Дацышен В.Г. На краю Земли Русской. Православие в Усинском крае

Протянувшийся на тысячи километров с севера на юг Красноярский край в южной своей части опирается на Саяны в Усинской долине. Так сложилось несколько веков назад, еще до основания Енисейской губернии.

Горная долина реки Ус в Саянах попала в сферу интересов Русского государства в начале XVII в. Окончательное вхождение данной территории в состав России было оформлено Кяхтинским договором с Китаем в 1727 г. Русские же первопроходцы в любом случае познакомились с этим краем еще до оформления границы в Саянах. В дневнике Д.Г. Мессершмидта сохранилась запись 1722 года, сделанная в расположенной недалеко от Караульного острога деревне Медведево: «Наш хозяин и еще один житель из этой деревни не раз бывали в Монголии и Сойотии и много рассказывали нам о своих путешествиях… Эти люди сообщили нам также, что река Уса, берущая начало недалеко от Хамсары, является последней большой рекой, впадающей в Енисей в его верховьях» [1].

Долгое время в Усинской долине не было постоянного русского населения, там кочевали тувинцы и занимались промыслами шушенские крестьяне. В изданном в 1864 г. в Петербурге справочнике «Списки населенных мест Российской империи» отмечалось: «Река Ус… берега ее необитаемы и имеют значение только для звериного промысла» [2]. Но в Петербурге еще не знали, что к этому времени на реке Ус уже появились первые русские селения. Основателями их были пришедшие из Западной Сибири старообрядцы-беспоповцы. В документах сохранилась следующая запись: «В 1863 году в Южную часть Минусинского округа Енисейской губернии явились неизвестные люди в числе 79 душ мужчин и 66 душ женщин, которые без разрешения устроили селения на казенных землях…» [3].

Собственно православное русское население Усинского края сначала было представлено лишь торговцами и рабочими золотых приисков. Первый поселок с постоянным православным населением, Усть-Усинский, был основан инородцами-хакасами (абаканскими татарами) Моховыми, принадлежавшими к этнической группе туба. К середине 80-х гг. в поселках Татарском (Усть-Усинском) и Семиозерском, расположенном недалеко от р. Иджим, проживало 45 крещеных «русских инородцев».

Первоначально Православная церковь не проявила активности в Усинском крае, где земли были закреплены за старообрядцами. Но к середине 80-х гг. XIX в. в поселке Верхне-Усинском проживало уже около 150 чел. православных, и они уже просили власть о наделении землей.

Для исполнения треб среди немногочисленного православного населения Усинского края достаточно было периодического посещения региона священниками из сел Минусинской округи. Однако во второй половине XIX в. встал вопрос о миссионерском служении среди «язычников» и раскольников. Начало православной миссионерской деятельности в этом районе было связано с частной инициативой московского мещанина Н.А. Путилова. В июле 1878 г. епископ Енисейский и Красноярский писал Енисейскому губернатору:  «Находящийся в Усинском крае Минусинского округа, среди раскольников и Сойот в качестве миссионера, Николай Путилов, в донесении своем… пишет, что когда весною сего года приехал на р. Ус для исполнения духовных треб Священник села Субботина Гавриил Силин, то к нему явился один Сойот и изъявил желание креститься вместе со своим семейством» [4].

Московский мещанин Н.А. Путилов развернул активную деятельность, он писал: «…когда этот край заселится православными, а сойоты примут христианство, то эта страна процветет и будет иметь влияние на всю Енисейскую губернию» [5]. Миссионер-доброволец представил руководству Енисейской епархии свой план миссионерской работы и даже попытался добиться выделения специального земельного фонда для «поселения на них крещеных соет» [6]. В отчете за 1878 г. Н.А. Путилов писал: «Осенью приезжали на Ус двое именитых сойот (один зять нойона), которым я подарил две русских азбуки; они условились со мной о том, что весною, когда я возвращусь на Ус, они привезут своих детей учиться. Ныне у меня учится инородческий мальчик Иван Спирин, который служит мне переводчиком в сношениях моих с сойотами. Вообще, если бы сойоты учились здесь по-русски и приняли бы христианство, то это много способствовало бы сближению их с русскими, на которых стали бы смотреть не как на своих врагов (как теперь), а как на своих единоверцев…» [7]. В декабре 1878 г. генерал-губернатор Восточной Сибири сообщал Енисейскому губернатору: «…Министерство Иностранных Дел не встречает препятствий к принятию соет в Православную веру, но, во избежание столкновений с китайскими властями, находит полезным допускать принятие их в лоно нашей церкви лишь отдельными лицами, а не целыми семьями и обществами… при принятии соет в Православие должно соблюдать строгую разборчивость… причем желательно бы впредь заявлять им, что принятие ими Православия не дает им никаких прав на наше покровительство и заступничество перед Китайскими властями» [8].

Н.А. Путилов встретил к своей деятельности много препятствий в Усинском районе, уже в начале 1877 г. он был вынужден даже уехать на два месяца в Туву. Большая часть местного населения не поддержала миссионерской деятельности Н.А. Путилова, 1885 г. торговцы писали генерал-губернатору Восточной Сибири А.П. Игнатьеву: «Один из бывших деятелей Засаянского края, бывший военный заводчик Путилов, ставший впоследствии миссионером и священником на Усу, также, вопреки своему назначению проповедовать мир и слово Божие, постарался внести разлад и путаницу в отношениях русских к сойотам» [9].

Развитие институтов Православной церкви в Усинском крае было взаимосвязано с развитием государственных институтов в регионе. В 1882 г. генерал-губернатор Восточной Сибири Д.Г. Анучин поставил перед центральным правительством вопрос о создании Усинского пограничного управления. Однако прежде чем данная идея была реализована, была проделана большая работа по укреплению православия. В селе Верхне-Усинском, которому предстояло стать в будущем админиcтративным центром нового округа, была построена церковь и учрежден отдельный приход.

В начале 1884 г. произошло важнейшее событие в истории православия в южной части Енисейской губернии. Вновь назначенный епископ Енисейский и Красноярский Исаакий свою первую поездку по епархии совершил к Китайской границе. В первом номере «Енисейских Епархиальных Ведомостей» отмечалось: «В 25 день января сего года Его Преосвященство, Преосвященнейший Исаакий, Епископ Енисейский и Красноярский, выехал в Усинский край (к Китайской границе), по делам миссии и для обозрения церквей» [10]. К приезду епископа было завершено строительство церкви, правда, в облегченном варианте, без фундамента и ограды. Все работы были проведены на деньги местных золотопромышленников и торговцев. На их же средства сразу же после открытия церкви начались работы по возведению ограды и подведению под церковь каменного фундамента. Епископ Енисейский и Красноярский Исаакий освятил новоустроенный храм в селе Верхне-Усинском. Вскоре минусинские купцы Иван Гусев и Иван Денисов получили благословение Святейшего Синода за пожертвования на устройство Верхне-Усинской церкви [11].

Епископ Енисейский и Красноярский Исаакий во время своей первой поездки в начале 1884 г. посетил русские селения и ознакомился с проблемами развития православия в регионе. Особое внимание епископ обращал на проблемы работы с православным населением региона. Он писал: «В поселках Татарском и Семиозерском живут инородцы Татары… как недавно просвещенные Св. Крещением и не утвердившиеся в вере, требуют особенного попечения нуждаются в ближайшем надзоре пастырском, без чего легко могут быть потеряны для церкви Христовой. На золотых промыслах Гусева и Денисова в летнее время находится до 400 рабочих православного исповедания, многие живет здесь и зиму. При таком стечении людей, очевидно, не редко может встречаться надобность в исполнении у них разных христианских треб, и потому необходим здесь священник тем более, что большую половину рабочих составляют поселенцы, люди оторванные от родной семьи, не привыкшие к новому своему положению в незнакомом для них крае и потому более других нуждающиеся в религиозном пастырском утешении» [12].

Нелишне заметить, что еще в 1870-х гг. миссионер Николай Путилов отмечал, что православные на краю русской земли начинают утрачивать свои моральные устои: Примечательно, что все русские люди вместо того, чтобы прививать свою цивилизацию инородцам, сами постепенно переходят в состояние дикарей… Инородцы… о христианстве они имеют очень невыгодное мнение. Другого они не могут и иметь, видя перед собой людей, называющихся христианами, а между тем поступающих с ними хуже язычников» [13]. Даже накануне падения Российской империи современники отмечали: «Надо и то сказать, что суровый сибиряк, да еще сибиряк, ищущий приволья в Урянхае, представляет не особенно благодарную почву для идейной работы, не говоря о том, что немало наберется здесь прямо отрицательного элемента» [14].

Во время своей первой миссионерской поездки епископ Енисейский и Красноярский Исаакий занимался вопросами работы со старообрядцами. Владыка писал: «Можно надеяться, что не очень далеко то время, когда иные поклонники старины не будут чуждаться бесед о предметах веры и получат, таким образом, возможность убедиться в чистоте и святости православной церкви» [15]. Вопросы миссионерского служения среди тувинцев раскрывается в письме епископа к Енисейскому епархиальному комитету Миссионерского общества: «Кочевники Сойоты, заходящие в наши пределы, с своим вероучением знакомы мало, религиозного фанатизма не имеют и потому охотно в беседы с русскими о предметах религии. Те из Сойот, которые давно живут около христиан, знают некоторые христианские молитвы и, если не принимают св. Крещения, то из боязни подвергнуться преследованию со стороны своего духовенства по таким причинам, которые нельзя признать серьезными… Надо полагать, что усердный, преданный своему делу миссионер без особых трудов может приобрести новых чад для Св. Церкви в среде Сойот язычников» [16].

В конечном итоге епископ Енисейский и Красноярский Исаакий во время своей первой миссионерской поездки выступил с ходатайством направить в Верхне-Усинское особый миссионерский причт. Он писал: «Возлагать заведывание Усинскою церковью на кого-либо из соседних приходских священников неудобно и бесполезно в виду отдаленности и трудностей сообщения… К обязанностям причта должно быть отнесено прежде всего попечение о православных чадах Св. Церкви, в особенности о крещеных инородцах; затем причт должен иметь в виду старообрядцев и Сойот язычников, проживающих в Усинском крае» [17]. Енисейский епархиальный комитет Православного миссионерского общества в марте 1884 г. поддержал предложения епископа.

Первым священником Николаевской церкви в Верхне-Усинске стал миссионер Платон Тыжнов, служивший до 1884 г. настоятелем в Шушенской церкви. За свои труды настоятель Верхне-Усинской церкви был удостоен несколько церковных наград. Должность псаломщика в Николаевской исполнял Стефан Суховский. В рапорте «Его Протоиерейству Господину Благочинному отцу Феодосию Токареву» от «Причта Верхне-Усинской Миссионерской Николаевской церкви», подписанном священником Платоном Тыжновым 12 января 1885 г., говорилось: «Имеем честь почтительнейше доложить Вашему Протоиерейству о нижеследующем: в течение почти четырех месяцов пребывания нашего на Усу крещено нами четыре младенца, рожденных от православных родителей, отпет один младенец и два брака свенчано; А всего в течение года окрещено девятнадцать младенцев… По Воскресным и праздничным дням служба нами исправлялась неопустительно. Молящихся в храме бывало самое большее 10—12 человек… некоторые из православных, вследствие неурожаев хлеба и других продуктов, намерены совсем выехать с Уса» [18].

Первые годы существования православной общины в Усинском крае уже были отмечены появлением местных традиций, в том числе и особым почитанием в этом пограничном районе Святого Георгия Победоносца. В рапорте причта Верхне-Усинской Николаевской церкви епископу Енисейскому и Красноярскому Тихону говорилось, что местные крестьяне просят разрешения на совершение ежегодного крестного хода на поля 23 апреля, в день памяти св. Георгия. Священник Платон Тыжнов сообщал, что «крестьянин из поселенцев Балахтинской волости Иван Федорович Руденко выразил желание на свои средства построить деревянную часовню в честь Георгия Победоносца среди хлебного поля» [19].

Несмотря на то, что вновь учрежденный причт был миссионерский, собственно миссионерская работа в Усинском крае так и не была развернута. В январе 1885 г. П.В. Тыжнов докладывал в Минусинск: «Некоторым из обрусевших Сайотов я предлагал креститься и учить их молитвам, но они не соглашаются по той причине, что их начальники и ламы воспрещают им не только креститься, но и носить русскую одежду» [20]. Следует отметить, что в ведении Усинского Николаевского прихода находилось православное население соседней Тувы. В Клировой ведомости Верхне-Усинской Николаевской церкви за 1897 г. было записано: «В поселке Туранском… имеется деревянная часовня, в которой несколько раз в год совершается Причтом Богослужение на переносном антиминсе» [21].

При Николаевской церкви было открыто церковно-приходское училище. Священник Платон Тыжнов писал в марте 1885 г. в Минусинск: «Имею честь довести до сведения Вашего следующее: 1-е Церковно-приходское училище открыто причтом в селе Верхне-Усинском 25-го февраля сего года…» [22]. Священник П.В. Тыжнов течение 12 лет безвозмездно исполнял обязанности законоучителя и заведующего местной школой.

Таким образом, в 1885 г. Православная церковь завершила свое оформление на территории Усинского края, и лишь после этого данный район был реформирован в административно-территориальном отношении. 30 декабря 1885 г. Высочайшим повелением из состава Минусинского округа был выделен Усинский пограничный округ. Открытие нового округа площадью около 150 тыс. кв. верст, состоялось 30 августа 1886 г. Назначаемый Енисейским губернатором глава округа выполнял функции пограничного комиссара и нес обязанности окружного исправника. Первый Усинский пограничный начальник, коллежский асессор А.М. Африканов, был командирован в село Верхне-Усинское в мае 1886 г.

В конце XIX века церковная жизнь во вновь открытом Усинском пограничном округе переживала неблагоприятный период, хотя православное население на данной территории продолжало расти. В 1897 г. в приход Николаевской церкви входили с. Верхне-Усинское (91 семья в составе 258 муж. и 269 ж., в том числе 11 семей военного сословия и 2 семьи инородцев [23]), поселение Туранское (6 семей мещан, 14 семей крестьян и 1 инородческая семья), урочище Усть-Уса (11 семей инородцев) . На должность церковного старосты в 1895 г. был назначен крестьянин села Верхне-Усинского Р.И. Горев. Уже 25 декабря 1891 г. Николаевский храм сгорел, правда, церковную утварь удалось сохранить. В конце марта 1892 г. был построен деревянный молитвенный дом, при котором имелись колокольня и домик под церковно-приходскую школу. В начале ХХ века деревянный молитвенный дом опять сгорел, пожар произошел от удара молнии. И в декабре 1902 г. там был построен новый молитвенный дом. Тем не менее, несмотря на все испытания Усинский приход уже не закрывался. В марте 1902 г. священник Верхне-Усинского прихода Павел Чижов был перемещен в село Ладейское Красноярского уезда, а на его место 11 августа 1902 г. был назначен диакон села Маторского Стефан Суховский. Молитвенный дом имел 3 десятины усадебной земли и 52 десятины сенокосов. Церковно-приходская школа имела 4 десятины усадебной земли и более 40 десятин пахотных и сенокосных земель. Миссионерская же работа к началу ХХ века так и не была налажена в Усинском крае. В «Отчете Красноярского Епархиального Комитета Православного Миссионерского Общества за 1901 г.» говорилось, что село Верхне-Усинское находится «в ведении Миссионерского Комитета состоит потому, что в это село иногда заходят китайские подданные — язычники Сойоты; но миссия христианской проповеди по отношению к ним не имеет никаких плодов» [24].

В начале ХХ века православное миссионерское служение в Усинском крае вновь активизировалась. К этому времени православное население в Усинском пограничном округе превысило численность местных старообрядцев. А с 1 января 1903 г. из отдельного Усинского сельского общества была образована самостоятельная Усинская волость. Инициатива в развитии церковных институтов вновь исходила от местных русских властей. В 1909 г. пограничный начальник А.Х. Чакиров писал епископу Енисейскому и Красноярскому Евфимию: «Усинский край, оторванный от ближайшего Минусинского уезда Саянским хребтом, из-за отсутствия удобных путей сообщения, представлял и представляет собой забытый край; почти во всех отношениях медленно шагая вперед, Усинский край отстал и в церковном вопросе. Казалось бы, что в далеком крае, по соседству с кочевыми язычниками, в местности, служившей издавна убежищем фанатических старообрядцев, важнейшей заботой нашей должно бы быть попечение о созидании хотя бы в с. Усинском одного богатого храма Господня, с торжественным отправлением церковных служб, и несколько малых по русским поселкам, разбросанных на спорной территории. Старообрядцы вовсе не скупятся на удовлетворение своих духовных нужд… молельня у них совершенно новая и на вид богаче и лучше православного молельного дома в с. Усинском…» [25].

Особый акцент делался на необходимость постройки большой церкви. В мае 1907 г. в записке В.М. Чиркова на имя Усинского пограничного начальника говорилось: «В смысле религиозного влияния остановки на старообрядцев и инородцев (урянхов) молитвенный дом не может производить такого сильного впечатления на иноверцев, какое произвело бы благолепие настоящего храма» [26]. Таким образом, развитие церковных институтов вновь обосновывалась необходимостью православной миссионерской деятельности. В «Журнале заседаний… Комиссии, собранной при Усинском Пограничном Управлении» в апреле 1907 г. было записано: «…в видах распространения среди старообрядцев и урянхов учения православной церкви, Комиссия с своей стороны, находит необходимым просить: 1) о постройке в с. Верхне-Усинском на средства казны православного храма… 2) о назначении в Усинский храм особого Священника миссионера» [27].

Председателем попечительского совета для строительства нового храма был избран пограничный начальник А.Х. Чакиров, членом совета — священник С. Суховский. В октябре 1907 г. участие в крестном ходе и закладке церкви принял один из тувинских нойонов [28]. Постройка нового храма в селе Верхне-Усинском была закончена в 1911 г., в церковь перенесли старый иконостас из молитвенного дома из-за отсутствия средств на новый иконостас. В 1914 г. священником Верхне-Усинской Николаевской церкви вместо С. Суховского был назначен 27-летний Г.И. Иванов, бывший учитель и выпускник Московских пастырских курсов.

Усинский пограничный начальник А.Х. Чакиров также выступил инициатором строительства нового храма «с назначением туда особого священника-миссионера» [29] в расположенном на территории Тувы русском селении Туран. Священник Стефан Суховский первоначально был против строительства церкви в Туране, но Усинский пограничный начальник настоял, и 16 июля 1910 г. состоялось торжественное освящение места закладки храма во имя свт. Иннокентия Иркутского. Строительство церкви в Туране было закончено уже в 1911 г., но отдельный Туранский Иннокентьевский приход был официально открыт лишь с 1 января 1913 г. Сам Верхне-Усинский приход, согласно «Отчету Красноярского Епархиального Комитета Православного Миссионерского общества», в 1913 году был объединен еще с 11 приходами «в своей миссионерской деятельности под наблюдением и руководством благочинного миссионерских приходов, каковым назначен священник Аскызского прихода о. Кузьмин» [30].

Дальнейшее развитие Православной церкви в Усинском крае было связано с начавшимся процессом включения Тувы в единое политическое пространство Российской империи. В 1912 г. Цинская империя, в состав которой входила Тува, была упразднена, китайская власть была свергнута, а китайские торговцы изгнаны. В 1913 г. была введена новая должность заведующего пограничными делами Усинского округа, на которую был назначен А.П. Церерин. В 1914 г. Тува была принята под протекторат России.

Летом 1915 г. в Усинско-Урянхайский край приехал Енисейский епархиальный благочинный и благочинный церквей Усинско-Урянхайского края протоиерей В.И. Кузьмин. Отца Владимира Кузьмина сопровождали священник В. Борков и диакон Д. Воеводин. Священник Владимир Кузьмин провел два совещания; 26 июля в Усинском и 2 августа в Белоцарске, на которых в присутствии местного духовенства и начальства были приняты планы строительства новых церквей и монастырей, организации новых приходов. Однако начавшийся процесс активного служения в Засаянском крае вскоре был прерван революционными событиями Революции 1917 года и последовавшей гражданской войной. Сам Усинский пограничный округ был ликвидирован уже в мае 1917 г. История православия в Засаянском крае нe была прервана, но проходила уже в других социально-экономических и политических условиях.

Таким образом, история развития Православной церкви в Усинском крае дает интересную, но противоречивую картину. Она отражает противоречивость русской культуры во всех ее составляющих, по крайне мере на вновь осваиваемых окраинных территория Российской империи, в том числе и окраинах Енисейской губернии. Институты Русской Православной Церкви были органичной частью имперского государства. От этого государства русский человек часто бежал, и это бегство усиливалось в кризисные периоды: как накануне Смутного времени начала XVII века, так и накануне Смуты Великой Русской революции. Но, бежав, русский человек нес с собой русскую культуру, тесно связанную со всеми институтами государства и церкви, и тянул за собой все эти институты. История развития православия в Усинском крае показывает, что православный священник не был первым среди русских на вновь осваиваемых окраинах, но оформление церковных институтов предшествовало окончательному оформлению институтов государственных. Ни один губернатор или сколько-нибудь значимый чиновник не посещал эту южную окраину Енисейской губернии прежде церковного иерарха — епископа Енисейского и Красноярского. История православия в Усинском крае является важной и интересной страницей истории Русской Православной Церкви в Сибири.

Библиографические сведения

1. Мессершмидт Д.Г. Исследовательское путешествие по Сибири 1720—1728 гг. — Берлин, 1964. Перевод с немецкого. С. 181—182 [Личный архив Лалетина И.Т.]

2. Списки населенных мест Российской империи. LI. Енисейская губерния — СПб., 1864. С. XI
3. Государственный архив Красноярского Края (ГАКК). Ф. 595. Оп. 19. Д. 299. Л. 1

4. ГАКК. Ф. 595. Оп. 1. Д. 5730. Л. 1

5. Путилов Н. Летопись Усинской миссии // Сибирский Архив. — 1914.— № 1. С. 32

6. Путилов Н. Летопись Усинской миссии // Сибирский Архив. — 1914.— № 3—4. С. 92
7. Путилов Н. Летопись Усинской миссии // Сибирский Архив. — 1914.— № 5. С. 338—339

8. ГАКК. Ф. 595. Оп. 1. Д. 5730. Л. 7

9. Кон Ф.Я. Усинский край // Известия Красноярского подъотдела ВСО ИРГО. Записки по географии. Т.II. Вып. I. — Красноярск, 1914. С. 44

10. Енисейские Епархиальные Ведомости. — 1884. — № 1. С. 8

11. Енисейские Епархиальные Ведомости. — 1884. — № 3. С. 26

12. ГАКК. Ф. 674. Оп. 1. Д. 7847. Л. 12

13. Путилов Н. Летопись Усинской миссии // Сибирский Архив. —1914. — № 1. С. 35

14. Юневич В. Церковная жизнь в Урянхайском крае // Енисейские епархиальные ведомости. 1915. — № 21. С. 16

15. ГАКК. Ф. 674. Оп. 1. Д. 7847. Л. 9 об.

16. ГАКК. Ф. 674. Оп. 1. Д. 7847. Л. 13

17. ГАКК. Ф. 674. Оп. 1. Д. 7847. Л. 13 об.—14

18. Минусинский городской архив (МГА). Ф. 17. Оп. 1. Д. 264. Л. 41—41 об.

19. ГАКК. Ф. 674. Оп. 1. Д. 7837. Л. 2

20. МГА. Ф. 17. Оп. 1. Д. 264. Л. 41 об.

21. ГАКК. Ф. 674. Оп. 1. Д. 2576. Л. 2

22. МГА. Ф. 17. Оп. 1. Д. 264. Л. 155

23. ГАКК. Ф. 674. Оп. 1. Д. 2576. Л. 6об.

24. Енисейские Епархиальные ведомости. — Красноярск. — 1902.— № 7. С. 210

25. ГАКК. Ф. 674. Оп. 1. Д. 7949. Л. 3—4 об.

26. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 25. Оп. 11. Д. 3. Л. 102

27. ГАИО. Ф. 25. Оп. 11. Д. 3. Л. 119 об.

28. ГАИО. Ф. 25. Оп. 11. Д. 3. Л. 313

29. ГАКК. Ф. 674. Оп. 1. Д. 7949. Л. 1

30. Отчет Красноярского Епархиального Комитета Православного Миссионерского общества за 1913 г. — Красноярск, 1914. С. 6.

Опубликовано в: XII Красноярские краевые образовательные Рождественские чтения. — Красноярск: ООО «Издательский дом «Восточная Сибирь», 2012.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *