«Травиата» — одна из красивейших романтических опер, написанная в середине XIX века (1853 г.), проходит со дня первой постановки практически во всех оперных театрах мира. Революционный для этого жанра сюжет «Травиаты» напомнил об уникальном и забытом качестве театра — катарсисе (др.греч. очищение). В Древней Греции катарсис являлся одной из первопричин создания трагедии — высокого театрального жанра, необходимого для духовного роста человека. Сквозь глубокие эмоциональные переживания, переживания вместе с тем, кто находился на сцене, человек способен возвыситься над мирским, очиститься от окружающей его «грязи».
Верди в своей опере дает зрителю понять истинную природу самой любви, ее силы и всемогущества. Виолетта Валери, женщина полусвета, единственно веруя в любовь и волю Господа, ломает преграды в сердцах людей, она открывает им новый мир, где живут настоящие чувства без масок и лжи. Это — история очищения души и духа от скверны бытия.
Молодому режиссеру-постановщику Надежде Столбовой, работающей в нашем театре с 2013 года, удалось сделать «Травиату». Опера молода, актуальна и понятна всем в исполнении Столбовой. Как и прежние семь работ режиссера, «Травиата» получила отклик в сердцах зрителей и привлекла внимание многих людей.
В первую очередь, стоит отметить визуализацию спектакля: дом Виолетты, уже явно старый, поддавшийся разрушению (на стенах подтеки, потрескавшаяся штукатурка), с большими арочными окнами — воплощение застоявшегося прошлого. Из мебели здесь только пара стульев, диван и фортепиано. Интересна работа с пространством: мизансцены выстроены таким образом, что складывается впечатление словно от передвигающегося фокус-взгляда камеры, кажется, что действие то приближается, то отдаляется. Динамичен и свет из окна, он соответствует течению времени: смене времени суток и времен года. Диван то и дело поворачивают к зрителю, как только приходят гости, выглядящие по-модернистски современно, а как только они покидают сцену, остается видимой только сломанная диванная спинка. Шум, блеск, восторг бала, с которого начинается действие оперы, здесь показан в реалиях, без светского гламура, и похож на очередную молодежную вечеринку где-то в большом доме. Гости бала не забывают, конечно же, все перевернуть, навести беспорядок и стремительно покинуть дом главной героини, всякий раз оставляя ее с собой наедине. Но не в этот раз…
Остается рядом и молодой пылко влюбленный в хозяйку дома Альфред Жермон. После упорных отказов героини, вокальные партии Альфреда и Виолетты сливаются в дуэте согласия и любви. Их движение от левого к правому краю сцены и выходом в центр, будет повторено при встрече с Жермоном-старшим, когда Виолетта, пожертвует собой и своей любовью ради счастья их семьи. Тем самым, главная героиня находит единственным путь очищения, об этом говорит постепенно осветляющийся цветовой колорит (стены, одежда). И во втором действии, когда жизнь куртизанки была оставлена, все предметы быта, используемые на балах и празднествах, покрыты белой тканью. трансформация образа Виолетты отмечена и в выборе одежды: Виолетта в свете — как и все, в темно-сером пальто, Виолетта с Альфредом — красное платье, Виолетта умирает — на ней остается лишь белое платье, как знак того, что она была прощена близкими людьми и Богом.
Хотелось бы отметить и исполнителей, задействованных в спектакле. Два первых показа оперы были представлены солистами красноярского Театра оперы и балета: заслуженная артистка России Вера Баранова (Виолетта), заслуженный артист России Герман Ефремов (Доктор Гренвиль), лауреаты международных конкурсов Инна Сподина (Виолетта), Сергей Осовин (Альфред Жермон), Андрей Силенко (Жорж Жермон), Дарья Рябинко (Флора), Андрей Колобов (Гастон, друг Альфреда), Анна Кравченко (Аннина), Владимир Комович (барон Дюфоль), солисты театра Ольга Басова (Флора), Алексей Бочаров (Жорж Жермон), Игорь Петряков (Гастон, друг Альфреда), Ольга Монастыршина (Аннина), Николай Пронин (барон Дюфоль), Вячеслав Нечипуренко (доктор Гренвиль).
В пятницу, третий показ премьеры, партию Виолетты исполнила Екатерина Миронычева, солистка театра «Новая опера» (г. Москва). Ее Виолетта — страстная и нежная, решительная и тонко переживающая. Тембр голоса Миронычевой многогранен, каждые, даже едва заметные, перемены в душе Виолетты, были переданы мастерски, весьма правдиво. Вместе с тем как главная героиня прошла свой жизненный путь, вместе с тем как преобразилась ее душа и вера в любовь, каждый в зале глубоко проникся и прожил с Виолеттой Валери стремление к чистой любви.
Особенно в этом помогло строение оперы (в оригинале — 3 действия) — первое и второе действия объединили в одно, третье оставили как есть. Получился впечатляющий контраст, только усиливающий восприятие оперы: 1 действие — масштабное, с высоким эмоциональным напряжением, где происходят и завязка, и конфликт. А противостоит ему камерное второе, Виолетта и ее любовь, здесь только близкие ей люди, и она сама настоящая, любящая, осознавшая смысл своей жизни.
В новой интерпретации Надежды Столбовой всем знакомая «Травиата» открылась красноярской публике с еще одной значимой стороны, воплощающей идею катарсиса. Надеемся, что в будущем театральном сезоне, «Травиата» станет постоянной частью репертуара Красноярского театра оперы и балета.
Ксения Мигмарова
Фото со страницы vk.com Екатерины Миронычевой