Едва ли театр начинается с вешалки. Он начинается с пьесы. Еще великий Мейерхольд говорил, что судьба театра всецело остается зависимой от объединения именно драматурга с актером. Классики писали для современных им театров тем языком, которым говорили окружающие. Драматургия, как и театр в целом — это те пласты искусства, которым необходимо быстро реагировать на состояние общества. Театральную классику никто не отменял, но иногда хочется почувствовать не только близость смысла, но и увидеть в пьесе знакомый набор реалий. Смены предлагаемых обстоятельств не всегда достаточно, да и редко кому удается сделать это убедительно.
Новую драму называют сердитой, даже упрекают в очень уж критическом отношении к действительности. Некоторые, напротив, поговаривают, что она недостаточно критична. Возможно молодая пьеса — это что-то про нажитые нами бытовые и социальные комплексы? Самое время взглянуть на современную драму своими глазами.
ТЮЗ
Молодежный театр обречен на современную драматургию в репертуаре. И действительно, именно в стенах ТЮЗа можно познакомиться с молодой пьесой не только в формате камерных историй, но и увидеть масштабные спектакли на большой сцене и даже открыть для себя социальный театр.
Работа с современной драмой проводилась и в формате лаборатории. Традиционно фестиваль с говорящим названием «Вешалка» знакомил зрителя с новыми пьесами и пополнял репертуар ТЮЗа. Правда тематикой лаборатории последних двух лет было кино — именно так в репертуар театра попали два блистательных спектакля по мотивам знаменитых фильмов: «Дорога» и «Горькие слезы Петры фон Кант». Что будет с лабораторией в следующем театральном сезоне — решительно неизвестно, о новой «Вешалке» ТЮЗ пока не заявил, но заинтриговал фестивалем для детей и молодежи «Язык мира», который проходит в традиционное для «Вешалки» время.
Несмотря на то, что театральный сезон вот-вот завершится, вы можете запланировать поход на эти спектакли по современной пьесе в следующем театральном сезоне:
- «Подросток с правого берега» как отсылка к театру.doc;
- «Как я стал…» и «Наташина мечта» по пьесам Ярославы Пулинович;
- «Кеды» Любы Стрижак;
- Комикс «Волшебные пальцы», в основе постановки пьеса Вячеслава Дурненкова и Марии Зелинской.
Театр имени Пушкина
Театр имени Пушкина ничуть не уступает правобережному ТЮЗу. Отличительная особенность репертуара театра Пушкина — это географический размах. Именно здесь можно увидеть и читки пьес красноярских драматургов, и посетить перфоманс швейцарских авторов.
Но более тесно познакомиться с современной драматургией (а то и вовсе ее полюбить) поможет ежегодный фестиваль современных форм театра «Драма. Новый Код». Здесь зритель может увидеть не только читки самых современных пьес в мастерском исполнении труппы театра, но и увидеть действительно исключительные для нашего города эксперименты.
Современная драматургия в театре Пушкина:
- «Ба» Юлии Тупикиной;
- «Бог резни» французской актрисы и драматурга Ясмины Реза;
- «Жанна» и «Земля Эльзы» Ярославы Пулинович;
- Перфоманс прямиком из Швейцарии «Questioning/Кто ты?».
Театр на Крыше
Не откладывайте знакомство с современной драматургией на следующий театральный сезон. «Театр на крыше» — это явление крайне приятное и своего рода даже исключительное Именно этот проект доказывает, что традиции уличного театра актуальны как никогда, а современная драма живет где угодно и когда угодно: на крыше, в клубе, в автомобильном центре, в общем — везде.
Примечательно, что именно «Театр на крыше» дает возможность увидеть полноценные спектакли красноярских авторов. Яркий пример — стильный спектакль-трип «Фрилайф» по пьесе Ксении Пещик.
Репертуар в общем-то практически полностью состоит из современной драматургии, что вкупе с непривычными местами показов делает «Театр на Крыше» не только отличным поводом для знакомства с новой драмой, но и поможет искушенным красноярским театралам немного расширить театральные горизонты. Репертуар регулярно пополняется и билеты раскупаются довольно быстро.
Какие спектакли «Театра на Крыше» можно посмотреть сейчас?
- «Город, где я» Ивана Вырыпаева, который пришёл на замену отличной пьесе «Пьяные» того же автора;
- «Кандиаты»;
- «Фрилайф»;
- Родителям рекомендуем обратить внимание на детскую интерактивную сказку «Малени».
Если поход в театр — это решительно не ваше или к постановкам современных режиссеров вы относитесь крайне насторожено, а мысль о том, что это все еще и по молодой драме приводит вас в ужас, то рекомендуем подойти к вопросу без посредников при помощи чистого текста. Не хотелось бы говорить «один на один», но тут оно уместнее других.
Фестиваль молодой драматургии «Любимовка»
Пожалуй, самый популярный фестиваль современной драматургии как среди зрителей, так и среди самих драматургов. На сайте фестиваля вы всегда можете найти пьесы в открытом доступе. Любимовка — это независимый проект с богатой историей. Занимательный факт: фестиваль проходил в подмосковной усадьбе Константина Сергеевича Станиславского, что и подарило ему столь интересное название. Ежегодно «Любимовка» отбирает множество пьес, которые формируют репертуар современного театра по всей России.
На официальном сайте фестиваля вы найдете самые актуальные пьесы, большие списки самой разной драматургии в абсолютно свободном доступе. Более того, на youtube-канале можно посмотреть не только читки, но и обсуждения пьес зрителями, критиками и другими не менее интересными личностями.
Конкурса драматургов «Евразия»
Не менее популярный конкурс современной драматургии под руководством Екатеринбургского Коляда-Театра. Впервые был проведен в 2002-ом году и успел собрать на сайте целую библиотеку современной драмы. В целом «Евразия» — это один из немногих конкурсов, в котором отбирается не только пьесы для взрослой аудитории, но и для детского театра.
Николай Коляда — имя в современной драматургии очень значимое, он и сам является автором множества пьес, которые ставятся не только на территории России. К слову, он не менее блестящий педагог, среди его учеников: Ярослава Пулинович, Анна Батурина, Василий Сигарев и другие не менее известные современной русской драме имена.
Пьесы доступны для свободного скачивания. Кстати, в этом году в лонг-листе в номинации «Пьеса для камерной сцены» красуется «Жалость к павшим-2» красноярцев Артура Матвеева и Василия Прокушева.
Конкурс новой драматургии «Ремарка»
В сравнении с двумя предыдущими титанами современной драматургии, «Ремарка» — это очень молодой конкурс, но многообещающий. В этом году Олег Липовецкий удачно представил «Ремарку» красноярскому зрителю на фестивале ДНК пьесой Даны Сидерос «Стена живых».
В течение двух лет на конкурс принимались пьесы только от авторов Северо-Западного Федерального округа, но по просьбам драматургов, проживающих за его пределами организаторы приняли решение добавить вторую номинацию «Весь мир», где представлены пьесы вне зависимости от места проживания.
На сайте конкурса в свободном доступе представлены не только ссылки на свободное скачивание пьес, но и видео с читок и не менее интересные обсуждения.
Какая же она, современная драма? Нередко она избегает ту самую унылую праздность. Часто она не подразумевает зрелище глазами. Можно высокомерно упрекать молодую драму за то, что она не всегда следует за эстетической максимой «сделай мне красиво». Но, вопреки всем нападкам, она существует, ее много и она разная. А еще современная драматургия — это когда про людей. Ей хорошо везде: на большой сцене, на камерной, на крыше, да и просто в лабораториях в виде читок. Приходите знакомиться.