Оптина пустынь: духовный маяк России и его святые старцы

Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь – это уникальное явление в истории русского православия. На протяжении XIX и начала XX веков эта обитель, расположенная недалеко от Козельска, стала духовным маяком для всей России, а имена ее старцев – синонимом возрождения традиционного старчества.

 

Источник: Foma.ru

 

Духовное возрождение в эпоху упадка

К XVIII веку русское монашество переживало глубокий кризис. Как свидетельствуют исторические документы, монастыри обезлюдели, а настоятели нередко смотрели на свою должность как на источник дохода. Однако именно в этот период началось духовное возрождение, связанное с именами архимандрита Паисия Величковского, оживившего древнее учение о внутренней молитве, и митрополита Гавриила (Петрова), взявшего под опеку обители, где это учение могло укорениться. Оптина пустынь стала одной из первых таких обителей.

Особую роль в становлении Оптиной сыграл схиархимандрит Моисей (Путилов), ставший настоятелем и пригласивший в монастырь первых старцев. При нем в 1821 году был основан Иоанно-Предтеченский скит, ставший сердцем старческого служения.

 

Золотая цепь Оптинских старцев

Духовная жизнь Оптиной пустыни выстроилась вокруг непрерывной цепи старцев, где ученик перенимал благодатный дар и опыт у своего учителя.

Преподобный Лев. Источник: Foma.ru

— Преподобный Лев (Наголкин) (1768–1841) – первый Оптинский старец, человек непоколебимой веры и смелости. Он стяжал обильные дары Святого Духа, и к нему стекались толпы обездоленных для получения помощи и утешения. Он учил беречься осуждения ближних: «Берегитесь паче всего зазирать и осуждать ближних – нам есть о чём попещись: свои язвы греховные смердят».

 

Оптинские старцы: лица возрождения русского монашества

Преподобный Макарий. Источник: Foma.ru

—  Преподобный Макарий (Иванов) (1788–1860) – ученик и преемник старца Льва. С его именем связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, что привлекло в обитель лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Главной добродетелью, которую он воспитывал в людях, было смирение.

 

Преподобный Амвросий. Источник: pravmir.ru

— Преподобный Амвросий (Гренков) (1812–1891) – самый известный и всероссийский старец, чей образ позже вдохновил Ф.М. Достоевского на создание старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы». К нему за советом шли и сенаторы, и писатели, и простые крестьяне. Он обладал даром прозорливости и умел дать каждому именно тот совет, который был нужен его душе. Его простое и глубокое наставление известно многим: «Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит». Он также основал близ Оптиной Шамординскую женскую обитель.

 

Преподобный Варсонофий. Источник: media.pravoslavie.ru

— Преподобный Варсонофий (Плиханков) (1845–1913) – бывший блестящий военный, ставший великим старцем по воле Божией. О нем старец Нектарий говорил, что «благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца». Он обладал даром прозорливости, видя сокровенность сердца каждого приходящего к нему человека.

 

Picture background

Преподобный Нектарий. Источник: pravoslavie.ru

— Преподобный Нектарий (Тихонов) (1853–1928) – последний соборно избранный Оптинский старец. Он часто скрывал свои высокие духовные дарования под личиной юродства. Именно он провожал в годы гонений свою паству, укрепляя ее в вере.

 

 

Соборная память: 24 октября

Важным духовным событием и поводом для памяти о наследии обители является ежегодное празднование Собора всех святых, в Оптиной пустыни просиявших, которое Русская Православная Церковь совершает 24 октября (по новому стилю).

Эта дата — не просто день церковной памяти. Это торжество, позволяющее верующим почтить соборный подвиг целой плеяды старцев, спасавшихся в знаменитой обители. В этот день вспоминают не одного святого, а всех угодников Божиих, чьи имена вписаны в историю русского монашества.

 

Список некоторых святых, поминаемых в этот день:

—   Преподобный Лев (Наголкин)

—   Преподобный Амвросий (Гренков)

—   Преподобный Макарий (Иванов)

—   Преподобные Моисей и Антоний (Путиловы)

—   Преподобный Варсонофий (Плиханков)

—   Преподобный Нектарий (Тихонов)

— Преподобномученик Исаакий (Бобраков) — последний настоятель Оптиной пустыни перед ее закрытием, расстрелянный в 1938 году.

 

Этот день служит напоминанием о непрерывной цепи духовной преемственности и о том, что святость — это не удел древности, а реальность, явленная в России в XIX-XX веках.

 

Современное звучание наследия Оптиной пустыни

Духовное наследие Оптинских старцев продолжает активно влиять на современную жизнь. Связь Ф.М. Достоевского с Оптиной пустынью имеет глубокие корни. В 1878 году писатель, переживая смерть трехлетнего сына Алеши, посетил обитель и встретился со старцем Амвросием. Эта встреча оказала огромное влияние на его творчество и нашла непосредственное отражение в романе «Братья Карамазовы», где прототипом старца Зосимы во многом стал преподобный Амвросий.

Наследие старцев остается актуальным и сегодня, находя отклик в научных конференциях, посвященных как истории монастыря, так и творчеству Достоевского, в публикациях их писем и наставлений, которые помогают современным людям находить ответы на вызовы времени.

 

Наследие для современных христиан

Наставления Оптинских старцев, многие из которых сохранились в их письмах, остаются бесценным источником мудрости и сегодня.

—   О смирении и борьбе со страстями: Преподобный Антоний (Путилов) наставлял ревновать о смирении, которое рождается от послушания, и отмечал, что фарисей много постился и молился, но без смирения его труд был тщетен.

—   О Промысле Божием: Преподобный Макарий учил видеть во всем волю Божию: «И никто не может нас ни оскорбить, ни досадить, если не попустит Господь быть сему к нашей пользе».

—  О жизни в миру: Преподобный Варсонофий разъяснял, что под «миром», который не должно любить, понимается не вселенная, а «все низменное, пошлое, скверное, греховное». «Можно жить и в миру, и вне мира».

 

После десятилетий запустения и поругания в советский период монастырь был возвращен Церкви и в 1987 году вновь открыт. В 1996 году состоялась канонизация Собора преподобных отцов и старцев, в земле Оптинской просиявших, где была прославлена целая плеяда подвижников.

Сегодня паломники вновь стекаются в Оптину пустынь, чтобы поклониться святым мощам угодников Божиих, покоящимся в храмах монастыря, и почувствовать ту особую благодать, которая вот уже более двух столетий живет в этом святом месте. Наследие Оптинских старцев, их мудрость и пророчества о судьбах России продолжают направлять верующих на пути к Царствию Божиему.

 

Источники:

1.Журнал Фома. Статья «Оптинские старцы: лица возрождения русского монашества»

2.Сайт Московского Сретенского монастыря. Статья «Оптинские старцы: «союз совершенства»

3.Сайт Optina.ru. Статья «Преподобные Оптинские старцы»

София Андреева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *