Недавно пресс-служба краевого Минздрава опубликовала данные соцопроса, проведенного в 16 городах России, в том числе и в Красноярске. Согласно исследованию, около 90% учащихся от 15 до 17 лет находятся в сети более двух часов в день, жертвуя при этом прогулками и общением с семьей. Сегодня зависимость от Интернета не только среди детей и подростков, но и среди взрослых активно приобретает все новые формы выражения. Попытались разобраться с одной из них — зависимостью от компьютерных игр наши корреспонденты Ольга Новоселова и Роман Бобров.
СИТУАЦИЯ В СТРАНЕ И МИРЕ
Игровая зависимость — один из видов психологической зависимости, проявляющейся в чрезмерной увлеченности компьютерными играми. Она не поражает граждан отдельно взятых государств, возрастов, социального положения и т.д. Проблема рано или поздно возникает во всем мире и, так или иначе, касается каждого, либо на личном примере, либо на примерах окружающих его людей. В странах мира внимание этой проблеме уделяется в разной степени.
Китай был одним из первых государств, кто на федеральном уровне признал, что зависимость от компьютерных игр является болезнью. Этому поспособствовал ряд смертельных случаев, в том числе убийств и самоубийств, причиной которым послужили игры в виртуальной реальности.
В этой борьбе Китай не одинок. Таиланд, Южная Корея, Вьетнам ввели режимы «родительского контроля» по отношению к играм. Немецкие и американские ученые и психиатры также активно занимаются изучением проблемы. Некоторые из них приравнивают игровую зависимость по степени вреда для человека к алкогольной и наркотической.
В России же исследования проводят лишь немногие специалисты. Пока подобную форму зависимости не включили ни в один из официально признанных списков заболеваний, врачи не могут не только поставить диагноз, но и вылечить человека.
Поэтому люди, столкнувшиеся с проблемой, обращаются за помощью к психологам и ищут совета в Интернете. Так, российские форумы пестрят вопросами «как отучить парня/мужа/сына/брата от компьютерных игр», а отчаявшиеся женщины проявляют чудеса изобретательности в попытках помочь близкому человеку. Примечательно, что запросов «как отучить девушку/жену/дочку/сестру» в разы меньше.
КАТЕГОРИЯ «GAMES»
В самой зависимости от компьютерных игр можно различить несколько форм. Первая из них — зависимость от одиночных несетевых игр, не позволяющих «уйти» слишком глубоко. Как правило, здесь разработчики используют специфику доступных им средств выразительности и взаимодействия с игроком, чтобы выстроить историю и организовать полноценное «погружение» в игру. Для людей, склонных чрезмерно увлекаться книгами, сериалами и фильмами, они могут оказаться опасной ловушкой.
Правда, рано или поздно такие игры либо заканчиваются, либо быстро приедаются. В этом случае человек попадает в зависимость не от игромании как таковой, а от конкретной игры. Но это не отменяет вероятности того, что взамен уже пройденной игры, они не начнут искать новую. Ведь игра окончена, а желание играть осталось. Если игра сюжетная, то проблема решается, когда все уровни пройдены. Если она в более свободной форме, то все равно через какое-то время однообразный игровой опыт наскучит.
Гораздо страшнее второй тип — сетевые игры. Дело в том, что там опыт формируется не самой игрой, а разными игроками со всего мира, и поэтому сам по себе бесконечно разнообразен. Тут есть и сетевые шутеры, вроде различных версий Counter Strike, которые в свое время «с головой» захватывали игроков, и массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры (Massively multiplayer online role-playing game), вроде World of Warcraft, куда люди «уходили» на месяцы и даже годы. Игроки теряли все социальные связи в реальном мире, некоторые из них умирали, позабыв о еде и сне.
Сегодня им на смену пришел еще более захватывающий из-за динамичности жанр многопользовательской онлайновой боевой арены (Multiplayer Online Battle Arena). О самом ярком его примере — DotA слышали почти все. Последствия чрезмерного увлечения такими играми широко известны многим по примерам среди близких и громким новостям. Подобная виртуальная реальность в состоянии изрядно подпортить жизнь не только игроку, но и его окружению. Все вышеописанные симптомы только усугубляются, а зависимость не проходит сама. Человек становится агрессивен, теряет интерес к своей собственной жизни, дела отходят на второй план. Многие из наших соотечественников по этой причине лишились учебы, работы, семьи, друзей.
ЗАВИСИМОСТЬ БЕЗ ПРИКРАС
Как уже говорилось ранее, от игровой зависимости не застрахован никто. Наш герой — обычный красноярец по имени Даниил. 25-летний архитектор решил поделиться историей своей победы над привычкой, которая чуть было не лишила его нормальной жизни.
