкви Большой Косули. Еще до поездки, в Красноярске, мы письменно обращались в архив, и не зря — здесь нас уже ждут, а все документы подготовлены. Находим записи о служении священника Андрея Волжского, выясняется, что там же, за алтарем, он и был похоронен, а отпевать его приезжал отец благочинный.
Здесь же знакомимся с метрическими книгами храма села Боготол, где служил в 1900-ые годы священномученик Александр Поливанов (убитый близ Алтата в Назаровском районе), документально подтверждаем некоторые из имеющихся сведений и даже находим некоторые новые факты о священниках, служивших с отцом Александром.
12.15. Боготольский городской музей.
Заодно посещаем местный музей, находящийся поблизости. Экспонатов церковной истории тут практически нет, говорят, после закрытия старого храма почти ничего не осталось, ничего не приносили. В экспозиции есть одна икона, но с ходу узнать о ней не удается. Зато есть единственная в своем роде фотография старой церкви и даже картина, написанная местным художником по ней. О музее и истории храма нам рассказывают методист Галина Валерьевна Рахалина и главный хранитель Галина Александровна Варивода.
13.50. Село Боготол.
Одноименное с городом село находится совсем рядом с ним, и больше похоже на пригород. Здесь мы сразу находим библиотеку, в которой нам показывают фотографию того самого храма, в котором служил отец Александр Поливанов, — величественного для села сооружения! — и знакомят с местным краеведом, Александром Николаевичем Паталашкиным. Он изучает историю села уже сорок лет, и с легкостью рассказывает нам все, что известно о местном храме — дату постройки, закрытия и сноса, меценатов строительства, показывает место, где стоял храм (на его фундаменте выстроен местный клуб), а рядом стоит крест в память о разрушенной церкви.
Кстати, потомок одной из семей тех самых меценатов, будучи еще ребенком, видел снос храма. Он все еще жив, зовут его Гурий Иванович Мураченко, и нам удается с ним поговорить. Старожил рассказывает кое-что о сносе храма, о тяжелой судьбе своего некогда богатого и уважаемого рода — раскулачивать приезжали двадцать кавалеристов, забрали все, разнесли дом. Четыре брата погибли при обороне Москвы в Великую отечественную. Говорит, что только сейчас жить стало хорошо, да годы уже ушли…
Александр Николаевич еще показывает нам место, с которого видно часовню в Боготольском заводе. В этом селе, которое сейчас уже практически вымерло, когда-то жил Феодор Томский. Попасть туда в ходе этой экспедиции мы не сможем, но хотя бы рассмотрим святое место издалека через объективы камер.
15.20. Прибытие в Большую Косуль.
В Большой Косули первым делом разыскиваем место, где стоял храм. Сначала подсказывают местные, потом подтверждает и директор стоящей рядом школы — храм стоял там, где сейчас раскинулся небольшой сквер, заасфальтированная площадка с лавочками. Еще раньше там была сельская администрация, и разобрали ее совсем недавно, года четыре назад.
Находим место, где, предположительно погребены убитые бандитами отец Андрей Волжский и его жена. Здесь отец Сергий Пигасов совершает литию по убиенному священнику.
Затем нас отводят к местной старожилке, бабе Тоне, так ее здесь зовут, полное имя — Антонина Владимировна Калугина. Она пересказывает нам рассказ об убийстве священника от своей матери. В храме шла служба, ворвались вооруженные люди в военной форме, начали стрелять. Прихожане разбежались, со слезами мать Антонины Владимировны прибежала домой, и когда сельчане вернулись к храму, убийц и след простыл, остались лишь тела священника и матушки. Много еще рассказала нам баба Тоня, о том, как жило село, как праздновали церковные праздники без священника, как разбирали церковь и раскулачивали честных трудяг, каким красивым был храм… Кстати, Антонина Васильевна самый старший человек в селе и среди опрошенных нами — ей 94 года.
17.30. Красная Речка.
На обратном пути мы заезжаем в деревню Красная Речка, увидеть крест в память о святом Феодоре Томском и стоявшем здесь храме. Спрашиваем проходящих местных ребятишек, что они знают о кресте. Дети смущаются, а затем начинают читать нам информацию с табличек на кресте.
18.50. Возвращение в Ачинск.
В Ачинске мы встречаемся со второй группой. День в ачинском архиве тоже прошел продуктивно: благодаря согласованным заранее планам исследователей там уже ждали с подготовленными документами, многое удалось найти, и еще многое предстоит. Обнаружились новые данные о священномученике Владимире Фокине, а некоторые удалось подтвердить; нашлось множество документов о священниках, пострадавших от советских репрессий, в том числе о священномученике Евфимии Горячеве, нашлись написанные им лично рапорты и много информации о борьбе с обновленцами. Удалось узнать новое и о диаконе Алексие Сбитневе, убитом в Красновке. Выяснилось и то, что его сын Иоанн пошел по стопам отца, стал священником, и погиб во время репрессий 1930-х годов…
У обоих групп сегодняшний день выдался богатым на открытия. Надеемся, что так продолжится и дальше, и отправляемся готовиться к новому дню экспедиции.
Проект реализуется при поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива 2017–2018».