Чернышов В.В. История Енисейской епархии на рубеже XIX—XX вв. в документах Государственного архива Красноярского края

Государственный архив Красноярского края является одним из крупнейших хранилищ документов в Сибири. На хранении в архиве находятся различные документы — органов государственной власти и управления разного уровня, научных и культурных учреждений, материалы из личных коллекций, документы, отражающие экономическую жизнь края и т.д. Они охватывают большой исторический период — с конца XVIII века по настоящее время.

При этом значительная часть материалов досоветских фондов — это документы, в различной степени отражающие деятельность Русской Православной Церкви — Святейшего Синода и епархиальных органов управления, отдельных приходов и монастырей, церковно-приходских школ и духовных училищ. Исследователи могут изучать совершенно разные периоды истории православия на берегах Енисея, рассматривать различные аспекты этой истории — от глобальных проблем до узких вопросов. Наиболее полное отражение в документах ГАКК находят вопросы, связанные с развитием Енисейской епархии на рубеже XIX—XX вв.

Енисейская епархия была учреждена 25 мая 1861 г. после разделения Томской епархии, в состав которой входили территории Томской и Енисейской губерний. В состав новой епархии вошли приходы, расположенные только на территории Енисейской губернии. Но, несмотря на это, епархия включала громадные пространства, население которых постоянно росло. Так, если в 1885 г. в Енисейской губернии православное население насчитывало 305000 человек, то к началу XX века — 674602, что составляло 95% всего населения. Для управления такой епархией была создана соответственная система органов епархиальной власти.

Структура епархиального управления четко прослеживается в документах. Во главе епархии стоял епархиальный архиерей — епископ Енисейский и Красноярский, «…главный в епархии учитель веры и нравственности, главный священнослужитель и правитель по всем видам власти, администратор, судья, надзиратель и руководитель в проповедовании слова Божия, богослужении, управлении всеми предметами, учреждениями и должностными лицами…» [1].

Под непосредственным началом епархиального архиерея действовала духовная консистория — коллегиальное учреждение, ведавшее делами церковного управления и суда, состоящее из четырех человек [2]. На заседаниях консистории решались самые различные вопросы: о назначении и увольнении священнослужителей, о награждении церковных старост, о причислении деревень к приходам, об открытии новых приходов, о постройке новых церквей, о неправильном ведении метрических книг, о расторжении брака, о выдаче выписок из метрических книг о рождении, сочетании браком, смерти. Разбирались на заседаниях консистории и вопросы уклонения прихожан от христианских обязанностей. Протоколы заседания консистории должны были утверждаться епархиальным архиереем, и только тогда они вступали в силу. Для производства дел при консистории действовала канцелярия, которая состояла из секретаря, 4-х столоначальников, казначея, регистратора, архивариуса, определенного количества писцов.

Для попечения о сиротах и их имуществе, престарелых и больных представителях духовенства, находящихся за штатом, действовало особое учреждение — епархиальное попечительство. Этому учреждению епархиальные власти уделяли особое внимание. Об этом говорит тот факт, что в 1885 г. из четырех чинов попечительства три были членами консистории [3]. В попечительство поступали деньги из кружечного сбора и от продаж крестиков в церквях Енисейской епархии, от сбора по пригласительным листам, проценты с основного попечительского капитала, отчисления в пользу попечительства одного процента из церковных доходов, пожертвований разных лиц и учреждений, из штрафных денег, взысканных с лиц духовного звания по определениям консистории, от удержания части доходов от вакантных мест для священников и церковнослужителей.

На территории округов (позднее уездов) Енисейской губернии действовали более низкие инстанции церковного управления и суда — духовные правления, подчиняющиеся архиерею и консистории. К началу XX века их насчитывалось пять по числу округов — Красноярское, Ачинское, Канское, Минусинское и Енисейское.

Территория епархии делилась на благочиннические округа (благочиния). Таких округов было немного. Например, в 1871 г. территория Красноярского, Ачинского, Енисейского и Канского округов подразделялась на три благочиния, а территория Минусинского округа — на четыре.

Во главе каждого благочиннического округа стоял благочинный. Благочинные окормляли приходы и духовенство вверенного им благочиния, церковно-приходские школы, курировали преподавание Закона Божиего в обычных школах. Два раза в год благочинный должен был объезжать свой участок и проверять состояние церковных зданий, сохранность церковного имущества, всю церковную документацию — метрики, росписи, брачные обыски, приходо-расходные и строительные книги; соблюдение духовенством принятых норм, отношение духовенства к своим пастырским обязанностям. При выявлении непорядков благочинный принимал меры к их устранению, а о более важных случаях сообщал епархиальным властям. В конце года благочинный составлял для епархиального архиерея подробный отчет о своих действиях и о состоянии церквей и причта. Исполняли благочинные и особые поручения епархиального начальства. Например, в 1885 г. епархиальный архиерей распорядился, чтобы благочинные усилили контроль за преподаванием Закона Божиего в школах, вели, по возможности, во всех приходах собеседования о предметах веры и благочестия христианского, пополняли церковные библиотеки книгами для чтения, принимали меры к приведению в порядок продажи свеч при церквях и тем самым увеличивали свечную прибыльную сумму, которая в последние годы стала значительно уменьшаться.

Благочинный и другие должностные лица благочиния (депутат духовенства, духовник духовенства, помощник духовника и др.) избирались на съезде духовенства благочиния. В съездах участвовали представители всего духовенства от священников до псаломщиков. Кто не мог присутствовать, передавал свои голоса другим. Первоначально проходили выборы кандидатов на должности. Получившие высшие баллы кандидаты участвовали в следующем голосовании. Протоколы выборов утверждались епархиальным архиереем. Избранные давали
присягу, в которой обязались «согласно с церковными правилами, уставами, предписаниями и наставлениями начальства в совершенном ему послушании вести себя благовейно, честно, воздержно и не корыстолюбиво, при уверенности, что поступки служителя церкви, причиняя более соблазна в обществе, нежели поступки мирянина, по справедливости подлежат более строгому взысканию» [4].

В свою очередь благочиннические округа делились на церковные приходы. Приходы отличались друг от друга протяженностью территории, количеством прихожан, финансовыми возможностями. Главным при организации прихода была возможность для прихожан посещать приходскую церковь. Поэтому часто границы приходов не совпадали с границами волостей. Но в условиях больших неосвоенных пространств Сибири, даже при компактном приходском делении, некоторые населенные пункты были оторваны от приходских центров, особенно на севере Енисейской губернии, а сами приходские центры от благочиннических округов. Так, приход чунской Петропавловской церкви относился к 1-му благочинию Канского округа, но находился на территории Пинчугской волости и был отделен от благочиния тайгой. Поэтому корреспонденция между причтом Чунской церкви и благочинным направлялась через почтовое отделение в селе Рыбинском-на-Ангаре или Пинчугское волостное правление [5].

Проблема решалась или выделением новых приходов, или путем открытия часовен.

Верующие деревень, находящихся вдали от церквей, по воскресным и праздничным дням собирались в часовнях для молитвы. В часовнях происходило чтение книг, в основном религиозного содержания, для чего во многих деревнях имелись чтецы, состоящие под пристальным надзором приходского духовенства. В часовнях совершались богослужения; когда в деревню приезжал священник, прихожане приходили на Таинства Исповеди и Причастия, деревенские дети обучались молитвам. Епархиальные власти понимали пользу часовен и удовлетворяли прошения об их открытии [6].

Особенно интенсивно новые приходы начинают открываться в начале XX века, когда в результате переселенческой политики население губернии резко возросло. При этом активную роль в организации новых приходов играло само население. Сначала этот вопрос обсуждался на сельском сходе, а потом уже решался епархиальными властями.

Приходские священники были важнейшим звеном епархиального управления. Именно они напрямую общались с населением, знали его жизнь, в той или иной степени влияли на него. Теснейшим образом деятельность приходского, особенно сельского, духовенства пересекалась с деятельностью местной гражданской администрации. Ведь, кроме богослужения и общения с прихожанами, в ведении приходского духовенства находилась регистрация актов гражданского состояния — рождения, сочетания браком, смерти.

Приходское духовенство, само не очень богатое — в 1898 г. к приходам с беднейшим причтом Енисейской епархии относились один в Ачинском округе, по три прихода в Енисейском, Канском, Красноярском и Минусинском округах, — чем могло, оказывало материальную помощь населению. В открытой при назаровской Троицкой церкви богадельне содержалось 23 человека, в богадельне при рыбинской Петропавловской церкви — 3 человека, в богадельне при церкви Троицкого солеваренного завода — 12 человек [7].

Приходское духовенство оказывало существенное влияние на образование и культуру. В тех приходах, где не действовали министерские (государственные) школы, открывались церковно-приходские, при церквях действовали библиотеки, число которых постоянно увеличивалось. В библиотеках находилась литература не только духового содержания. Так, при церквях одного из благочиний в библиотеках было: 20 книг Священного Писания, 47 книг святых отцов, 70 книг богословского содержания, 124 книги поучительного содержания, 62 книги исторического содержания, 63 книги разного содержания, что составило 386 томов. Выписывались и периодические издания: «Воскресное чтение» — 8 экземпляров, «Христианское чтение» — 427 экземпляров, «Православный собеседник» — 12 экземпляров, «Духовная беседа» — 45 экземпляров, «Руководство для сельских пастырей» — 123 экземпляра, «Странник» — 239 экземпляров, «Православное обозрение» — 22 экземпляра, «Творения святых отцов» — 246 экземпляров, «Дух христианина» — 6 экземпляров, «Иркутские епархиальные ведомости» — 52 экземпляра, «Современный листок» — 2 экземпляра [8].

Учебные заведения также действовали и при монастырях. На рубеже XIX—XX вв. монастыри находились в Туруханске — Троицкий мужской монастырь, в Енисейске — Спасский мужской и Иверский женский монастыри, в Красноярске — Успенский мужской монаcтырь и Знаменский скит. Наиболее крупное монастырское учебное заведение действовало с 1873 г. при Енисейском женском монастыре. Девичье училище помещалось в корпусе настоятельницы монастыря в двух просторных и одной небольшой комнатах. Персонал состоял из начальницы училища, трех преподавательниц — девиц духовного звания, окончивших курс в этом же училище, и казначеи. В училище обучались как ученицы представители духовного звания, так и других сословий. Предметами обучения были Закон Божий, русский язык, арифметика, география, русская история, чистописание, изучение старославянского языка, пение [9].

О влиянии духовенства в деле просвещения населения говорит один очень любопытный документ. 26 сентября 1886 г. Императорская археологическая комиссия направила в различные православные епархии Российской империи, в том числе и Енисейскую, просьбу о том, чтобы местные духовные власти помогли в деле сохранения археологических памятников. В документе отмечается, что почти ежедневно крестьяне выкапывают на полях предметы старины — клады с монетами и драгоценностями, железными, медными или каменными орудиями, которые в их глазах большей частью не имели никакого значения и поэтому они их или продавали за копейки, или выбрасывали. Императорская археологическая комиссия готова была выдавать неплохое вознаграждение за эти предметы. Но крестьяне или не знали об этом, или не хотели связываться по этому поводу с гражданскими властями или полицией. Таким образом, великое множество памятников старины ежегодно выкапывалось и уничтожалось. Императорская археологическая комиссия пришла к заключению, что почти единственным орудием в борьбе против этих явлений являлось содействие в этом деле духовенства. Близко стоящие к народу, находящиеся в постоянном общении с крестьянами, жившие их же жизнью, сельские священники легко могли бы оказать археологии России неоценимую услугу и спасти от разрушения тысячи и тысячи памятников старины. Священникам, по мнению комиссии, легко было достигнуть этого, указав крестьянам на археологическое значение находимых ими предметов, а главное, на представляемую этими вещами материальную стоимость и на возможность получения вознаграждения от Императорской археологической комиссии. Священники могли бы даже взять на себя отправку вещей в комиссию и передачу денег. Епархиальное начальство очень серьезно отнеслось к этой просьбе, и 3 октября 1886 г. епископ Енисейский и Красноярский Тихон распорядился «пригласить духовенство Енисейской епархии к содействию по предмету настоящего отношения. Само отношение передать в редакцию “Енисейских епархиальных ведомостей” для напечатания» [10].

Приведенные выше сведения из истории Енисейской епархии являются лишь малой частью того богатого материала, который находится на хранении в Государственном архиве Красноярского края. Многие документы еще ждут своего изучения.

Примечания

1 Брокгауз. Ф.А. , Ефрон. И.А. Энциклопедический словарь. —1991. — С.167
2 Краевое государственное казенное учреждение «Государственный архив Красноярского края». Ф. 674. Оп. 1. Д. 4527. Л. 1
3 Там же. Л. 4
4 КГКУ «ГАКК». Ф. 674. Оп. 1. Д. 1025. Л. 228
5 КГКУ «ГАКК». Ф. 674. Оп. 1. Д. 4630. ЛЛ. 86—87 об.
6 КГКУ «ГАКК». Ф. 674. Оп. 1. Д. 4527. Л. 6
7 КГКУ. «ГАКК». Ф. 674. Оп. 1. Д.4666. Л. 8
8 КГКУ «ГАКК». Ф. 674. Оп. 1. Д. 894. Л. 1 об.
9 КГКУ «ГАКК». Ф. 674. Оп. 1. Д. 4258. Л. 107—112
10 КГКУ «ГАКК» Ф. 674. Оп. 1. Д. 4535. ЛЛ. 19—21.

 Опубликовано в: Православие, Россия: размышление о прошлом, взгляд в будущее. Сборник материалов научной конференции с международным участием. Красноярск, 12—14 октября 2011 г. / [Красноярская митрополия Русской Православной Церкви, Красноярский региональный общественный фонд попечения о духовно-нравственном возрождении Сибири «Ладанка» и др.] — Краcноярск: Издательский дом «Восточная Сибирь», 2012.  (Музейно-просветительский центр духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом»)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *