Известно, что богослужебное церковное пение во все времена было важной областью приложения сил выдающихся русских музыкантов. Но эпоха рубежа XIX—XX веков стала настоящим «ренессансом» в сфере русской богослужебной музыки. Хоровые сочинения, созданные в этот период, относятся к новому направлению в отечественном церковном искусстве.
Среди московских композиторов, принадлежащих к новому направлению, можно выделить С.В. Рахманинова, А.Д. Кастальского, П.Г. Чеснокова, В.С. Калинникова, М.М. Ипполитова-Иванова и др. Авторские богослужебные сочинения этих композиторов отличает духовая глубина и возвышенная красота звучания, воплощенные с большим композиторским мастерством.
Значительное место среди московских духовных композиторов нового направления занимает Александр Тихонович Гречанинов (1864—1956 гг.). Уникальность композитора состояла в том, что, будучи москвичом и воспитанником московской консерватории, он еще три года в Петербурге занимался композицией у Н.А. Римского-Корсакова, впитав все лучшее, что к этому времени накопила петербургская композиторская школа.
В числе сочинений А.Т. Гречанинова есть оперы — «Добрыня Никитич», «Сестра Беатриса», «Женитьба»; детские оперы — «Елочкин сон», «Теремок», «Кот, петух и лиса»; пять симфоний, симфоническая поэма «К победе», «Элегическая поэма» для фортепиано, музыка к трагедиям «Царь Федор Иоаннович», «Смерть Ивана Грозного», «Снегурочка» и др.
Духовная музыка является едва ли не самой значительной частью в творческом наследии композитора. Им было написано четыре Литургии, Всенощное бдение, цикл «Страстная седмица» и многие другие сочинения.
О признании Гречанинова как духовного композитора могут свидетельствовать два факта: необычайная популярность его «Сугубой ектеньи», опубликованной в различных вариантах в нескольких его богослужебных циклах, звучавшей и записанной Ф.И. Шаляпиным (в аранжировке с органом), а также известный случай, когда присутствовавший на богослужении император, услышав «Верую» Гречанинова, назвал его лучшим русским церковным композитором и повелел назначить ему пожизненный пенсион.
Как уже было сказано, соединивший в своем творчестве принципы различных школ, Александр Гречанинов несколько отличается в своих духовных сочинениях от других московских композиторов — при внешней схожести звучания. Он также иногда использует в своих песнопениях древние распевы, но распев («роспев») не является для него незыблемой основой композиции. В одних случаях Гречанинов использует распев как тему, которая развивается так, как могла бы развиваться любая другая, а в других случаях берет лишь интонацию распева. Так, например, он поступает в своем известнейшем концерте «К Богородице прилежно», в котором лишь в первых тактах слышится и узнается обиходная мелодия из молебна. В остальном же в музыке Гречанинова просматривается московская школа: его сочинения изобилуют септаккордами всех ступеней, задержаниями и многочисленными отклонениями, имеют сочную, многоголосную фактуру, а сочиненные самим композитором темы демонстрируют опору на романсовую мелодику.
Давая общую характеристику творчества А.Т. Гречанинова, хочется обратить внимание на одну деталь. Инструментальные сочинения, количество которых не уступает хоровым, вокальным и оперным опусам композитора, практически все пронизаны вокальным мелосом, а их фактуры часто напоминают переложенные для инструментов хоровые партитуры, как об этом пишут исследователи. Это является еще одним подтверждением того, насколько важное место занимала в творчестве Александра Тихоновича хоровая музыка — настолько, что инструментальные сочинения часто оказывались как бы вторичными.
Монументальный хоровой цикл «Страстная седьмица» был написан А.Т. Гречаниновым в 1912 году и может быть назван вершиной духовного творчества композитора. Текстовой основой сочинения являются молитвы, исполняемые во время богослужений последней — Страстной седмицы Великого Поста. Композитор использовал как те молитвы, которые звучат лишь раз в году, во время страстных богослужений, так и молитвы Всенощного бдения и Литургии. Таким образом, в цикле оказалось тринадцать номеров: «Се Жених» (песнопение Великого Понедельника на утрени); «Чертог Твой» (Светилен Великого Понедельника); «Во царствии Твоем» (в постовом варианте, с припевом «помяни нас, Господи»); «Свете Тихий» (из Всенощного бдения); «Да исправится молитва моя» (из Литургии Преждеосвященных даров); «Ныне силы небесныя» (вместо Херувимской, на Литургии Преждеосвященных даров); «Вечери Твоея тайныя» (Тропарь на Литургии Великого Четверга); «Разбойника благоразумнаго» (Светилен Великого Пятка); «Тебе одеющагося» (Стихира на Погребение Господне); «Бог Господь и Благообразный Иосиф» (Тропари в Субботу Преблагословенную); «Не рыдай мене, Мати» (Ирмосы Канона Субботы Преблагословенной, песнь девятая); «Елицы во Хиста…» и «Воскресни Боже» (вместо Трисвятого, и Аллилуарий Субботы Преблагословенной); «Да молчит всяка плоть» (вместо Херувимской на Литургии в Субботу Преблагословенную).
Во всех номерах цикла композитор использует мелодии канонических распевов, но лишь в одной части («Благообразный Иосиф») помечает, что это «обработка».
Тональный план цикла следующий:
1. № 1. E dur — cis moll;
2. № 2. Fis dur — Ais dur (B dur);
3. № 3. B dur — g moll;
4. № 4. es moll — Ges dur;
5. № 5. E dur — cis moll — D-E dur;
6. № 6. Des dur — F dur — Des dur;
7. № 7. E dur;
8. № 8. cis moll;
9. № 9. F dur — C dur;
10. № 10. Es dur — es moll (Es dur);
11. № 11. D dur — h moll;
12. № 12. D dur;
13. № 13. Des dur — Es dur.
«Страстная седмица» написана композитором для большого смешанного хора, а в некоторых номерах — в частности, в 5, 6, 7, 8, 11 и 13 номерах применяется двойной хор.
Первый номер — «Се Жених грядет» — исполняется в Великий Понедельник, а также в Великий Вторник и Великую Среду. Текст песнопения — Тропарь, предваряемый вступительной «Аллилуйей». Начинается песнопение величественно, мерной «поступью», в динамике f в плотном аккордовом изложении. Оно имеет вариантно-строфическую форму, состоящую из трех разделов-строф. Нужно сказать, что в целом хоральная фактура песнопения композитором полифонизирована, есть эпизоды диалогического изложения, а с 15 такта проходящая у тенора тема звучит как cantus firmus. Во всех разделах композиции развиваются одни интонации, третий же, отделенный автором двойной чертой, мыслится как смысловая реприза. Заключение изложено на тоническом органном пункте, а последний аккорд собирает звуки двух функций — тоники и доминанты, не давая окончательного завершения.
Второй номер цикла — «Чертог Твой» — Светилен (экзапостиларий) утрени Великого Понедельника. Вариантно-строфическая форма этого песнопения также имеет три раздела. Фактура хора очень прозрачная, молитвенное настроение создается благодаря изложению крупными длительностями в темпе moderato. К начинающей хор женской группе присоединяются мужские голоса, между партией басов и сопран возникает полифонический диалог (неточная имитация в инверсии). Постепенно голоса выстраиваются в хоральную вертикаль и в такой
фактуре изложен второй раздел. В нем обращает на себя внимание интересный гармонический прием: в низких мужских голосах композитор постоянно использует квинты, как гармоническую опору. Они создают эффект устойчивости, вернее, уверенности. В гармонии же избегается тоника. Таким способом композитор воплощает смысл текста молитвы, в которой слышится одновременно и уверенность и сомнение — уверенность в милости Божьей, в Божественной благодати и сомнение в собственном достоинстве принять эту благодать: «Чертог Твой я вижу, Спаситель мой, украшенным, но не имею достойной одежды, чтобы войти в него. Просвети одеяние души моей, Податель Света, и спаси меня» (адаптированное изложение).
Заключительный раздел (третья строфа) начинается полифонически, с имитационным проведением темы. Она проходит у сопрано, затем у тенора, а потом у баса. Альт же является как бы стержнем, на который нанизывается все голосоведение. Собирание голосов в аккорд подчеркивает и выделяет резюмирующий фрагмент текста, а слово «Светодавче» выделяется динамически.
В основу третьего хора «Во царствии Твоем» лег текст молитвы, исполняемой на постовых службах — это литургическое «Во царствии» с припевом «Помяни нас, Господи». Этот стих в каждом проведении исполняется солистом. В целом, эта диалогическая фактура напоминает пение с канонархом.
Начинается хор в тональности B dur в аккордовом изложении. Первые три такта звучат на одной тонической гармонии в плотном пятиголосии (альты делятся). Молитвенное состояние отображенное в хоре, достигается медленным темпом (Lento), размеренным движением на 3/2 и динамикой pianissimo. Вторая фраза звучит уже в g moll, фактура уплотняется. В дальнейшем развитии каждый стих этого хора изложен со своим красочным вариантом гармонии, но g moll остается главной тональностью.
Заключительный раздел хора близок начальному изложению и напоминает варьированную репризу. Вся форма композиции складывается в трехчастную структуру с неравными по объему частями — середина с вариантным развитием значительно больше крайних частей. В коде звучание высветляется, и заканчивается композиция одноименным G dur.
Диалогизированная фактура присутствует и в пятом номере цикла — «Да исправится молитва моя», построенном на чередовании сольных эпизодов и припевов («да исправится»), звучащих tutti у хора.
Четвертый номер цикла «Свете Тихий» — молитва Всенощного бдения. В форме хора можно выделить два раздела — строфы. Музыкальное изложение очень спокойное, динамика p, фактура изложена плотными аккордами, основная тональность es moll. Некоторую архаичность звучанию начала хора придает использование натуральной доминанты и «вращение» вокруг двух параллельных тональностей — es moll и Ges dur. С 12 такта, после отклонения в b moll, начинается новая волна развития (новый раздел). Музыка становится более активной и приводит к торжественному завершению в Ges dur.
Следующее сочинение цикла — «Ныне силы небесныя» написано для двойного смешанного хора. Эта молитва исполняется в пост во время Литургии преждеосвященных даров. Написан хор в сложной двухчастной форме с кодой, и ее первая часть сама трехчастна. Крайние части этой композиции (и кода) написаны в Des dur, средняя часть — в F dur. Начинается хор бархатным тембром вторых альтов на фоне басовой педали. Приглушенная динамика, мягкое звучание низких женских голосов создают поистине неземной образ. Тональное развитие этого хора более скромное, зато обильно использованы фактурные и динамические краски. Начинаясь на p , с полифоническим «плетением» голосов, звучание постепенно достигает динамики f. Фактура уплотняется, ее нижний «этаж» изложен параллельными квинтами и октавами у басов. Во второй части сочинения собственно и происходит деление на два хора. Этот прием, использованный также в хорах «Разбойника благоразумнаго» и «Не рыдай мене, Мати» способствует раскрытию смысловой многозначности текста молитв, а в хоре «Ныне силы небесныя» — также созданию пространственного эффекта: в храме в этот момент происходит движение — совершается перенесение в алтарь святых даров. Хочется сказать, что композитор очень чутко относится к логическим ударениям в тексте, для точной передачи которых использует переменный размер (3/4—4/4).
Во второй части номера звучность нарастает, достигается кульминация с динамикой fff и большим регистровым «захватом». Кода синтезирует все основные тематические элементы этой композиции.
Литургический Тропарь Великого Четверга положен в основу седьмого номера цикла — «Вечери Твоея тайныя». Форма этой композиции строфическая, состоящая из трех строф с дополнением. «Вечери Твоея тайныя» — хор необычайной красоты звучания. Начинается это повествование на низкой хоровой педали в тональности E dur. Мелодическая тема хора здесь звучит у сопран. Спокойное движение несколько «раскачено» синкопированным ритмом, но «стабилизировано» затем педалями низких басов. Красоту звучанию хора создают главным образом гармонические краски. Композитор использует задержания и обильные отклонения в родственные тональности. Во второй строфе использован двойной хор. Создается объемное звучание, а кульминация в результате развития выявлена очень ярко, благодаря наслоению фактурных пластов. Начинается движение к кульминации с октавного унисона альтов и теноров в нюансе pp. Таким образом как бы подчеркивается сокровенность этого фрагмента молитвы: «не бо врагом Твоим тайну повем» («не окрою я тайну врагам Твоим»). Со вступления второго хора, в котором преобладает синкопированный ритм, возрастает напряжение. В момент кульминации звучность доводится до очень большой силы.
Третья строфа вносит в звучание общее успокоение. Короткие мелодические фразы в нисходящем движении как бы символизируют покорность человека Божьей воле. В целом, окончание этого раздела близко по состоянию к первой строфе. Завершается хор небольшим дополнением «Аллилуйя».
«Да молчит всяка плоть» — грандиозный, монументальный финал сочинения. Этот хор можно также назвать кульминацией всего цикла. Текстовой основой является молитва, исполняемая вместо Херувимской на Литургии Субботы Преблагословенной. Композиция хора представляет собой вариантно-строфическую форму, состоящую из трех строф. Каждая строфа может быть условно поделена на два раздела: в первом происходит вариантное развитие заявленного тематического материала, а во второй — появляется новый. Кроме того, в этой форме просматриваются черты рондальности, в роли условного рефрена выступает начальное семитактовое построение. Начинается композиция в Des dur, в медленном темпе. Параллельное движение голосов, постепенное расширение диапазона звучания, поступенность интонационного строения мелодических линий создают ощущение непрерывного течения музыкальной мысли.
От слов «Царь приходит заклатися», характер звучания становится более сдержанным, даже строгим. Это — вторая строфа формы, приводящая к третьей, являющейся кульминацией и номера и всего цикла. Построена третья строфа на имитации колоколов. Ее ритмическая организация как бы изображает благовест: начинается движение крупными половинными длительностями на одном звуке, затем появляются четверти, затем восьмые… Таким образом создается эффект «раскачки» колоколов, присоединения ударов мелких колоколов к крупным. Интонационное решение эпизода «вращается» вокруг звука es. Все выразительные и звукоизобразительные приемы, использованные композитором, позволили завершить весь цикл могучим, гулким колокольным звоном, который зазвучал как символ Православной Руси, Святой и непобедимой…
Даже такой краткий обзорный анализ «Страстной седмицы» Александра Гречанинова позволяет сделать вывод о музыкальных богатствах, заключенных в этой партитуре, являющейся, безусловно, и вершиной творчества композитора, и одной из вершин русской хоровой музыки. Это сочинение исполняется не часто, поскольку предполагает очень большой состав исполнителей, поэтому оно, к сожалению, малоизвестно. Знакомясь с ним, понимаешь, каких высот достигла к ХХ веку русская хоровая музыка и каким неисчерпаемым потенциалом она обладает.
Опубликовано в: XII Красноярские краевые образовательные Рождественские чтения. — Красноярск: ООО «Издательский дом «Восточная Сибирь», 2012.