Недавно сотрудники «Касьяновского дома» вернулись из Канска, где провели два насыщенных дня. Дружба с Канским краеведческим музеем у нас давняя, ещё с тех пор как молодые тогда журналисты, будущие авторы идеи «Касьяновского дома» Геннадий Малашин и Сергей Щеглов в 1993 г. снимали в Канске фильм «Улица без названия».
Тогда произошло знакомство красноярских журналистов с директором Канского краеведческого музея Галиной Ивановоной Усольцевой (ныне покойной) и главным хранителем Галиной Петровной Павлюковской. Журналистов и музейщиков объединил старый дом — дом семьи Теряевых, в котором в годы Гражданской войны жил автор первого советского романа «Два мира» Владимир Яковлевич Зазубрин.
Зазубрин — выдающийся писатель, но, как отметил Виктор Петрович Астафьев, таких хороших писателей в нашей огромной стране по пять на область, поэтому мы их не ценим. Для города Канска, однако, имя это очень важно, как и имя другого писателя, несколько лет жившего в Канске — Аркадия Стругацкого. Но об этом после.
Тогда, в 93-ем, Геннадий Малашин и Сергей Щеглов в своём фильме показали дом Теряевых и рассказали о давней мечте Канского музея открыть свой филиал в этом доме — Дом-музей В.Я. Зазубрина, где можно было бы говорить и о творчестве писателя, и о страшных страницах истории Гражданской войны. Но ни тогда, ни через десять лет, когда о поддержке этого проекта заявил мэр Канска Сергей Гуров, дело не сдвинулось с мертвой точки. Сил деятелей культуры — музейщиков, журналистов и даже Виктора Петровича Астафьева — не хватило на то, чтобы преодолеть инерцию городских властей, их нежелание создавать себе новые проблемы. Конечно, ведь в доме Теряевых располагалась семенная лаборатория, которую неминуемо пришлось бы куда-то переселять. Городу такое было явно не под силу.
И даже через двадцать лет Дом-музей В.Я. Зазубрина не создан, но музейщики Канска и Красноярска не опускают руки. Давняя дружба приносила свои плоды неоднократно и приносит до сих пор, как мы убедились во время последней поездки.
За эти годы родился и вызрел другой проект — нашего Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом». И он взял на себя частично то, о чём много лет назад мечтали применительно к Дому-музею В.Я. Зазубрина. «Касьяновский дом» реализовал уникальный научно-исследовательский проект, связанный со зверски замученным священником села Апанского Димитрием Неровецким, канонизированным в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской. Скоро выйдет книга Геннадия Малашина «Он не жил, а горел ради Церкви Христовой», презентация которой пройдёт 28 октября на Красноярской ярмарке книжной культуры.
Презентацию эту «Касьяновский дом» задумал как дискуссию с участием историков, краеведов и музейщиков. Одной из целей нашей нынешней поездки и была договорённость об этом участии, а также подбор дополнительных материалов для книги.
Пока в 2013 г. велись поиски информации о Димитрии Неровецком в последнем месте служения святого, сотрудники «Касьяновского дома» познакомились еще с одним музеем непростой судьбы — Абанским краеведческим музеем и с его директором, Раисой Александровной Парохонько.
Теперь в 2015 г. в Канске должны были встретиться сотрудники «Касьяновского дома», Канского и Абанского музеев, чтобы вспомнить прошлое и потолковать о будущем. «Касьяновский дом» сейчас готовит экспозицию для Красноярской ярмарки книжной культуры, где хотелось бы представить и эпоху Гражданской войны. За помощью в этом деле мы и обратились к музейщикам Канска и Абана — нашим старым друзьям.
И они откликнулись. Так широко, как только могут откликнуться музейщики, к которым пришли за помощью. Я не буду сейчас перечислять все те предметы, что нам предоставили для выставки, но скажу, что мы были впечатлены богатством фондов районных музеев и только объективные обстоятельства не дали нам возможности на нашем маленьком стенде в МВДЦ «Сибирь» представить все интереснейшие реликвии раннесовесткого периода.
Так были определены время и место следующей встречи «Касьяновского дома» с музейщиками Канска и Абана — 28 октября в Красноярске на КрЯКК.
Надо сказать, что в Канск «Касьяновский дом» не приехал с пустыми руками. Наш музейно-просветительский центр развивается и уже достиг той стадии, когда не только собирает свою собственную коллекцию, но может уже помочь и другим музеям, отдалённым от краевого центра и находящимся в более тяжелых условиях, чем «Касьяновский дом». В подарок Абанскому музею мы собрали небольшой альбом с коллекцией монет позднесовесткой эпохи.
Кроме того, для каждого из наших друзей персонально подобрали комплект литературы по истории духовной культуры. Эту большую работу провели исполнительный директор КРОО «Ладанка» Андрей Бардаков и его заместитель Василий Перевалов (который также принял на себя исключительно трудную миссию по материально-хозяйственному обеспечению нашей поездки).
Канскому музею Геннадий Малашин и Сергей Щеглов в память о давней дружбе преподнесли интересные документы из своих личных собраний.
Приехали мы в Канск большой и представительной делегацией, каждый из участников которой в ходе двухдневного пребывания в Канске нашел большое поле для деятельности. Но прежде мы познакомились с коллегами из Канска и Абана (ведь некоторые из нас были здесь впервые), осмотрели экспозицию Канского музея, включая выставку, посвящённую В.Я. Зазубрину.
Канские музейщики оказали большую помощь в подборе фотографий для иллюстрирования книги о священномученике Димитрии Неровецком, над чем увлеченно работали автор книги Геннадий Малашин и дизайнер Максим Бурнышев, также прибывший в Канск в составе нашей делегации, с главным хранителем Канского музея Галиной Петровной Павлюковской. Сотрудничество в этой сфере ещё будет продолжено (свой вклад в оформление внесли также абанские музейщики и архивисты).
Кроме того, наши канские друзья организовали для нас встречу со студентами Канского педагогического колледжа, чтобы будущие педагоги познакомились с «Касьяновскоим домом».
28-го вечером мы уже собирались уезжать и прощались, как вдруг директор Канского краеведческого музея Лариса Владимировна Малюченко предложила нам посмотреть выставку «Аркадий Стругацкий & Канск. Космический шанс». Выставка должна была открыться открыться на следующий день и еще доделывалась, но нам гостеприимно предложили на нее взглянуть.
Эта выставка (в выставочном зале Канска) показала нам полет фантазии, желание нестандартно мыслить и по-новому представлять экспозиции, а также желание показать и писателя, и созданный им мир. Это было ново. То, что примелькалось в нашем КИЦе, вызвало удивление, когда мы увидели это в Канском музее. Здесь музей далеко вышел за рамки своего краеведческого профиля и действовал не столько даже как классическая художественная галерея (это было бы понятно, ведь у музея есть обширный фонд произведений искусства), но как музей современного искусства.
Вспоминая об этой поездке, сказать хочется о многом, но главное, что мы там почувствовали — это дружеская атмосфера. И как-то не хотелось бы употреблять здесь планово-отчётное бюрократическое слово «партнер». Партнерские отношения редко когда бывают такими теплыми и доверительными, какие сложились у наших музеев. Это хорошо понимаешь, когда сидишь за чаем с замечательным брусничным пирогом от Галины Петровны или с нею отбираешь экспонаты для выставки, когда постепенно раскрываются запасники музея. А запасники — это внутренняя красота музея, это новое его измерение, в котором заложено не только прошлое, но и будущее музея. И если мы участвуем в раскрытии этого будущего — нам очень повезло.