Иван Шмелев — один из наиболее удивительных писателей России прошлого века. Свои лучшие произведения Иван Сергеевич написал, живя в эмиграции, но оставаясь при этом абсолютно «русским» по языку и по духу. Шмелев — один из первых, кто нашел смелость рассказать о жестокости революционного времени, в которое он лично потерял любимого сына, но и один из лучших, кто сумел спустя годы описать дореволюционную Россию.
Именно ей, ее быту, ее нраву и ее людям посвящена повесть «Богомолье». Незамысловатый сюжет на основе воспоминаний из детства: отец автора сначала, вопреки желанию, отпускает юного Ваню Шмелева вместе со своим работником Горкиным в паломничество в Свято-Троицкую обитель в Сергиевом Посаде, а затем неожиданно решает присоединиться к ним сам — хотя это и идет в разрез с интересами его артели. «На доброе дело ухожу, никак нельзя. Вырастешь — поймешь. Самое душевное это дело — на богомолье сходить».
Путь неблизкий — «семь десятков верст» — и медлить нельзя, так как пора сенокоса.
И вот они — три совсем разных человека — идут к святыне, идут «к Преподобному», как говорит сам Горкин. Идут — и находят попутчиков, совершенно меж собой не похожих, но объединенных общим душевным порывом. Идут — и становятся свидетелями разных событий, веселых и грустных, проникновенных и забавных, но одинаково раскрывающих суть Православной веры.
Каждая страница, каждая эпизод повести наполнен светлым преображающим стремлением к Богу. Но особенное впечатление производят те моменты, где Шмелев совершает, казалось бы невозможное: описывает молящихся и их чувство: «Я вижу слезы, блистающие глаза, новые лица, просветленные. Стискивает в груди восторгом. Какая сила, какой разливающийся восторг! И — чувствуется — какая связанность. Всех связала и всех ведет, и поднимает, и уносит это единое — эта общая песнь — признанье — „Единому безгрешному“. Все грешные, все одинаки, все притекаем, все преклоняемся».
Еще одна важная особенность повествования — это незримое, но осязаемое присутствие в нем самого преподобного Сергия Радонежского, молитвенного заступничества от которого ждут едва ли не все действующие лица. И своим подвигом и величием духа он укрепляет их души и их силы.
«Богомолье» было с восторгом принято читателями сначала среди русских эмигрантов, а затем уже и в Советском Союзе, когда в нем стала возможной публикация такого произведения. О политике в повести нет ни слова, но она отлично передает дух той самой, утерянной навеки старой России — в чем-то наивной, в чем-то несовершенной, в чем-то подслеповатой, но такой прекрасной для потомков спустя столетия в своей простоте и неспешности.
Поэтому семь десятков верст, которые прошли герои «Богомолья», позволят и современному читателю найти свой путь к светлому наследию, оставленному многими поколениями своих предков.