Жизнь на грани реальности: где искать корень зла?

Недавно пресс-служба краевого Минздрава опубликовала данные соцопроса, проведенного в 16 городах России, в том числе и в Красноярске. Согласно исследованию, около 90% учащихся от 15 до 17 лет находятся в сети более двух часов в день, жертвуя при этом прогулками и общением с семьей. Сегодня зависимость от Интернета не только среди детей и подростков, но и среди взрослых активно приобретает все новые формы выражения. Попытались разобраться с одной из них — зависимостью от компьютерных игр наши корреспонденты Ольга Новоселова и Роман Бобров.

photodune-369302-700x466

СИТУАЦИЯ В СТРАНЕ И МИРЕ

Игровая зависимость — один из видов психологической зависимости, проявляющейся в чрезмерной увлеченности компьютерными играми. Она не поражает граждан отдельно взятых государств, возрастов, социального положения и т.д. Проблема рано или поздно возникает во всем мире и, так или иначе, касается каждого, либо на личном примере, либо на примерах окружающих его людей. В странах мира внимание этой проблеме уделяется в разной степени.

Китай был одним из первых государств, кто на федеральном уровне признал, что зависимость от компьютерных игр является болезнью. Этому поспособствовал ряд смертельных случаев, в том числе убийств и самоубийств, причиной которым послужили игры в виртуальной реальности.

В этой борьбе Китай не одинок. Таиланд, Южная Корея, Вьетнам ввели режимы «родительского контроля» по отношению к играм. Немецкие и американские ученые и психиатры также активно занимаются изучением проблемы. Некоторые из них приравнивают игровую зависимость по степени вреда для человека к алкогольной и наркотической.

В России же исследования проводят лишь немногие специалисты. Пока подобную форму зависимости не включили ни в один из официально признанных списков заболеваний, врачи не могут не только поставить диагноз, но и вылечить человека.

Поэтому люди, столкнувшиеся с проблемой, обращаются за помощью к психологам и ищут совета в Интернете. Так, российские форумы пестрят вопросами «как отучить парня/мужа/сына/брата от компьютерных игр», а отчаявшиеся женщины проявляют чудеса изобретательности в попытках помочь близкому человеку. Примечательно, что запросов «как отучить девушку/жену/дочку/сестру» в разы меньше.

Dollarphotoclub_60084718-700x492

КАТЕГОРИЯ «GAMES»

В самой зависимости от ком­пьютерных игр можно различить несколько форм. Первая из них — зависимость от одиночных несете­вых игр, не позволяющих «уйти» слишком глубоко. Как правило, здесь разработчики используют специфику доступных им средств выразительности и взаимодействия с игроком, чтобы выстроить исто­рию и организовать полноценное «погружение» в игру. Для людей, склонных чрезмерно увлекаться книгами, сериалами и фильмами, они могут оказаться опасной ло­вушкой.

Правда, рано или поздно такие игры либо заканчиваются, либо быстро приедаются. В этом случае человек попадает в зависимость не от игромании как таковой, а от кон­кретной игры. Но это не отменяет вероятности того, что взамен уже пройденной игры, они не начнут ис­кать новую. Ведь игра окончена, а желание играть осталось. Если игра сюжетная, то проблема решается, когда все уровни пройдены. Если она в более свободной форме, то все равно через какое-то время однооб­разный игровой опыт наскучит.

Гораздо страшнее второй тип — сетевые игры. Дело в том, что там опыт формируется не самой игрой, а разными игроками со всего мира, и поэтому сам по себе бесконечно разнообразен. Тут есть и сетевые шутеры, вроде различных версий Counter Strike, которые в свое время «с головой» захватывали игроков, и массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры (Massively multiplayer online role-playing game), вроде World of Warcraft, куда люди «уходили» на месяцы и даже годы. Игроки теряли все социальные свя­зи в реальном мире, некоторые из них умирали, позабыв о еде и сне.

Сегодня им на смену пришел еще более захватывающий из-за динамичности жанр многопользо­вательской онлайновой боевой аре­ны (Multiplayer Online Battle Arena). О самом ярком его примере — DotA слышали почти все. Последствия чрезмерного увлечения такими играми широко известны многим по примерам среди близких и гром­ким новостям. Подобная вирту­альная реальность в состоянии из­рядно подпортить жизнь не только игроку, но и его окружению. Все вышеописанные симптомы толь­ко усугубляются, а зависимость не проходит сама. Человек становится агрессивен, теряет интерес к своей собственной жизни, дела отходят на второй план. Многие из наших соот­ечественников по этой причине лишились учебы, работы, семьи, друзей.


dollarphotoclub_68940373-700x470

ЗАВИСИМОСТЬ БЕЗ ПРИКРАС

Как уже говорилось ранее, от игровой зависимости не застра­хован никто. Наш герой — обыч­ный красноярец по имени Даниил. 25-летний архитектор решил поде­литься историей своей победы над привычкой, которая чуть было не лишила его нормальной жизни.

— Для меня это было (и в какой-то мере остается) одним из множества способов провести день с минимумом пользы и максимумом удоволь­ствия. Таких развлечений, ко­торые крадут ценное время, в мире много. Просмотр фильмов (а особенно сериалов взахлеб), чтение дешевой бульварной литературы без капли смысла, азартные игры, алкоголь. Каж­дый убивает свободное время так, как нравится. Но иногда это становится проблемой.

Как и везде, корень пробле­мы — в злоупотреблении. Мне не раз случалось просидеть за осо­бо увлекательными играми весь день, потеряв счет времени. Хорошо, если день выдался сво­бодный, и это просто развле­чение. Но когда тебя окружают учебные, рабочие, социальные обязанности, это может про­изойти спонтанно и не вовре­мя. Скажем, собирался я сегодня над дипломом поработать, или другое полезное дело сделать, но решил часок-другой передо­хнуть и между обедом и ужином завоевать Рим или спасти Го­тэм от очередной страшной угрозы. Не посмотрел на часы, или посмотрел, но решил, что можно еще немного посидеть, и тут бац! — день прошел, уже и спать пора, а оторваться сил нет. Даже ужин пропустил. И хорошо, если это случилось однократно, но в особых случа­ях (вроде летних каникул, отпу­ска) это может превратиться в своего рода «запой». Играешь днями напролет, ничего полез­ного не делаешь, уже совесть мучает, режим сбился, с людьми не виделся неделю, странно хи­хикаешь и видишь явно ненор­мальные сны, но не «отпуска­ет».

Такая пучина в одно время чуть не поглотила и моего бра­та. Все время, что он был дома, он только играл. Поговорить с ним было нельзя, находиться в одной комнате тоже невоз­можно: он кричал в микрофон, порой, забываясь, даже про­пускал ругательства. Кричал и от злобы, и от радости, эмо­ции явно били ключом, мешали ему спать и трезво мыслить. Это, кстати, еще один из корней зависимости — сильные эмоции.

Fotolia_40180143_Subscription_Monthly_XXL-700x463

Сильные эмоции от игр я давно перестал понимать, хотя в детстве, бывало, сам стучал по клавиатуре и пинал ни в чем неповинный компью­тер. Но все люди разные. Еще когда я играл много и регуляр­но, я уже стал понимать, что надо держать эмоциональную дистанцию от происходящего. Получать удовольствие можно, но когда поражение наливает глаза кровью и заставляет сту­чать кулаком по столу — надо остановиться. Это уже не при­носит удовольствия, а я не для того в игры играю.

В конце концов, зависимость каждый человек преодолева­ет сам, но во многом благода­ря окружающим. И для меня, и для брата решением проблемы стала нарастающая роль в обществе, рост социальной ответственности. Я за­нят работой и семьей, брат постоянно занят учебой или работой в ККСО. Время от времени мы оба все еще играем в свои любимые игры, но проблемой это больше не кажется, потому что никому не мешает вести нормаль­ный образ жизни.

Многие из нас, особен­но в России, считают ком­пьютерные игры детским занятием. Ярлык «детско­го занятия» вешается на конкретные слова, явле­ния, которые гораздо шире этой возрастной группы. А между тем, дети гораздо восприимчивее к зависимо­стям. Вспоминая даже себя лет в 10-14, я очень бурно и эмоционально реагиро­вал на игры, и будь у меня тогда DotA, кто знает, вы­брался ли бы я. Сегодня это мне даже не угрожает, я просто не смогу испы­тать от всего этого до­статочно сильные эмоции, чтобы зависимость сфор­мировалась.

Поэтому я хотел бы напомнить мамам, папам, и всем тем, кто считает компьютерные игры «дет­ским занятием», наравне с другими играми (как буд­то футбол кто-то счи­тает детским занятием из-за слова «игра»). У всего сегодня есть возрастной рейтинг. Большинство игр, в которые запоем играют ваши дети 10-14лет, имеют порог 16+, 17+ и 18+. Это не «детские игры». Их напол­нение не рассчитано на вос­приятие детским мозгом, и дело здесь не только в наси­лии, сексе и ругательствах. Это развлечения, созданные для вполне взрослых или уже подрастающих людей, спо­собных отдавать себе от­чет в своих действиях, и не только не повторять сте­реотипы поведения героев игры, но и контролировать свое увлечение. Не руковод­ствуйтесь устаревшими стереотипами, смотри­те на рейтинги. Не может игра или фильм с рейтин­гом 17+ быть детской.


Dollarphotoclub_78635733-700x466

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Денис, 18 лет, студент:

— Проблема компьютерных игр связана не с зави­симостью от них, а со свобод­ным временем. Люди играют в игры, когда им нечем заняться. Уделить час-два своего време­ни на то, чтобы поиграть — не страшно. Страшно, когда вме­сто полезных дел занимаешься играми. Это уже зависимость.


Олеся, 27 лет, сотрудник банка:

— Зависимость от компьютерных игр — это болезнь. Игро­маны в живой жизни общаться с людьми не умеют, ведь в вирту­альном мире они крутые, смелые и их реальной сущности и внеш­него облика никто не видит. У моей подруги есть брат с такой проблемой. Учебу забросил, си­дит целыми днями за компьюте­ром и никого не слушает.


Дарья Сергеевна, 50 лет, домохозяйка:

— Я вообще не по­нимаю этой дурной привычки современ­ного поколения. Компьютерные игры — пустая трата времени. Сколько полезного можно сде­лать за это время! И ладно, если бы они были развивающими, об­учающими. А ведь в них сплош­ные убийства и войны. Надо с детства воспитывать правильно. К примеру, мой сын не имеет та­кой привычки.


Федор, 26 лет, механик:

— Считаю, что компьютерные игры опасны для детей и подростков. Для взрослого человека это один из способов отдохнуть, в то вре­мя как подростки могут уйти в игры «с головой». Им гораздо легче увязнуть в компьютерной реальности, и это становится на­стоящей зависимостью, в то время как взрослый человек видит грань.


Aнна, 28 лет, преподаватель английского языка:

— Я знаю моло­дого человека, кото­рый постоянно играл в онлайн игры, сидя на шее у сестры и родителей. Сейчас вроде не играет, работать заставили. Но то, что это можно смело на­звать зависимостью — правда. Мои наблюдения показали, что такая зависимость, в основном, среди парней распространена. Она опасна тем, что человека перестает интересовать окру­жающий мир, а главное — его собственная реальная жизнь.


Дмитрий, 21 год, продавец-консультант:

— На мой взгляд, компьютерные игры не только не вредят, но даже помогают развивать человека, например, логику и реакцию. Все зависит от жанра игры. Что же касается меня, то я никогда не страдал зависимостью. Ком­пьютер я использую больше для работы, нежели для игры. Иногда я сажусь поиграть, но это продолжается не более двух часов.


Владимир, 30 лет, музыкант:

— Во всем нужно знать меру. Об этом даже некоторые раз­работчики игр прямо предупреждают. Я знаю случаи, когда люди теряли многое, по­гружаясь в пучину игромании, но, получив жизненный урок, возвращались. Что-то подоб­ное было и со мной. Возможно, пройти испытание компьютер­ной зависимостью для тех, кто предрасположен к различным зависимостям, не самый плохой способ обрести к ним иммунитет.


Dollarphotoclub_66543014-700x561

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Иерей Родион Петриков, пред­седатель отдела православных психологов Крас­ноярской епархии, штатный священ­ник Покровского кафедрального собора:

— На сегодняшний день игровая зависимость уже за­являет о себе как о серьезной проблеме. У нас это не так сильно развито, как, напри­мер, в Китае, поскольку мы технически еще страна от­стающая. У них же существу­ют целые реабилитационные центры для игрозависимых людей.

Ко мне обращались не­сколько церковных людей с проблемой игрозависимости. Один из них для предотвра­щения своей страсти к играм даже принимал обет трезво­сти, который мы специально расширили для людей, вовле­ченных в компьютерные игры.

Я считаю, что игровая за­висимость — это зависимость будущего. Ее причиной в пер­вую очередь является падшая природа человека, который склонен искать утраченный рай. Ему хочется создать для себя такую реальность, в ко­торой не будет дискомфорта. А компьютерная реальность как никакая другая позволяет человеку создать особый мир, в котором он будет чувство­вать себя комфортно, и где он сможет реализовать всё, что невозможно осуществить в реальной действительности.

Вторая причина — психо­логическая. Она заключается в том, что у человека слабо развиты какие-либо интересы. Почему так происходит? Дело в том,что родители современ­ного поколения чрезвычайно заняты. Мы живем в потреби­тельском обществе, ценности которого измеряются успехом. Чтобы стать успешным, необ­ходимо много работать. Так, в связи с карьеризмом и сверх­занятостью возникает такой стиль воспитания, как гипоо­пека — недостаток внимания. В итоге дети предоставлены

сами себе, либо няньке, либо компьютерной няньке. Роди­телям выгодно, чтобы дети сидели у компьютера. К этому приводит занятость родителей и их скрытая, но все же суще­ствующая заинтересованность в том, чтобы ребенок посто­янно был чем-то занят. И ком­пьютер здесь подходит лучше всего. Там постоянно всё об­новляется, легкое управле­ние и сильное воздействие на нашу ведущую систему вос­приятия — зрительный канал. Это занимает огромное поле внимания ребенка.


Ольга Загороднова, специалист отдела православ­ных психологов Красноярской епархии, психолог:

— Корни этой зависимости такие же, как и у любой другой. У зависимо­го человека не формируется реализация в современном мире. Если это ребенок, то, как правило, современные роди­тели постоянно заняты дости­жением материальных целей (ведь нам же сейчас нужны машины и квартиры покруче). Так родители «уходят» из се­мьи, а ребенок остается один. Они перестают показывать пример, учить, как преодоле­вать трудности, как справлять­ся с кризисом и т.д. А ребенок ищет альтернативный способ реализации.

Если это взрослый человек, то это психологически не по­взрослевшая личность. В ка­ком возрасте он начал играть, в том возрасте он и остался. Например, если начал в 18, а сейчас ему 40, то психологи­чески ему все еще 18.

Еще одна причина кроется в пассивности нашего мира. Сейчас мужчины сидят в офи­се, занимаются рутинной ра­ботой, а им на генетическом уровне хочется завоевывать. В «мире комфорта», где мы можем иметь всё, что угодно, это желание реализуется как раз через компьютерные тан­ки, стрелялки.


Для газеты «Православное слово Сибири» и сайта kasdom.ru

Источник фотографий: firestock.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *