Семён Штивельман: Одесский бриз в сибирской оперетте

В октябре 1915 года в колоритной и солнечной Одессе родился человек, чья жизнь станет похожа на яркий спектакль с драматическими перипетиями, долгими странствиями и счастливым финалом на сибирской сцене. Семён Леонидович Штивельман (1915–2008) – режиссёр, педагог, театральный деятель, чьё имя неразрывно связано с историей музыкального театра в Сибири.

С.Л.Штивельман. Источник фото: Музыкальный театр Кузбасса им. А. Боброва

 

 

Одесса, война, дороги фронтовые

Его творческий путь начался в родной Одессе, где он окончил музыкально-театральный техникум и работал в Одесском ТЮЗе. Но мирную жизнь оборвала война. Молодой режиссёр вместе с театром был эвакуирован во Владикавказ. Однако артисты не отсиживались в тылу – они разъезжали с выступлениями по фронтам, поддерживая бойцов искусством, в котором даже в самые тяжёлые времена жила надежда.

После Победы он возвращается в Одессу, работает в Одесском театре музыкальной комедии, а затем судьба забрасывает его в Минск, в Белорусский государственный театр музыкальной комедии. Но главные его свершения были ещё впереди, за Уралом.

 

Сибирская глава: Кузбасс и Красноярск-26

В 1955 году Семён Леонидович возглавил Кемеровский театр музкомедии. А с 1962 года началась его красноярская легенда. Именно здесь, в Красноярском театре музыкальной комедии, он раскрылся как главный режиссёр, постановщик и учитель.

Его эпоха в Красноярске (1962–1971) стала временем творческого расцвета. Он ставил лучшие образцы оперетты – от классической «Летучей мыши» Иоганна Штрауса до советской «Белой акации» Исаака Дунаевского. Спектакли под его руководством, такие как «Поцелуй Чаниты», «Табачный капитан», «Сибирячка», получали дипломы высшей степени на всесоюзных фестивалях, прославляя красноярскую сцену на всю страну.

Источник фото: Государственный архив Красноярского края. Обложка пьесы «Белая ночь». Режиссёр С.Л. Штивельман

Но талант Штивельмана не умещался в одни стены. Он был художественным руководителем краевой филармонии, работал в Марийском музыкальном театре, а с 1976 по 1986 год создавал и возглавлял театр оперетты в закрытом городе Красноярск-26 (ныне Железногорске), где его постановки получали самую высокую оценку.

 

 

Учитель и хранитель

Семён Леонидович не просто ставил спектакли – он растил новые поколения артистов. Преподавая в Красноярском училище искусств на отделении музыкальной комедии, он заложил основы сибирской вокальной школы. Его ученики, такие как народный артист России Пётр Карпов и заслуженная артистка России Нина Ярова, с теплотой и благодарностью вспоминали своего учителя.

А после ухода с активной режиссёрской работы он нашёл себе новое, тихое, но чрезвычайно важное дело – с 1992 года и до последних лет он заведовал музеем родного театра. Он стал не просто хранителем архивов, но живой легендой и летописцем, который из первых уст мог рассказать историю красноярской музкомедии.

Источник фото: Государственный архив Красноярского края. Герои спектакля «Моя прекрасная леди». 1965 г. Основание: КГКУ «ГАКК». Ф.П-1053.Оп.1.Д.5.

 

 

«Красноярский одессит»: 90 лет лёгкости и преданности сцене

В 2005 году, когда Семёну Леонидовичу исполнилось 90 лет, коллеги устроили ему праздник в Доме актёра. И это был не обычный юбилей с официальными речами. Это был вечер, полный лёгкости, шуток и музыки – именно таким запомнился именинник.

«Не была б Одессою Одесса, не родись в ней Сёма Штивельман!» – пели артисты. А следующий куплет вызывал бурю восторга: «Отдали Крым им и Одессу, чтоб нам достался Штивельман!». Его одесское происхождение, остроумие и жизнелюбие были его визитной карточкой. Поздравляя его, главный режиссёр театра Юрий Гвоздиков с улыбкой говорил: «90 – это ещё не предел!», намекая на новые роли.

 

 

Наследие

Семён Леонидович Штивельман ушёл из жизни в 2008-м, в год, когда Красноярский театр музыкальной комедии, которому он отдал столько сил, получил новый статус, став Красноярским музыкальным театром, выйдя на новый уровень.

Его жизнь – это история о том, как одесский мальчик, прошедший войну, нашёл своё призвание в суровой Сибири и своим талантом, трудолюбием и неистребимым оптимизмом создал целую эпоху. Он был тем мостом, который соединил легкомысленный дух одесской оперетты с мощной сибирской культурой, оставив после себя не только спектакли и награды, но и живую, продолжающуюся традицию.

Источник фото: Красноярский музыкальный театр

 

Источники:

Красноярский музыкальный театр https://muztk.anedistudio.ru/about/

Государственный архив Красноярского края https://vk.com/wall-216694142_2038

 

 

София Андреева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *