Долганы — молодой народ Красноярского края

Подледная рыбная ловля 1938 г. Автор И. И. Балуев.

9 августа отмечается Международный день коренных народов мира. Мы расскажем про долган — коренной народ Таймыра, считающийся самым северным тюркоязычным народом в мире.

Долганы – один из самых молодых народов России. Окончательно он сформировался лишь в начале XX века. А появился этот народ в результате смешения живших на севере нынешнего Красноярского края русских старожилов, якутов и эвенков.

Основная часть долган населяет территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в Красноярском крае. Также долганы проживают в Якутии, на Украине, в Белоруссии, Казахстане.

Долгое время у этого народа не было общего названия, его представители называли себя по имени рода. Этноним «долган» произошел от названия эвенкийского рода народности, переводится как «средний, внутренний, срединный». С 1935 года официально было принято называть долган «саха». Другое наименования народа: «тыа-кихи». Якуты называют их «тыа».

Автор фото И. И. Балуев. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея.

Долганы издавна были приверженцами пантеизма, анимизма. Позже, с приходом русских, они приняли православие, проходили обряд крещения. Казаки при крещении давали долганам свои фамилии, которые сохранились до сих пор. Религия народа сочетала в себе православие и традиционные верования. Войдя в жилище, долганы крестились, на видном месте стояли иконы, перед ними совершали молитвы. Календарь долган был построен на православных святцах, а специальный шестигранник, по которому отсчитывали дни, назывался «паскал».

Почитали долганы «сайтаанов» — покровителей охоты и семьи. Ими могли быть различные предметы, например, рога или камень необычной формы, в которые шаман вселял духа «иччи». Существовала культовая скульптура из дерева.

Основная часть народа к 1920-м годам жила в «станках» — маленьких поселках вдоль тракта, который соединял Якутию с Таймыром.

Семьи долган были патриархальными и в основном малыми. Счет родства вели по мужской линии, семейная терминология была якутского типа. Раньше мужчины-долганы могли продать заезжему гостю свою дочь или сестру, а если нужно было ему угодить, отдавали даром. Сегодня такого обычая уже не существует. Девушки, как и раньше, подчиняются отцу, но стараются выбрать жениха самостоятельно и не склонны выходить замуж по принуждению.

Музыкальный фольклор долган схож с музыкой ненцев, северосибирских русских старожилов, эвенков, энцев, нганасан. Выделяют 4 музыкальных жанра: обрядовый, эпический, фоносигнальный, инструментальный

С начала XX века долганы используют в музыке и песнях якутский щипковый, самозвучащий варган. Он представляет собой пластинку из металла с вырезанным язычком, к которому закреплена веревочка.

Автор фото: Андрей Кийко

Этот народ с древних времен создал комплекс запретов, правил, обрядов, поверий, связанных с использованием природных ресурсов и направленных на то, чтобы попусту не истрачивать их, не нарушать стабильную экологическую систему. Таким образом, они старались охранять окружающий животный и растительный мир от напрасного истребления. Эти верования сохранились в долганском фольклоре.

В похоронных обычаях долган переплетены национальные и православные традиции. В отличие от других народов, долганы хоронили усопших в земле, но сверху на могилу сваливали дерево или ставили украшенный резьбой деревянный сруб. На могилах устанавливали кресты, около которых оставляли имущество, принадлежавшее умершему: одежду, нарты, разрубленные пополам. Оленеводам ставили шест с головой оленя.

Хотя православная вера и стала одним из объединяющих факторов для долган и русских, среди коренного народа до сих пор можно найти приверженцев традиционных верований якутов и эвенков – шаманизма и анимизма.

Дмитрий Кокорин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *