Охотники на невидимых монстров

9899460598e394cb692d0c1bd0051b10

Как создать своего монстра

В социологии и психологии есть такое понятие как «самосбывающийся прогноз» или «самосбывающееся пророчество». Это когда человек, крепко уверовав во что-то изначально несуществующее, своим поведением и поступками добивается того, что оно воплощается в реальность, причем, как правило, неосознанно.

Примеров этому мы можем найти множество, начиная от легенд древних времен (греческой — об Эдипе, древнерусской — о князе Олеге) и кончая современной массовой культурой. Да что там мир воображаемый! Каждому из вас, дорогие читатели, достаточно вообразить кого-то из своих коллег личным непримиримым врагом, яро желающим вам зла, начать анализировать его поступки с этой стороны, как бы «противодействовать» ему, чтобы тот им, в конце концов, стал в действительности.

И не иначе как примером самосбывающегося пророчества лично я считаю нашедший широкое отражение в российских средствах массовой информации инцидент в Екатеринбурге. На два месяца по подозрению в разжигании вражды (ст.282 Уголовного Кодекса Российской Федерации) и оскорблении чувств верующих (ст.148 УК РФ) был арестован известный под псевдонимом «Руслан Соколовский» 22-летний видеоблогер Руслан Сайбабталов (8 сентября он был отпущен из следственного изолятора под домашний арест).

Поводом стал опубликованный молодым человеком в Интернете видеоролик, где он, находясь в екатеринбургском Храме-на-крови, играет в популярную игру для смартфонов Pokemon GO. Этот храм, возведенный на месте расстрела царской семьи в 1918 году, месте особом не только для верующего, но и просто любого человека, имеющего представления о добре и о зле, был выбран им вполне осознанно. Так же осознанно Сайбабталов-Соколовский сетует на то, что «не удалось поймать самого редкого покемона — Иисуса; возможно потому, что его не существует».

Монстры и охотники

И здесь мы видим плоды самосбывающегося прогноза. Видеоролик с «охотой» на монстров из мультфильма не был случайной выходкой. Как представляется, в какой-то момент времени Руслан приобрел твердую уверенность в том, что его главным врагом является Русская Православная Церковь вместе с религией и моралью как таковыми. Он на протяжении двух лет вел канал на видеохостинге YouTube, где регулярно выкладывал ролики антиклеркиального содержания, редактировал соответствующий журнал, вел сообщества в социальных сетях.

Ничто из этого, безусловно, не является преступлением с точки зрения российского законодательства. Никто в нашем государстве не запрещает отвергать веру в Бога. Никто не запрещает критиковать религию как социальный феномен. Никто не запрещает атеистам выражать свои взгляды. Например, уже в течение многих лет с критикой и Церкви, и религии как таковой не прекращает открыто выступать такой яркий публицист как Александр Невзоров.

Но вот в том-то и дело, что сравнивать деятельность Невзорова и Руслана Соколовского так же уместно, как, скажем, сопоставлять сатирические памфлеты Джонатана Свфита с настенными надписями на рабочих окраинах. «Герой» екатеринбургского инцидента, во-первых, не обладает хоть сколько-нибудь компетентными знаниями ни о религии как таковой, ни о взаимоотношениях Церкви и общества в современной России. Например, в одном из интервью Соколовский возмущается тем, что в «школах ввели изучение Закона Божьего», хотя ни для кого не секрет, что такого предмета в российских школах нет, и не было с дореволюционных времен. Во-вторых, своей целью блогер ставит не критику Церкви, а прямое оскорбление самих основ Православия как вероучения.

Более подробно о содержимом канала и сообществ Соколовского говорить как-то и не хочется — если честно, оно вызывает отвращение. Неумелое гримасничанье, откровенно аморальные высказывания, нецензурная ругань, — вот на основе этих трех китов Соколовский и вел свою деятельность. Вел, при этом, небескорыстно, не гнушаясь платной подпиской, рекламой и другими сомнительными для «идейного борца» вещами.

Монстры, которые поглощают людей

Соколовский видел врага в Церкви — и она, в конечном счете, для него им и стала. Не по своей воле, но в силу законодательства Российской Федерации. Здесь сработало другое самосбывающееся пророчество уровня всего российского общества — темы не всегда адекватного поведения игроков «Pokemon GO» и потенциального конфликта этого поведения с законом о защите чувств верующих необычайно активно муссировались в СМИ, и реальный скандальный прецедент казался уже вопросом времени. Прекрасно зная это, борец с «мракобесием» и бросил вызов своему непримиримому врагу тем способом, которого все уже ждали. И, к всеобщему удовлетворению, получил ровно тот результат, который и ожидался.

 Характерно, что сама Церковь этого глубоко несчастного молодого человека своим врагом не видит.

«Мы не жаждем крови, нам просто важно, чтобы такие поступки не распространялись дальше», — сказал, комментируя случай, Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, подчеркнув, что для него абсолютно неприемлемыми в деятельности задержанного являются именно оскорбления Бога и Пресвятой Богородицы. Иерарх добавил: «Мы бы хотели, чтобы он поучаствовал в работе наших служб милосердия, увидел жизнь с другой стороны. Мы бы хотели, чтобы он участвовал в оказании помощи инвалидам, старикам и детям. Может быть, это помогло бы ему иначе взглянуть на жизнь».

Призыв митрополита «увидеть жизнь с другой стороны» актуален не только для самого Руслана Соколовского, но и для тех, кто его в эти дни активно поддерживает. Целый ряд российских СМИ, к сожалению, вслед за своим героем не чужд охоте на только им видимых монстров. Церковь, в их представлениях, — это a-priori оплот мракобесия и косности, а любой, кто назовет себя борцом с ней — попросту добролюбовский «луч света в темном царстве». Даже если этот «луч» в своих видеороликах утверждает, например, что «необходимо получать законодательное разрешение на рождение ребенка, прежде чем плодить выродков».

Русская Церковь за более чем тысячелетие своей истории пережила раскол, болезненное слияние с государством, не менее болезненное от него отделение, открытые гонения и репрессии. Так что, по моему мнению, для нее как института ни эпатирующие видеоблогеры, ни ангажированные журналисты не страшны. Они, в первую очередь, опасны для молчаливого и непостоянного в своих суждениях большинства российского общества. Опасны, так как подрывают сложившиеся представления о добре и о зле, которые и отделяют человека от животных.

Конечно, таких людей, как Соколовский, по-человечески жаль. В первую очередь, они именно люди, пускай морально заблудившиеся, но никак не монстры. Но жалость не должна означать снисходительность с точки зрения закона.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *