Яркие краски чужого праздника

1(4)

Первый «залп красок» в Красноярске. 2013 год.

Человеческая природа полна противоречий. С одной стороны, во всех нас живет здоровая тяга к неизменности, сохранению своих привычек и образа жизни. С другой стороны — в нас так же умещается не менее здоровая тяга к вечному поиску, открытию чего-то нового и внедрению этого в свою жизнь.

В борьбе и нахождении баланса между этими двумя противоречивыми наклонностями — и судьбы отдельных людей, и истории целых стран и народов. Нередко бывает так, что некогда невиданная новинка сравнительно быстро успевает прижиться в чужих, казалось бы, условиях. Вот, Петр I в свое время чуть ли не насильно заставлял российскую элиту курить табак — чтобы все как в Европе было. И хоть в наши дни популярна уже противоположная тенденция, российское общество, несмотря на всю антиникотиновую пропаганду, от табачного дыма отказывается крайне неохотно.

Что скрыто за краской?

И вот, на наших с вами глазах в Красноярске зародилась новая традиция — «залпов красок», в ходе давно уже ставшего привычным и знакомым фестиваля «Зеленый» на острове Татышев. Что они собой представляют? Это красочные баталии в прямом смысле этого слова — участников праздника осыпают порошками разных ярких цветов.

Это необычно, это запоминается, это привлекает, — так мне в телефонном интервью объяснили организаторы «Зеленого» внедрение красочной церемонии в программу фестиваля три года назад. Собеседники подчеркнули: именно она сейчас является одной из визитных карточек всего праздника.

Надо отметить, что подобные «красочные» мероприятия становятся постепенно привычными и для других крупных городов России. Смущает лишь вопрос: все ли участники знакомы с происхождением этого действа? А оно, между тем, неотделимо от так называемого праздника Холи в традиционном индийском язычестве. В этот день приверженцы индуизма отмечают наступление весны и нового года по своему календарю.

А вот так Холи празднуют в самой Индии

А вот так Холи празднуют в самой Индии

Чужой праздник для чужих божеств

Единого взгляда на происхождение Холи в индуизме нет. Кто-то полагает, что этот праздник стал даром божества Вишну наименее привилегированной касте «шудра» — крестьянам, слугам и рабам. Поэтому, кстати, верхушка индийского общества этого праздника до сих пор сторонится.

Другие приписывают ему более развернутую  и красочную предысторию, включающую спасение вышеназванным божеством своего почитателя от злобных демонов (хотя и самого Вишну с точки зрения христианской морали трудно признать добрым и благодушным). Третьи вспоминают воскрешение другим могущественным божеством, Шивой, сожженного им же ранее бога любви Каму — тот имел неосторожность помешать медитации Шивы. Такие вот нравы у индийских божеств, ничего не поделаешь.

Если же рассматривать Холи с более материалистической точки зрения, то сразу бросается в глаза, что праздник приурочен к началу сезона сельскохозяйственных работ — отмечается он в полнолуние весеннего месяца пхалгуна (конец февраля — начало марта по привычному нам календарю), а никак не летом.

И что выходит? «Залп красок» является неотъемлемой частью индийского праздника Холи. Праздника чужой культуры, чужой страны и чужой религии. Вопрос о степени допустимости перенимания иностранных традиций всегда будет дискуссионным.  Но одно дело — осваивать непривычную для своей страны спортивную игру, вроде бейсбола или гольфа, и совсем другое дело — внедрять выдернутый из контекста элемент языческого празднества, имеющий сакральное значение. Это столь же уместно, как если бы те же индусы в свои праздники совершали крестный ход с православными иконами и хоругвями.

Одно из  скульптурных изображений бога Шивы. Именно его невольно восхваляют участники «залпов красок».

Одно из скульптурных изображений бога Шивы. Именно его невольно восхваляют участники «залпов красок».

Краски и поверхности

Здесь  кто-то может сказать, что «красочные залпы» якобы увлекательнее и зрелищнее крестных ходов. Потому индусы с иконами не ходят, а вот мы красками посыпать себя будем. Но, даже если так, то есть ли будущее у общества, которое отказывается от содержания в пользу формы?

Это не игра формулировок. Пышные зрелищные церемонии с использованием красок, огня, причудливых костюмов и много другого характерны для самых разных политеистических культов. Но что мы найдем под ними? В том же индуизме за причудливыми и внешне привлекательными действами сокрыты многие сомнительные явления: кастовое общество, человеческие жертвоприношения, обычай хоронить жену вместе с мужем — к слову, полностью все это в Индии не искоренено и поныне. Готовы ли принять это поклонники «красочных залпов»?

Может, это кому-то покажется занудством, но с одной только этической точки зрения нельзя изымать из конкретной религии что-то одно, отсекая ее от общей мировоззренческой системы. Язычество, будь то индийское, скандинавское или славянское, в отличие от христианства, никогда не ставило своей целью преобразовать человеческую природу в лучшую сторону. Языческим божествам не нужны ни смирение, ни покаяние, ни любовь своих адептов — лишь жертвы вкупе с пышным празднованием в свою честь. Поэтому нужны ли нам в ХХI веке заигрывания с иностранным политеистическим культом? Пускай каждый читатель сам найдет для себя ответ на этот вопрос…

Максим Рычков

Максим Рычков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *