О святых — Красноярску

i78

Церковь — это плоть от плоти и кровь от крови наша страна, наше общество и наш народ. И лишним доказательством тому стал один из новейших церковных праздников, утвержденных по благословению Святейшего Патриарха Кирилла — Собор святых Красноярской митрополии. К его первому празднованию в Архиерейском доме  города Красноярска был приурочен кинозал «Русских вечеров» — показ документальных фильмов о святых и святынях Приенисейской Сибири.

Жизнь не ради золота

 «Мы с вами богаты. Мы действительно богаты, ведь наша земля и наша история — это не только поиски земного <…>, не только завоевания и совершения, великие стройки. Это и подвиги людей, духовные примеры и идеалы. Для нас это высший эталон; икона — не рисунок ребенка, а житие святого — не сказка на ночь. Все это реально, все это было, было рядом и не так уж давно», —  сказал в ходе кинопоказа руководитель проекта «Касьяновский дом», член Совета Гражданской Ассамблеи Красноярского края Андрей Бардаков

Что нам являет этот праздник? Что значит для нас само наличие земляков, прославленных в сонмах святых? Очень и очень многое. Это являет нам то, что святые — это не обязательно люди, жившие далеко-далеко от нашей малой родины столетия назад, в чьих описаниях трудно отделить факты от легенд. Святыми могут стать и те, кого принято называть обычными людьми, но сделавшими  в необычной ситуации выбор в пользу евангельских истин — порой ценой своей жизни.

Продолжая свою речь, Андрей Васильевич вспомнил про произведение совершенно, казалось бы, далекого от Православия и России американского писателя:

i75

«Думаю, многие из вас помнят рассказ писателя Джека Лондона «Любовь к жизни». Там речь идет о двух золотоискателях, один из которых бросает товарища, оставляет его одного, с вывихнутой ногой среди бескрайней тундры, жестоких условий Севера. Он — даже имени у этого героя нет — идет — он любит жизнь, борется за нее <…>. Но с золотом, которое несет за своими плечами, этот человек расстается только перед страхом смерти, и то частями. И вот он находит останки сначала растерзанного олененка, потом — своего предателя-товарища. <…> От него остались только кости и мешочек с золотом, который он так и не смог бросить. Наверное, еще меньше остается от тех, кто ищет в жизни этого самого царства земного, ведь она — это не только мимолетные радости и удовольствия. И об этом нам напоминают судьбы наших святых.

К сожалению, сами красноярцы, даже верующие и воцерковленные, пока еще не слишком осведомлены о своих святых земляках. Конечно, отдельные имена известны и чтимы, в первую очередь, святителя Луки (Войно-Ясенецкого), но к пониманию именно Собора красноярских святых нам еще только предстоит прийти.

Рассказать больше красноярцам о святых земляках, объяснить, почему их чтит сегодня Церковь, и почему их подвиг не потеряет своей живости и актуальности и в будущем — такую цель ставили организаторы кинопоказа. И важно, что рассказывали «летописцы, исследователи, свидетели этих событий, те, кто обычно стоит за кадром и потом дарит нам эти увлекательные истории», — отметил в своем приветственном слове ведущий встречи, руководитель пресс-службы и службы протокола Красноярской епархии, Андрей Скворцов.

Не жил, но горел

Первым документальным фильмом, показанным гостям Архиерейского дома, стала лента руководителя епархиального Информационно-аналитического и издательского отдела, главного хранителя «Касьяновского дома» Геннадия Малашина «„Он не жил, а горел ради Церкви Христовой…“ Жизнь и подвиг священномученика Димитрия Апанского (Неровецкого; +1919)». Фильм был снят на основе материалов об экспедиции трехлетней давности, организованной Издательским домом «Восточная Сибирь» к месту молитвенного подвига святого Димитрия — в современный Абанский район нашего края.

Иерей Димитрий Неровецкий жил в начале ХХ века и был, казалось, обычным сельским батюшкой. Уроженец Подольской губернии (Винницкая область современной Украины), в 1916 он переехал в Сибирь. Свое священническое служение отец Димитрий нес в селе Апанском Канского уезда Енисейской губернии. Помимо самого села, апанский Никольский приход включал в себя еще десять деревень.

Каким он был человеком? «Человек, весьма осторожный в жизни, мягкий в выражениях, уступчивый в разговорах — он не входил в компромиссы в делах веры, в вопросах церковных. Он жил для прихода, не служил, а горел на ниве Христовой», — писал об отце Димитрии благочинный 6-го участка Канского уезда уже после его мученической гибели.