— Для меня это было (и в какой-то мере остается) одним из множества способов провести день с минимумом пользы и максимумом удовольствия. Таких развлечений, которые крадут ценное время, в мире много. Просмотр фильмов (а особенно сериалов взахлеб), чтение дешевой бульварной литературы без капли смысла, азартные игры, алкоголь. Каждый убивает свободное время так, как нравится. Но иногда это становится проблемой.
Как и везде, корень проблемы — в злоупотреблении. Мне не раз случалось просидеть за особо увлекательными играми весь день, потеряв счет времени. Хорошо, если день выдался свободный, и это просто развлечение. Но когда тебя окружают учебные, рабочие, социальные обязанности, это может произойти спонтанно и не вовремя. Скажем, собирался я сегодня над дипломом поработать, или другое полезное дело сделать, но решил часок-другой передохнуть и между обедом и ужином завоевать Рим или спасти Готэм от очередной страшной угрозы. Не посмотрел на часы, или посмотрел, но решил, что можно еще немного посидеть, и тут бац! — день прошел, уже и спать пора, а оторваться сил нет. Даже ужин пропустил. И хорошо, если это случилось однократно, но в особых случаях (вроде летних каникул, отпуска) это может превратиться в своего рода «запой». Играешь днями напролет, ничего полезного не делаешь, уже совесть мучает, режим сбился, с людьми не виделся неделю, странно хихикаешь и видишь явно ненормальные сны, но не «отпускает».
Такая пучина в одно время чуть не поглотила и моего брата. Все время, что он был дома, он только играл. Поговорить с ним было нельзя, находиться в одной комнате тоже невозможно: он кричал в микрофон, порой, забываясь, даже пропускал ругательства. Кричал и от злобы, и от радости, эмоции явно били ключом, мешали ему спать и трезво мыслить. Это, кстати, еще один из корней зависимости — сильные эмоции.
Сильные эмоции от игр я давно перестал понимать, хотя в детстве, бывало, сам стучал по клавиатуре и пинал ни в чем неповинный компьютер. Но все люди разные. Еще когда я играл много и регулярно, я уже стал понимать, что надо держать эмоциональную дистанцию от происходящего. Получать удовольствие можно, но когда поражение наливает глаза кровью и заставляет стучать кулаком по столу — надо остановиться. Это уже не приносит удовольствия, а я не для того в игры играю.
В конце концов, зависимость каждый человек преодолевает сам, но во многом благодаря окружающим. И для меня, и для брата решением проблемы стала нарастающая роль в обществе, рост социальной ответственности. Я занят работой и семьей, брат постоянно занят учебой или работой в ККСО. Время от времени мы оба все еще играем в свои любимые игры, но проблемой это больше не кажется, потому что никому не мешает вести нормальный образ жизни.
Многие из нас, особенно в России, считают компьютерные игры детским занятием. Ярлык «детского занятия» вешается на конкретные слова, явления, которые гораздо шире этой возрастной группы. А между тем, дети гораздо восприимчивее к зависимостям. Вспоминая даже себя лет в 10-14, я очень бурно и эмоционально реагировал на игры, и будь у меня тогда DotA, кто знает, выбрался ли бы я. Сегодня это мне даже не угрожает, я просто не смогу испытать от всего этого достаточно сильные эмоции, чтобы зависимость сформировалась.
Поэтому я хотел бы напомнить мамам, папам, и всем тем, кто считает компьютерные игры «детским занятием», наравне с другими играми (как будто футбол кто-то считает детским занятием из-за слова «игра»). У всего сегодня есть возрастной рейтинг. Большинство игр, в которые запоем играют ваши дети 10-14лет, имеют порог 16+, 17+ и 18+. Это не «детские игры». Их наполнение не рассчитано на восприятие детским мозгом, и дело здесь не только в насилии, сексе и ругательствах. Это развлечения, созданные для вполне взрослых или уже подрастающих людей, способных отдавать себе отчет в своих действиях, и не только не повторять стереотипы поведения героев игры, но и контролировать свое увлечение. Не руководствуйтесь устаревшими стереотипами, смотрите на рейтинги. Не может игра или фильм с рейтингом 17+ быть детской.
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
Денис, 18 лет, студент:
— Проблема компьютерных игр связана не с зависимостью от них, а со свободным временем. Люди играют в игры, когда им нечем заняться. Уделить час-два своего времени на то, чтобы поиграть — не страшно. Страшно, когда вместо полезных дел занимаешься играми. Это уже зависимость.
Олеся, 27 лет, сотрудник банка:
— Зависимость от компьютерных игр — это болезнь. Игроманы в живой жизни общаться с людьми не умеют, ведь в виртуальном мире они крутые, смелые и их реальной сущности и внешнего облика никто не видит. У моей подруги есть брат с такой проблемой. Учебу забросил, сидит целыми днями за компьютером и никого не слушает.
Дарья Сергеевна, 50 лет, домохозяйка:
— Я вообще не понимаю этой дурной привычки современного поколения. Компьютерные игры — пустая трата времени. Сколько полезного можно сделать за это время! И ладно, если бы они были развивающими, обучающими. А ведь в них сплошные убийства и войны. Надо с детства воспитывать правильно. К примеру, мой сын не имеет такой привычки.
Федор, 26 лет, механик:
— Считаю, что компьютерные игры опасны для детей и подростков. Для взрослого человека это один из способов отдохнуть, в то время как подростки могут уйти в игры «с головой». Им гораздо легче увязнуть в компьютерной реальности, и это становится настоящей зависимостью, в то время как взрослый человек видит грань.
Aнна, 28 лет, преподаватель английского языка:
— Я знаю молодого человека, который постоянно играл в онлайн игры, сидя на шее у сестры и родителей. Сейчас вроде не играет, работать заставили. Но то, что это можно смело назвать зависимостью — правда. Мои наблюдения показали, что такая зависимость, в основном, среди парней распространена. Она опасна тем, что человека перестает интересовать окружающий мир, а главное — его собственная реальная жизнь.
Дмитрий, 21 год, продавец-консультант:
— На мой взгляд, компьютерные игры не только не вредят, но даже помогают развивать человека, например, логику и реакцию. Все зависит от жанра игры. Что же касается меня, то я никогда не страдал зависимостью. Компьютер я использую больше для работы, нежели для игры. Иногда я сажусь поиграть, но это продолжается не более двух часов.
Владимир, 30 лет, музыкант:
— Во всем нужно знать меру. Об этом даже некоторые разработчики игр прямо предупреждают. Я знаю случаи, когда люди теряли многое, погружаясь в пучину игромании, но, получив жизненный урок, возвращались. Что-то подобное было и со мной. Возможно, пройти испытание компьютерной зависимостью для тех, кто предрасположен к различным зависимостям, не самый плохой способ обрести к ним иммунитет.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
Иерей Родион Петриков, председатель отдела православных психологов Красноярской епархии, штатный священник Покровского кафедрального собора:
— На сегодняшний день игровая зависимость уже заявляет о себе как о серьезной проблеме. У нас это не так сильно развито, как, например, в Китае, поскольку мы технически еще страна отстающая. У них же существуют целые реабилитационные центры для игрозависимых людей.
Ко мне обращались несколько церковных людей с проблемой игрозависимости. Один из них для предотвращения своей страсти к играм даже принимал обет трезвости, который мы специально расширили для людей, вовлеченных в компьютерные игры.
Я считаю, что игровая зависимость — это зависимость будущего. Ее причиной в первую очередь является падшая природа человека, который склонен искать утраченный рай. Ему хочется создать для себя такую реальность, в которой не будет дискомфорта. А компьютерная реальность как никакая другая позволяет человеку создать особый мир, в котором он будет чувствовать себя комфортно, и где он сможет реализовать всё, что невозможно осуществить в реальной действительности.
Вторая причина — психологическая. Она заключается в том, что у человека слабо развиты какие-либо интересы. Почему так происходит? Дело в том,что родители современного поколения чрезвычайно заняты. Мы живем в потребительском обществе, ценности которого измеряются успехом. Чтобы стать успешным, необходимо много работать. Так, в связи с карьеризмом и сверхзанятостью возникает такой стиль воспитания, как гипоопека — недостаток внимания. В итоге дети предоставлены
сами себе, либо няньке, либо компьютерной няньке. Родителям выгодно, чтобы дети сидели у компьютера. К этому приводит занятость родителей и их скрытая, но все же существующая заинтересованность в том, чтобы ребенок постоянно был чем-то занят. И компьютер здесь подходит лучше всего. Там постоянно всё обновляется, легкое управление и сильное воздействие на нашу ведущую систему восприятия — зрительный канал. Это занимает огромное поле внимания ребенка.
Ольга Загороднова, специалист отдела православных психологов Красноярской епархии, психолог:
— Корни этой зависимости такие же, как и у любой другой. У зависимого человека не формируется реализация в современном мире. Если это ребенок, то, как правило, современные родители постоянно заняты достижением материальных целей (ведь нам же сейчас нужны машины и квартиры покруче). Так родители «уходят» из семьи, а ребенок остается один. Они перестают показывать пример, учить, как преодолевать трудности, как справляться с кризисом и т.д. А ребенок ищет альтернативный способ реализации.
Если это взрослый человек, то это психологически не повзрослевшая личность. В каком возрасте он начал играть, в том возрасте он и остался. Например, если начал в 18, а сейчас ему 40, то психологически ему все еще 18.
Еще одна причина кроется в пассивности нашего мира. Сейчас мужчины сидят в офисе, занимаются рутинной работой, а им на генетическом уровне хочется завоевывать. В «мире комфорта», где мы можем иметь всё, что угодно, это желание реализуется как раз через компьютерные танки, стрелялки.
Для газеты «Православное слово Сибири» и сайта kasdom.ru
Источник фотографий: firestock.ru