История линии Абакан – Тайшет – это не просто история укладки рельсов. Это эпопея покорения суровой природы Саян, героического труда тысяч людей и стратегического решения, навсегда изменившего карту Сибири. Её часто называют «Трассой Мужества», и это название полностью отражает суть происходившего.
Предыстория: зачем понадобилась дорога?
К середине XX века Советский Союз активно осваивал сибирские просторы. Юг Красноярского края и Хакасия были богаты углём, рудой, лесом, но существовавшая транспортная схема имела огромный изъян. Старая Транссибирская магистраль проходила значительно севернее, а Южно-Сибирская магистраль, идея которой родилась ещё до войны, была лишь в проектах. Нужен был надежный железнодорожный выход из богатейших районов Кузбасса и Минусинской котловины на восток, к основным трассам Транссиба.
Идея строительства линии, которая напрямую соединила бы станцию Абакан (на уже существующей линии Новокузнецк – Абакан) со станцией Тайшет (крупный узел на Транссибе), витала в воздухе давно. Это был ключевой, недостающий участок будущей Южсиба. Решение о его строительстве было принято на высшем государственном уровне как задача первостепенной важности для народного хозяйства.
Великая стройка в непроходимой глуши (1959 – 1965)
Строительство линии Абакан – Тайшет протяженностью 647 километров началось в 1959 году и стало одним из вызовов своего времени. Местность, через которую предстояло проложить путь, была практически необитаемой и труднопроходимой.
Враг №1 – рельеф и геология.
Трасса пролегала через отроги Восточного Саяна. Строителям пришлось столкнуться с:
Горами и скалами: было вынуто более 60 миллионов кубометров скального грунта. Склоны буквально взрывали динамитом, чтобы проложить выемки для путей.
Водными преградами: линия многократно пересекала бурные саянские реки, в том числе и могучий Енисей. Для этого потребовалось построить 21 большой мост и около 150 средних и малых. Мост через Енисей у поселка Зеленый Бор стал отдельным выдающимся инженерным сооружением.
Вечной мерзлотой и болотами: на многих участках, особенно в восточной части, путь приходилось укреплять на неустойчивых грунтах, что требовало сложных дренажных работ и применения специальных технологий.
Враг №2 – климат.
Работа велась в условиях резко континентального климата: морозные, снежные зимы с температурой до -50°C и короткое, но жаркое лето, сопровождавшееся гнусом (мошкой) в тайге, что было настоящим мучением для строителей.
Главная сила – люди.
На стройку съехались тысячи комсомольцев-добровольцев со всего Союза, а также опытные железнодорожные войска и заключенные (существуют свидетельства, что на отдельных сложных участках использовался труд ГУЛАГа). Они жили в палатках, вагончиках, временных поселках, которые часто вырастали в постоянные (как, например, Саяногорск). Их труд был поистине героическим. Работа шла в три смены, практически без выходных. Основными орудиями были лопата, кирка, тачка и взрывчатка, хотя, конечно, применялась и техника – бульдозеры, экскаваторы, первые БелАЗы.
Торжественный пуск: 20 декабря 1965 года
После шести лет невероятных усилий, 20 декабря 1965 года, было официально открыто регулярное движение поездов на всей линии Абакан – Тайшет. Это не был пуск одного «золотого звена» в одном месте. Это было событие, означавшее, что путь от начала до конца сдан в постоянную эксплуатацию, и по нему могут круглосуточно и безопасно курсировать грузовые и пассажирские составы.
В этот день от перрона вокзала Абакана, украшенного красными знаменами и транспарантами, вероятно, отправился первый регулярный поезд. На торжественном митинге выступали руководители стройки, партийные работники, передовики-строители. Звучали речи о трудовой доблести, о покорении природы и о великом будущем, которое откроет эта дорога. Это был день всеобщей гордости и ликования.
Значение и наследие
Открытие линии Абакан – Тайшет имело колоссальное значение:
Экономический прорыв: был обеспечен кратчайший выход кузнецкого угля и хакасской руды на Транссиб и в восточные регионы страны.
Освоение территорий: вдоль трассы выросли новые города и поселки, началось активное промышленное развитие Южной Сибири (Саянский территориально-производственный комплекс).
Стратегическая связь: линия стала центральным, ключевым звеном Южно-Сибирской магистрали (Южсиб), связавшей Кузбасс с Средней Азией и центральными регионами России.
Туризм: позже, когда по линии пошел знаменитый поезд №124 «Енисей» (Красноярск – Абакан – Новокузнецк), открылись невероятные по красоте виды из окна вагона. Участок Китат – Абаза – Междуреченск считается одним из самых живописных в России, его называют «Сибирской Швейцарией».