Неторопливая жизнь сельского прихода со своими житейскими невзгодами и маленькими радостями в тяжелые годы Первой мировой войны была разрушена новой, еще более страшной войной — гражданской. Войной, где друг другу противостояли уже не жители разных стран, а вчерашние соседи, друзья и даже родные. В Канском уезде жило немало крестьян из центральной России, переселившихся сюда в годы столыпинских реформ в поисках лучшей жизни. Ее при царе здесь смогли обрести лишь немногие. Это сделало новоселов восприимчивыми к громким лозунгам новой, советской власти, и в годы гражданской войны восточная часть современного Красноярского края стала вотчиной красных партизанских отрядов.

От рук одного из них, которым руководил известный своей жестокостью бывший унтер-офицер Апанович, и пал 8 марта 1919 года Димитрий Неровецкий. Красные давно и бездоказательно подозревали священника в помощи войскам, верным омскому правительству адмирала Колчака. Но будущий новомученик не служил ни красным, ни белым, он служил одной лишь Церкви Христовой. Тот же благочинный писал: «как скорбел о. Димитрий о своих прихожанах, уклонившихся в большевизм, сколько вздохов и тайных слез было у него за заблудших овец пред престолом Божиим!».

Священник уже подвергался допросам партизан. Потому и новый арест в канун праздника Торжества Православия он воспринял спокойно, даже не стал прощаться с супругой и детьми — не хотел тревожить родных. Но в тот день красные вопросов задавать не собирались; ими руководило желание убить, унизить, убрать с дороги чуждого и совершенно непонятного для них человека, в разгар безумной братоубийственной войны призывавшего людей к добру и примирению. Конечно, проще было видеть в нем пособника своих врагов.

Земной жизни отца Димитрия лишали долго и с невероятной жестокостью, полураздетым заставив 12 верст идти по морозу, привязанным к лошади. Память  об этом бессмысленном по своей жесткости убийстве еще не покинула те земли: вот и три года назад местные жители, среди которых были и потомки тех самых партизан, оказывали посильную помощь гостям из Красноярска, собиравшим сведения о жизни и молитвенном подвиге святого.

Неисповедимы пути Господни: обрести останки Димитрия Апанского тогда не удалось. Более того, возникло резонное сомнение: а не уничтожены ли они были красными еще в те далекие годы? Но начатая деятельность, вышедший небольшой документальный фильм совершенно неожиданно позволил познакомиться с живущими в Украине потомками святого. А они передали руководителям проекта бесценные сокровища — прижизненную фотографию Димитрия Неровецкого и грамоту, полученную им при рукоположении во священники. Летом 2013 года об этом никто и мечтать не мог…

i80

«Отца Димитрия не могли не убить. Господь призвал его служить к себе. Служить за свой оступившийся народ. Призвал стать жертвой, стать фундаментом нашей жизни — примером и образцом. Призвал в то время, когда люди становились волками, предавали друзей, мечтали и гнались за призраками…», — отметил в своем слове руководивший той экспедицией Андрей Бардаков.

«Я рад, что спустя время этот фильм смотрится очень живо. Дело тут не в авторе, а прежде всего, в выборе темы, героев, сюжета, честности подхода к сюжету, в попытке не говорить банальностей, рассказать о том, что наболело на сердце. Дело и в тех людях, которых Господь послал для того, чтобы снять фильм», — поделился впечатлениями сам автор фильма. Поблагодарив присутствовавших на событии членов творческой команды, работавшей над фильмом «Он не жил, а горел…», и всех единомышленников Геннадий Викторович продолжил: «Главное счастье, которое есть в моей жизни в связи с этим фильмом — это сам новомученик отец Димитрий, его икону с тех пор я всегда ношу с собой. Он вместе со мной, хранит во всех скорбях и горестях, помогает понять что-то новое в жизни. <…> Помогает отказаться от тех самых крупиц золота, о которых говорили сегодня, и накопить золото духовное — данное нам Богом».

Красота природная и красота духовная

Следующим фильмом, представленным гостям Архиерейского дома, стала лента «Мученики и исповедники» кинорежиссера Ириной Зайцевой, члена правления Союза кинематографистов Российской Федерации и Ассоциации документального кино Российской Федерации, призера российских и международных фестивалей.

Он был снят в 1994 году, когда семь десятилетий богоборчества только-только начинали становиться страницами прошлого, а само слово «новомученики» казалось чем-то чуждым и непонятным. Фильм «Мученики и исповедники» стал одним из своеобразных ледоколов для создателей последующих фильмов на религиозную тему, сломавших лед отчуждения и безосновательных стереотипов. Например о том, что прославлять память новомучеников — это обязательно славить тех, кто воевал против советской власти в гражданскую войну. Белое движение сражалось на полях битв с оружием в руках, а у святых была другая борьба и совершенно иное оружие, да и поддерживать любую сторону в самоуничтожающей войне они не намеревались.i87

«В фильме, когда к кресту подходят енисейские священники, возникает сияние. За это в Москве нас осудили: „Вы что, прославляете белое духовенство?“», — рассказала публике сама Ирина Борисовна, поведавшая также о предыстории фильма, о том, с какими сложностями и испытаниями ей пришлось столкнуться во время съемок и после показа картины на экранах города и страны. Так, прямо во время вручения номинации «Гран-при» на Московском православном фестивале ленту «Мученики и исповедники» неожиданно сняли с конкурса.

Роль Ирины Зайцевой в прославлении российских новомучеников отметил в своем слове и Геннадий Малашин, сказав, что без «Мучеников и исповедников» не было бы и «Он не жил, а горел…».

Ну а завершила кинопоказ премьера документального фильма «Сибирская лавра (Возрожденная обитель)». Фильм рассказывает о почти полуторавековой истории основанной в 1879 году Успенской мужской обители Красноярска, как о светлых эпизодах, так и страницах скорби и поругания святынь. В 1921 году монастырь был закрыт, и только в 2000-м помещения передали Красноярской епархии и началось возрождение обители.

Когда я работал над фильмом, то одной из причин было желание не просто рассказать тем же школьникам, ребятишкам и в целом людям, которые его посмотрят, историю и становление монастыря (хотя у нас скопилось огромное количество кадров именно реконструкции монастыря), а показать красоту здешних мест. У меня была любовь и гордость, что на этом красивом месте сейчас находится очень красивая обитель, которых в стране не так много. Это здорово», — поделился мыслями с аудиторией «Русских вечеров» Константин Корнеев.i91

Частью этой необычной встречи стало награждение оказавших неоценимую помощь в подготовке стартовавшего в прошлом месяце цикла передач «Библейское слово с Митрополитом Пантелеимоном». Грамоты за подписью правящего архиерея была удостоена ректор Красноярского государственного института искусств Марина Москалюк, благодарственной грамоты от общественной организации «Ладанка» — заведующая отделом русского искусства XVIII — начала XX вв. музея имени В.И. Сурикова Наталья Пименова.

Вот такой получилась эта встреча в жаркий июньский день. День первого празднования Собора святых Красноярской митрополии. Праздника, учрежденного для того, чтобы каждому жителю нашего огромного края достались свои крупицы духовного золота от своих прославленных Церковью земляков.


Мнения:

Милан Демин, предприниматель и благотворитель, участник духовно-просветительских проектов (Республика Сербия):

— Я очень благодарен моему другу Геннадию Викторовичу Малашину за приглашение на это мероприятие! Посмотрев эти фильмы, очень хорошие, живые фильмы о ваших святых, я поразился тем, как похожи истории наших  Церквей, наших стран и наших народов!

Это как одна пьеса, поставленная разными режиссерами: может быть, немного разные кулисы — но те же характеры, те же роли и те же герои! И среди сербских святых много тех, кто пострадал за веру как в годы борьбы с захватчиками-турками, так и в ХХ веке, в годы Второй мировой войны. Те события сильно напоминают гражданскую войну в России: у нас с оккупантами и  одновременно друг с другом воевали партизаны-коммунисты и четники — те были очень похожи на ваших белых. И многие из них пострадали именно за верность Православию.

Татьяна Демченко, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики профессиональной деятельности СибГТУ:

— Мы очень благодарны организаторам этого кинопоказа: нас с коллегами сегодня встретили, провели экскурсию по Иоанно-Предтченскому храму, Архиерейскому дому. Так что просмотр этих потрясающих фильмов стал  продолжением прекрасно начавшегося дня.

Узнавая о судьбах святых, задумываешься о смысле жизни. Особенно душевным получился фильм о святом Димитрии, фильм и о подвиге, и о человечности одновременно — и это потрясает!


Мероприятие состоялось в рамках первого празднования Собора святых Красноярской митрополии. Организаторы — Красноярская митрополия Русской Православной Церкви, Управление общественных связей Губернатора Красноярского края, Агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края, Дом дружбы народов Красноярского края, Красноярская региональная общественная организация духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка».

Максим Рычков

Максим Рычков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *