В конце 1917-го власть в России сменилась второй раз за год. На этот раз ее силой взяла радикально настроенная партия большевиков. Перед новыми властителями страны встал целый ряд стратегических задач, решать которые нужно было срочно и не менее радикально.
В раздираемой внутренними конфликтами России каждый столп былого порядка становился идеальной мишенью для идеологической атаки, множащей ряды сторонников большевизма людьми, озлобленными тяготами и лишениями затянувшейся войны. А в долгосрочной перспективе — жертвой террора и разграбления, дававшего молодому советскому государству средства для существования и попутных попыток разжечь костер «мировой революции».
Такой целью стала для большевиков и Русская Православная Церковь. Антирелигиозная риторика присутствовала в трудах Ленина и до революции, хотя первые действия советской власти и могут показаться не столь однозначными. Впрочем, за внешне спокойной официальной риторикой антицерковных декретов современник легко мог разглядеть призыв к физическому уничтожению всего и всех, связанных с Церковью. Большевики, по сути, отделили Церковь Церковь от «своего» государства, но в идеологии своей не отделяли ее от государства предшествовавшего? воспринимая духовенство таким же генетически контрреволюционным эле-ментом. как правящие классы «старого мира».
Результат такого отношения не заставил себя ждать. Первый православный священник, протоиерей Иоанн Кочуров, священномученик, был убит красногвардейцами еще в дни боев за Петроград 13 ноября (31 октября по сг.ст.) 1917 года в Царском Селе. С этого убийства началась трагедия новомученичества на русской земле. Православная Церковь столкнулась с такими гонениями, каких не знала с первых веков христианства. В том или ином виде они продлились практически весь советский период нашей истории, хотя из года в год они могли сильно отличаться и масштабами, и средствами. Чего только не перепробовали большевики, пытаясь уничтожить Церковь: расправы и убийства, осквернение и разрушение храмов, контролируемый властью раскол, репрессии и не прекращавшаяся практически весь советский период политика террора, унижения и презрения к каждому, кто не постеснялся открыто исповедовать Христа. Но Церковь выстояла. выйдя из этой страшной эпохи более сильной, чем прежде. и с целым сонмом просиявших святых — новомучеников и исповедников Церкви Русской.
«Неканонизированные святые»
На сегодняшний день в лике новомучеников и исповедников Церковью прославлены более полутора тысяч святых, однако даже краткое изучение статистики позволяет говорить о том, что, так или иначе, пострадали за веру гораздо больше людей. В итоге, одной из наибольших трудностей в деле изучения подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской является одно только их количество, усугубляющееся неполнотой и тенденциозностью дошедших до нашего времени сведений о событиях того времени, особенно Гражданской войны и «Большого террора».
Хорошим примером этому может послужить и Красноярская митрополия. Уже довольно давно, когда сведений о жертвах репрессий в принципе было гораздо меньше чем сейчас, епархиальной Комиссией по канонизации святых и церковно-историческому наследию из открытых данных был собран список людей, пострадавших по связанным с Церковью обвинениям на территории края. В него вошло более семисот имен, при тринадцати канонизированных новомучениках на территории епархии.
Конечно, биография каждого такого «вероятного» мученика или исповедника требует тщательного изучения, чтобы понять даже возможность представления сведений о нем в Синодальную комиссию по канонизации. Зачастую провести такую работу практически невозможно; от того, наверное, никогда нам не будут известны все имена пострадавших за веру в те годы. Но пока работают Синодальная и епархиальные комиссии по канонизации святых. история их благочестивой жизни и подвига постепенно открывается нам.
Так. в одной Красноярской епархии только в последние годы было организовано несколько исследовательских проектов, включивших сбор данных в экспедициях на местах. поиск архивных материалов. общение с потомками, родственниками пострадавших и очевидцев тех событий. Последние из этих проектов, прошедшие под общим названием «Сибирский крест», состоялись благодаря поддержке конкурса «Православная инициатива».
Но работа эта осуществляется во всех епархиях Красноярской митрополии. Один из ярких недавних примеров — миссионерский проект Норильской епархии, в результате которого, в частности, была издана книга «В память вечную будет праведник», содержащая впервые составленную и опубликованную биографию одного из последних священников Туруханского края иерея Мартина Римши, уникальные письма из его переписки с отбывавшими несправедливые наказания в лагерях края священнослужителями, ряд которых был уже прославлен Церковью.
Не предавать забвению
Если сбор новой информации об уже известных нам мучениках и о тех, кто только мог бы быть прославлен Церковью в этом сонме, постепенно продвигается уже многие годы, кажется. что эти сведения проходят мимо большей части нашего общества. Объективно, мало кто заинтересован сегодня темой новомученичества. немногие представляют себе масштабы, цену, и. самое главное — смысл этого великого подвига веры.
Напротив, мы порой все больше стремимся как будто бы забыть темные страницы отечественной истории, обеляя тех, кто руководил гонениями и осуществлял их. не просто даже оправдывая их действия, но и откровенно отрицая многие преступления. Быть может, кому-то это помогает жить в мире с самим собой, не зная или не веря, что в прошлом его страны, а то и семьи свершались столь страшные дела. Но забвение ничему не учит, лишь заставляя повторять все те же ошибки снова и снова. Только память об ужасах, которые обрушились на таких же людей, как и мы, и от рук таких же людей. как и мы, память о зверствах обезумевших и подвиге выстоявших может уберечь нас от повторения печальной участи предшествовавших поколений.
И поэтому в дальнейших публикациях «Этапами веры» мы подробно расскажем о тех, кто принял мучения за веру во Христа на Красноярской земле, поделимся с читателями всем, что нам удалось узнать в нашей исследовательской работе об обстоятельствах жизни и подвига этих людей.
Но и этим не ограничивается наш проект, получивший поддержку грантового конкурса «Православная инициатива» — в городах митрополии пройдут выставки с предметами из фондов музейно-просветительского центра «Касьяновский дом», планируется выпуск просветительского буклета и документального фильма. Но обо всем этом — в следующих выпусках нашего проекта.
СЛОВАРЬ
Мученик — человек, принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа. «Потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф.10:39).
Важно отметить, что христианский мученик претерпевает мучения и смерть за исповедание Христовой веры, любые другие обстоятельства мучений и смерти не причисляют человека к этому лику святых. По древнему учению Церкви, мученическая кровь смывает все грехи, и в истории Церкви известны случаи, когда некрещеные люди, исповедавшие веру во Христа и после этого претерпевшие мучения, почитались в Церкви как святые мученики. Про них говорилось, что они крещены своей кровью.
Священномучениками называют тех, кто пострадал за веру в священнослужительском сане — диакона, пресвитера или епископа.
Новомученик — христианин, принявший мученическую кончину за исповедание веры во Христа в сравнительно недавнее время. Так Церковь именует всех пострадавших за веру в период послереволюционных гонений.
По материалам «Азбука веры»
* * *
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (до 2013 года именовался «Собор новомучеников и исповедников Российских») был установлен, по сути, еще Поместным Собором Русской Православной Церкви в 1918 году, но после завершения Гражданской войны практика поминовения «всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников» стала опасна и практически прекратилась.
Восстановлена она Священным Синодом 25 марта 1991 года, а уже в 2000 году после долгой работы Архиерейским собором были прославлены 813 новомучеников и исповедников Российских, свидетельства о подвигах которых были получены из 35 епархий, включая Красноярскую, от которой были канонизированы 13 святых. В 2013 году Архиерейский Собор утвердил нынешнее название праздника и алгоритм определения дня празднования: 25 января (7 февраля по светскому календарю), если дата приходится на воскресный день; или в ближайший воскресный день.
Собор святых Красноярской митрополии был учрежден по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2015 году. Празднование совершается 29 мая (11 июня по светскому календарю), в день памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого). В состав собора вошли шестнадцать подвижников, основным местом подвига либо погребения которых являются входящие в митрополию епархии:
Александр Поливанов, сщмч. (+ 1919);
Амос Иванов, сщмч. (+ 1919);
Амфилохий, епископ Красноярский, сщмч. (+ 1937);
Василий Мангазейский, мч. (+ 1600);
Владимир Фокин, сщмч. (+ 1919);
Даниил Ачинский, прав, (+ 1843);
Димитрий Неровецкий, сщмч. (+ 1919);
Евфимий Горячев, сщмч. (+ 1937);
Лука, архиепископ Симферопольский, сщисп. (+ 1961);
Михаил Вологодский, сщмч. (+ 1920);
Михаил Каргополов, сщмч. (+ 1919);
Петр Игнатов, мч. (+ 1941);
Порфирий Фелонин, сщмч. (+ 1919);
Стефан Наливайко, мч. (+ 1945);
Стефан Семенченко, сщмч. (+ 1919);
Трофим Кузнецов, сщмч. (+ 1919).
Материал газеты «Православное слово Сибири» в рамках проекта «Этапами веры» при поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива»