Лесосибирский речной порт — важный транспортный узел Сибири, имеющий богатую историю и значительное экономическое значение. Его официальное основание состоялось 15 января 1975 года на базе двух пристаней — «Енисейск» и «Маклаково» — согласно приказу Министерства речного флота СССР. Основной целью создания порта было обеспечение транспортных нужд быстроразвивающегося Норильского горно-металлургического комбината, который играл ключевую роль в развитии промышленности региона.
Порт имеет выгодное географическое расположение — на правом берегу реки Енисей, всего в 40 км ниже впадения Ангары. Благодаря этому он расположен на стратегически важной транспортной магистрали, где завершается самый сложный участок судоходства Енисея. Здесь пропускная способность реки значительно возрастает, что делает порт важным логистическим звеном в Сибирском регионе.
Строительство порта началось в 1970 году на месте пристаней и стало частью крупномасштабных строек той эпохи. Уже к концу 1974 года государственная комиссия приняла первую очередь предприятия, а в 1980 году порт достиг проектной мощности в 1,04 млн тонн грузов. Быстрое развитие порта обеспечивалось благодаря государственным программам, направленным на освоение Крайнего Севера и продвижение экспорта отечественных лесоматериалов.
В советский период порт играл ключевую роль в транспортировке грузов по маршруту Ачинск — Лесосибирск — Дудинка — Норильск, что позволяло ежегодно экономить миллионы рублей. Порт также активно участвовал в перевозке пиломатериалов для экспорта через Северный морской путь, внося весомый вклад в развитие лесной промышленности.
Большую роль в становлении и развитии Лесосибирского порта сыграл его первый начальник Александр Афанасьевич Печеник. Этот выдающийся специалист, начавший свою карьеру мотористом на теплоходе «Киев», сумел не только организовать эффективную работу предприятия, но и вывести его на высокий уровень производительности. За свои заслуги он был удостоен множества наград, включая ордена «Знак Почёта» и «Дружбы народов».
После распада СССР Лесосибирский порт претерпел ряд преобразований. В 1993 году предприятие было акционировано, а в 2002 году вошло в состав дочерних структур «Норильского никеля». Сегодня порт остаётся важным звеном Лесосибирского транспортного узла, поддерживая значимость региона на транспортной карте России.
Информация и фото: Енисейское речное пароходство