24 мая 1924 года бойцы красноармейских частей особого назначения (ЧОН) застрелили есаула Ивана Соловьева — предводителя последнего крупного антибольшевистского движения в Енисейской губернии. Чтобы ликвидировать доселе неуловимого мятежника, большевикам пришлось пойти на подлость: заманить Соловьева на мнимые «переговоры».
Иван Николаевич родился 30 сентября (18 сентября по ст.ст.) 1890 года в селе Соленоозерное (современный Ширинский уезд Республики Хакасия), в потомственной казачьей семье. Как и большинство других енисейских казаков, он не стал уклоняться от мобилизации в годы Гражданской войны и воевал на стороне правительства Александра Колчака, участвовал в антипартизанских операциях. После падения «Верховного правителя России» Иван Николаевич, как и многие другие, кто сражался на проигравшей стороне, был арестован новыми властями и помещен в концентрационный лагерь.
Но уже летом 1920 года Соловьев бежит из мест заключения в родные хакасские степи. Благодаря харизме и организаторским талантам он объединяет вокруг себя несколько разрозненных повстанческих отрядов и начинает партизанскую войну против новой власти. Благодарные подчиненные, в свою очередь, «производят» своего командира из урядников в есаулы. Среди повстанцев было немало тех, кто раньше служил у Колчака или еще в царской армии, поэтому должное внимание уделялось и дисциплине, и снабжению, и символике (воевать они предпочитали, к слову, под традиционным российским триколором).
Тактика соловьевцев была простой: они совершали молниеносные нападения на учреждения советской власти, отбирая реквизированное в ходе продразверстки и расправляясь над наиболее активными коммунистами. Гражданское население (в первую очередь, собственно хакасы) на первых порах сочувствовало и помогало «белым партизанам». В свою очередь, те делились с ними трофеями; частыми были и случаи, когда повстанцы брали в жены местных девушек.
Конечно, представлять соловьевцев шиллеровскими «благородными разбойниками» нельзя. Нередко они расправлялись с невинными людьми по одному лишь подозрению в пособничестве коммунистам. А «одумавшимся» членам РКП(б) соловьевцы предлагали пройти довольно циничный обряд «покаяния»: собственноручно казнить одного или сразу нескольких однопартийцев. Впрочем, противники хакасских повстанцев — бойцы тех самых ЧОНов — действовали подчас куда более жестокими методами.
В этом контексте любопытно, что именно ликвидация «армии» Соловьева стала, в известном смысле, началом творческого пути писателя Аркадия Гайдара (настоящая фамилия — Голиков). Будучи командиром «особых» красноармейцев на территории Хакассии в течение почти всего 1922 года, 18-летний Голиков своей жестокостью пугал не только местных крестьян, но даже партийных работников. После того, как будущий автор детских книжек лично расстрелял пятерых арестованных местных жителей и объяснил это «попыткой к бегству», его решили демобилизовать из РККА с диагнозом «травматический невроз». После этого Голиков-Гайдар и начал заниматься литературой.
Но и для Соловьева, в конечном счете, настал период неудач. Методом «кнута и пряника» новые власти заставили местное население отказаться от помощи белым партизанам. Сложили оружие и многие соратники Ивана Николаевича. Среди оставшихся стала падать дисциплина. Сам неугомонный есаул с горсткой наиболее преданных товарищей держался вплоть до лета 1924 года — до тех пор, пока не стал жертвой примитивной и подлой, но от того не менее действенной уловки ЧОНовцев…
Отряд Соловьева стал одним из наиболее «долгоживущих» в масштабах не только Сибири, но и всей России: к 1924 году счет советская власть почти полностью подавила организованное вооруженное сопротивление. Поэтому неудивительно, что память о бесстрашном казаке жила в Хакасии еще многие годы, а песни о нем стали почти что частью местного фольклора.
В 1999 году на предположительном месте гибели есаула енисейские казаки установили памятный крест.