Последние полвека перед революционной смутой 1917–1922 годов — особое время в истории России. Вторая половина XIX века и начало века XX стали эпохой надежд и устремлений, которым, как покажут дальнейшие события, не суждено будет найти свое законченное воплощение. Напрасным окажется искреннее желание тысяч и миллионов наших предков на спокойную жизнь и процветание Отечества, свободного от революций и «великих переломов».
Искренней в своем желании помочь стране прийти к тому недостигнутому идеалу была и Русская Православная Церковь. И Красноярский край — тогдашняя Енисейская губерния — исключением не была. Каждый из девяти иерархов на красноярской епископской кафедре с 1861 по 1917 года, постарался внести свой вклад в историю. И, к счастью, многие из их трудов не оказались поглощенными последовавшей эпохой смуты и братоубийства.
- Епископ Никодим (Казанцев; 1803–1874)
Управлял епархией с 1861 по 1870 гг. Исторический фон: окончание Кавказской войны, реформы Александра II (финансовая, земская, высшего образования, отмена крепостного права и т.д.). В Красноярске появляются мужская гимназия, телеграф и фотосалон. По Енисею начинают ходить пароходы.
Этот уроженец Московской губернии был первым епископом на новоучрежденной епископской кафедре в Красноярске.
Чем иерарх запомнился своей пастве? В первую очередь — необычайной энергичностью. Рассказывают, что епископ Никодим за девять лет в Сибири посетил чуть ли не каждый приход (а их было около 175) на бескрайней территории своей епархии, от хакасских степей до Заполярья. Достижение необычайное, особенно с учетом неразвитости тогдашнего транспорта и путей сообщения.
Славен был епископ и многим другим. Например, личным бескорыстием: когда в 1870 году немолодой уже владыка Никодим будет покидать Красноярск, деньги на дорогу ему придется одалживать — настолько щедро он раздавал милостыню нуждающимся. При этом первый красноярский архиерей отличался независимым нравом; например, в 1864-м он не побоялся заступиться перед губернатором за ссыльного публициста-революционера М.В. Буташевича-Петрашевского, которого власти решили перевести из Красноярска в более отдаленный Минусинск.
- Епископ Павел (Попов; 1813–1877)
Управлял епархией с 1870 по 1873 гг. Исторический фон: продолжение Великих реформ, зарождение народовольческого движения.
По ряду причин, владыке Павлу — коренному сибиряку, уроженцу нынешнего Енисейского района — не удалось на длительное время остаться во главе еще совсем молодой епархии. Свое епископское служение он продолжит на Дальнем Востоке
Но за четыре года пребывания на архиерейской кафедре в Красноярске, владыка Павел дал начало многим начинаниям, которые найдут свое продолжение уже позднее. Так, именно при нем впервые был поднят вопрос о создании в губернской столице мужского монастыря — будущей Успенской мужской обители.
- Епископ Антоний (Николаевский; 1818–1889)
Управлял епархией с 1873 по 1881 гг. Исторический фон: русско-турецкая война 1877–1878 гг, народовольческий террор, убийство императора Александра II. В Красноярске открываются новые образовательные учреждения, благотворительные общества, но большую часть города в 1881-м уничтожает катастрофический пожар.
В историю Красноярья владыка Антоний вошел, в первую очередь, благодаря строительству Успенского монастыря. Воплощению этой идеи в жизнь мешало многое: и бюрократические проволочки, и открытое противодействие со стороны части красноярской общественности. Однако 15 мая 1879 года торжественное открытие монастыря всё-таки состоялось. Не стоит, думаю, лишний раз говорить о том, насколько историческим для Красноярска стало это событие.
Но епископ Антоний (Николаевский) в памяти красноярцев остался не только главным из создателей этой монашеской обители. Недоброй для Красноярска весной 1881 года, после пожара, уничтожившего значительную часть города, именно управляющий епархией возглавил комитет помощи жертвам трагедии, в равной степени помогая нуждающимся всех вероисповеданий. Через руки владыки в те дни прошло примерно 120 миллионов рублей в пересчете на современный курс. «Если погорельцы удовлетворены более или менее справедливо, то, после Бога, они должны благодарить владыку Антония. Это был воистину служитель Бога, мысливший и действовавший нелицеприятно», — писал тогда один из сотрудников благотворительного комитета.
- Епископ Исаакий (Положенский; 1828–1894)
Управлял епархией с 1881 по 1885 гг. Исторический фон: заступление на царство императора Александра III, начало контрреформ. В Красноярске появляется первая электростанция.
За сравнительно недолгое время пребывания на кафедре (с 1881 по 1885 год) благодаря трудам Преосвященного Исаакия продолжила строиться и благоукрашаться Успенская монашеская обитель, учреждались — одна за другой — церковно-приходские школы в разных приходах епархии, готовилось к открытию женское Епархиальное училище в Красноярске (начнет работу уже в 1885 году).
Владыка Исаакий очень большое значение уделял регулярным поездкам по Енисейской губернии, посещению ее окраин, служению среди коренных народов. Благодаря его несомненному организаторскому таланту в епархии наступила пора сравнительного материального благополучия. Освободившиеся средства позволили улучшить условия жизни священнослужителей, учредить дополнительные стипендии в духовных училищах и семинарии и активнее вести евангельскую проповедь среди туземных этносов.
При нем же начался выпуск региональной церковной газеты — Енисейских епархиальных ведомостей.
- Епископ Тихон (Троицкий-Донебин; 1831–1911)
Управлял епархией с 1886 по 1892 гг. Исторический фон: продолжение контрреформ, спад активности революционного движения, промышленное развитие России. В Красноярске появляются первая частная типография, краеведческий музей и общественная библиотека. Город посещает наследник престола — цесаревич Николай Александрович.
Прежде всего, владыка Тихон вошел в историю нашего края как епископ, которому довелось впервые встретить наследника трона — будущего императора Николая II — на красноярской земле. Молодому цесаревичу он предоставил рапорт о положении дел в епархии.
А рассказать о чем было: развивалась и крепла Енисейская губерния, а вместе с ней — и епархия. Владыка Тихон уделял много внимания развитию и благотворительности, и просветительских начинаниям. По благословению архиерея, к желающим стать священником повысили образовательный ценз. В годы его же управления епархией построили еще одну монашескую обитель — Знаменский скит на месте современного города Дивногорска.
- Епископ Александр (Богданов; 1830–1898)
Управлял епархией с 1892 по 1894 гг. Исторический фон: В стране продолжает царить стабильность. В Красноярске появляется телефонная связь и велосипедное движение.
Владыке Александру довелось меньше остальных архиереев дореволюционного периода управлять Енисейской епархией. Его главной заботой стала подготовка к открытию Красноярской духовной семинарии. Она начнет работу уже после перевода епископа в Тамбов.
- Епископ Акакий (Заклинский; 1836–1902)
Управлял епархией с 1894 по 1898 гг. Исторический фон: заступление на царство императора Николая II, денежная реформа С.Ю. Витте. В Красноярске открывают Сибирское техническое училище, на железнодорожную станцию прибывает первый поезд, в городе впервые проходит кинопоказ.
Памятником епископу Акакию в сегодняшней краевой столице прежде всего служит красноярский Архиерейский дом с храмом святого Иоанна Предтечи. Разговоры о строительстве городской резиденции для правящего архиерея шли еще при владыке Никодиме (Казанцеве), однако претворить замысел в жизнь удалось только седьмому епископу в истории епархии.
Владыка Акакий требовал от священников строгого исполнения пастырского долга, желая, чтобы все взаимоотношения духовенства строились исключительно на основе нравственных законов. «Меня нужно благодарить не словами, а делами. Служите хорошенько, тогда я поверю, что вы меня благодарите», — однажды сказал он одному из красноярских батюшек.
Стремясь навести нравственную чистоту, епископ решительно пресек недобрую практику анонимных доносов. Отныне каждый желавший пожаловаться на того или иного священника, вне зависимости от социального положения, был обязан указывать в документе свое имя.
- Епископ Евфимий (Счастнев; 1839–1913)
Управлял епархией с 1898 по 1913 гг. Исторический фон: война России с Японией, Первая русская революция, реформы П.А. Столыпина. В Красноярске появляется автомобильное движение, начинает действовать водопровод, строятся первые кинотеатры. В 1905–1907 гг. губернию и ее столицу, как и всю страну, сотрясает революция.
Евфимий (Счастнев) запомнился красноярцам как «истинный служитель Церкви Христовой». Этот владыка — дольше всех своих дореволюционных собратьев по священному сану управлявший нашей епархией — в прямом смысле слова не жалел себя в служении Богу и Церкви. Его рабочий день начинался с 9 утра и заканчивался глубоко за полночь. Такая самоотверженность будет в конечном счете стоить епископу зрения.
За время своего служения на красноярской земле владыка Евфимий открыл целый ряд новых приходов. Его трудами и стараниями устроен епархиальный свечной завод, почти вдвое увеличено число церковно-приходских школ, расширено миссионерское дело, учрежден институт противосектантских и противораскольнических миссионеров.
- Епископ Никон (Бессонов; 1868–1919)
Управлял епархией с 1913 по 1917 гг. Исторический фон: Россия выдерживает тяготы Первой мировой войны, Февральская революция подводит конец истории монархического правления в стране.
«Череду дореволюционных красноярских архиереев символично завершает фигура как будто бы выразившая, собравшая в себе все противоречия и метания новой трагической эпохи, вполне определенно и неотвратимо обозначившейся еще мятежами 1906–1907 гг.», — напишет впоследствии в фундаментальном труде «Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 1861–2011 гг.» руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Красноярской епархии, главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин.
В неспокойном июле 1917-го епископ Никон добровольно снимет с себя и священный сан, и монашество, а затем — навсегда покинет Сибирь.
Как представляется спустя столетие, архиерейское служение этого владыки сгубила отчаянная попытка совместить его с политической карьерой (епископ Никон даже был депутатом IV Государственной Думы).
Последний из архиереев дореволюционного Красноярья, не в меру импульсивный и амбициозный, запомнился чередой конфликтов как со светской властью, так и с собственным духовенством, перечеркнувшими многие его полезные начинания: например, поддержку трезвеннического движения или организацию грандиозного крестного хода из Минусинска в Иркутск в 1914 году.