«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1:1)
Больше месяца назад на «Афонтово» прошла премьера цикла передач «Библейское слово с Митрополитом Пантелеимоном». О том, как удается создателям программы говорить о Священном Писании с телеэкранов и как меняется их взгляд на мир — беседуем с одним из авторов передачи, сотрудником Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» Юрием Пасхальским.
— Как возникла идея создания подобных передач, и сложно ли их готовить?
— Инициатива исходила от самого Владыки Пантелеимона. Именно у него родилась идея сделать такой проект.
Первый выпуск мы делали около месяца. Он казался очень сложным, ведь еще только выбирался формат. Первоначально у нас на руках были только записи слова Архипастыря, и мы думали, как разнообразить видео. В итоге остановились на создании небольших сюжетов, способных приблизить библейские события к нашей жизни, актуализировать повествование — звучат цитаты из Библии, сопровождаемые видеорядом из жизни города. Сложность была еще и в том, чтобы быстро наполнить видеоархив, а еще до недавнего времени у нас не было камеры и оператора.
Другая часть работы — поиск цитат из Священного Писания. Цитаты, которые, так или иначе, подходили бы к тексту, искать сложно, это занимает большое количество времени, ведь нам не хочется делать что-то «очевидное» (скажем, если Владыка говорит о понятиях добра и зла, то очевидным было бы привести отрывок, где в Книге книг упоминаются именно эти понятия) — мы делаем сюжеты параллельными: с одной стороны, они взаимосвязаны со словами Владыки, с другой — являются самостоятельными, говорящими о том же самом, но под другим углом.
Легко дается то, что Владыка своим рассказом о Библии ведет нас по пути познания. Он как бы раскрывает нам содержание Священного Писания. Мы следуем за его словами, и в этой канве нам работать легко.
— Каково твое личное отношение к содержательной части программы?
— В повседневной суете часто остается за гранью нашей жизни самое важное — чтение и понимание Библии. Зачастую на Священное Писание просто не хватает места в жизни. Странно читать Библию во время работы, а когда приходишь домой, то обычно уже не можешь ни на чем сосредоточиться. Здесь у меня появилась замечательная возможность через слова, сказанные Владыкой, осмыслять и искать для себя ответы в Священном Писании.
Я очень благодарен проекту, потому что я сам начал читать Ветхий Завет, пророческие книги.
ЕСЛИ ХОТЬ ОДИН ЧЕЛОВЕК ПОСМОТРИТ ПЕРЕДАЧУ И ОТКРОЕТ БИБЛИЮ, ЗНАЧИТ, МЫ КОРПЕЛИ НАД ПРОЕКТОМ НЕ ЗРЯ
Для меня это стало очень важной частью жизни. С начала работы над «Библейским словом» я читаю Библию чаще, чем когда-либо. Даже когда я планомерно прочитывал Священное Писание, не было такого эффекта, потому что не было комментариев, в том числе и тех, которые дает архиерей. Именно поиск в Библии ответов на вопросы, которые задает зрителю архиерей — очень благодатная почва для восстановления духовной жизни.
«Библейское слово» дало мне возможность внимательно рассматривать смыслы Книги книг. У меня появилось время, причем рабочее, на то, чтобы изучать Библию и переосмыслять свою жизнь. Определенные цитаты из Библии (не обязательно те, которые мы используем) оседают во мне. Сейчас я это чувствую, когда читаю более внимательно. Взгляд на мир тоже меняется, потому что когда ты читаешь диалог Бога с человеком, постоянно вникаешь в это, то начинаешь смотреть на события, которые происходят вокруг тебя, совершенно по-другому.
— Какой отклик получила передача с момента премьеры?
— Многие знакомые уже смотрят программу, узнают благодаря сарафанному радио. Отклики хорошие. Когда я показываю сюжеты своим друзьям, коллегам, они говорят, что все это очень здорово.
Однако, когда я сам посмотрел «Библейское слово» по телевизору, оно мне казалось чем-то непонятным: митрополит говорит о том, о чем по телевидению не говорят, потом — видеоряд, зачастую экспериментальный… Я боялся и до сих пор немного боюсь, что «Библейское слово» будет для многих чем-то необъяснимым, и даже бы назвал стиль передачи арт-хаусным: картины Брейгеля и Босха, падающий снег, идущие по улицам и смотрящие в кадр люди, и при этом музыка и цитаты про Адама и Еву — все это кажется чем-то очень непривычным.
Нам повезло, что к подготовке передачи подключаются известные православные журналисты, и они находят экспериментальный подход как раз действенным: непонятное и непривычное в передаче и должно быть, ведь люди сами должны тянуться к пониманию библейских сюжетов, если у них есть желание. Ну, а если желания нет, то тут не поможет ничего.
Кроме того, у нас есть еще один зритель, который дал «Библейскому слову» очень высокую оценку — наш Архипастырь. Владыка сказал, что с его участием подобная передача готовится впервые, а ведь опыт участия в телевизионных проектах у нашего митрополита довольно разнообразен. В понимании Владыки это ненавязчивая проповедь, которая обращена не только к верующим, но и к людям, которые еще не пришли к вере, и возможность плавно рассказать человеку о самых важных вещах.
ОБРАЗЫ КУЛЬТУРЫ УЗНАВАЕМЫ И ПОНИМАЕМЫ ТОЛЬКО В КОНТЕКСТЕ БИБЛИИ
— На твой взгляд, насколько такие программы нужны Красноярску и Красноярскому краю?
— Это как раз то, о чем мы с коллегами сейчас читаем в Священном Писании. Пророк Исаия говорит о том, что нужно обратиться к Богу, но его слышат далеко не все: он — глас вопиющего в пустыне (см. Ис. 40:3).
Мы хотели сделать проект миссионерским, рассказывать людям о Писании те вещи, которые они не знают. То, что это нужно и необходимо, для нас предельно ясно. Но считают ли так люди, считает ли так большинство? Каждому нужны блокбастеры, мороженое, прогулки в парке, крепкий сон, хорошая компания и куда-нибудь отправиться в путешествие. Разумеется, еще любовь, дети, семья… А нужно ли красноярцам познавать Библию в формате телепередачи, частных встреч, бесед, лекториев?
Проблема в том, что у нас регион достаточно неверующий, так уж исторически сложилось. Сейчас, в частности, митрополия и ее духовенство пытается эту ситуацию выправить. В конечном счете, каждый сам выбирает, нужно ему это или нет. За всех красноярцев и за весь наш народ я сказать не могу. Но если хоть один человек посмотрит «Библейское слово» и откроет Библию, это значит, что все часы, которые мы корпели над проектом, были проведены не зря. Если честно, у меня есть на это определенная надежда и отчасти уверенность, потому что среди моих знакомых есть люди, которые заинтересовались Священным Писанием, и даже начинали спорить со мной о каких-то вещах.
«Библейское слово» всем нам необходимо. То, что мы говорим с телевизионных экранов — читали на протяжении последних 2000 лет миллиарды людей. Но это не только разговор о Библии, не только проповедь. В своих сюжетах мы говорим о вещах, казалось бы, напрямую не связанных с христианством. Это и искусство, и живопись, и архитектура, и скульптура, и музыка. Почему все это подходит к словам из Библии? Потому что вся наша культура, и русская, и западная, любые образы — узнаваемы и понимаемы только в контексте Библии.
В рамках телевизионного цикла «Библейское слово с Митрополитом Пантелеимоном» правящий архиерей рассказывает о Священном Писании в контексте современности. Раскрыть смысл текстов Библии помогают творения художников и композиторов разных времен, а также видеоматериалы из фондов Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом».
Передача носит миссионерско-просветительский характер и ориентирована на широкую аудиторию.
Где посмотреть?
Показы выпусков из цикла проходят на телеканалах, входящих в Ассоциацию телевещателей и телепроизводителей Красноярского края «Енисей ТВ».
В Красноярске передача выходит в эфир раз в две недели в 20.00 на телеканале «Афонтово». Свежие выпуски выкладываются на сайте kerpc.ru — в правой колонке главной страницы сайта. Все видео также доступны на сайте kasdom.ru и на Youtube-канале Центра.
Для газеты «Православное слово Сибири» и сайта kasdom.ru